Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая

Переход из детского сада в школу – непростой этап для ребенка. Родители и педагоги несут ответственность за благополучный период адаптации. Как снизить напряжение в первые недели, обсудили совместно с детским психологом. Альфией Шамьеновой и учителем начальных классов Каниной Полиной.

Как ребенок привыкает к школе

Приспособление первоклассника к школьной жизни — ответственный момент, на который родители часто обращают недостаточно внимания. Взрослые обычно ставят ребенка перед фактом без учета его опасений, недопонимания и тревоги.

Детский психолог Альфия Шамьенова: «Разница между школой и детским садом велика. В саду ребенок привык к яркой реакции на каждое свое действие, но школа прежде всего ставит задачу дать знания, а не обучить взаимодействию с окружающим миром.»

В начальной школе ребёнок проходит три этапа адаптации.

  1. Социальная адаптация.

Это новое сообщество, новые лица и новые правила. Ребенок понимает свою новую функцию, учится общаться с педагогом и сверстниками.

  1. Физиологическая адаптация.

Так адаптируется детское тело к новым реалиям. Сложности с приспособлением к школьной жизни сказываются на сне, пищевом поведении и вызывают усталость.

  1. Психологическая адаптация.

В школе нужно не только слушать преподавателя, но и разбираться в его словах, трудиться на занятиях и выполнять домашнюю работу. Ребёнку необходимо постигать новую действительность и ориентироваться в ней.

Зрелость нервной системы играет важную роль. Обычно она наступает в 7 лет, поэтому не стоит отправлять ребенка в школу раньше. С неразвитой нервной системой трудности с восприятием информации на слух, чтением и письмом неизбежны. Адаптация в таком случае будет сложнее.

От чего зависит успех в адаптации

«Каждый ребенок адаптируется к школе по-своему. В целом период привыкания может занимать от двух до шести месяцев, однако наибольшие трудности обычно возникают в первые две или три недели,» — отмечает учительница начальных классов Полина Канина.

Ребенок, ходивший в детский сад, скорее найдет общий язык с новыми людьми, чем тот, который рос дома. Впрочем, это не обязательно означает успех во всех других аспектах адаптации.

Ребёнок, росший в семье с повышенным детоцентризмом и избыточным вниманием, может испытывать трудности с адаптацией.

Альфия Шамьенова заявляет, что вопрос о подготовке к школе больше не сводится к месту учебы и занятости ребенка. Главным становится то, чему его научили родители и другие важные взрослые: умению совершать ошибки, адекватно реагировать на последствия своих действий и анализировать их самостоятельно.

Успешная адаптация ребёнка раннего возраста возможна при надлежащей подготовке.

  • Ребенок ведёт себя оживлённо среди одноклассников и свободно общается с учителем.
  • Внимательно относится к занятиям и с легкостью справляется с задачами на дом.
  • Эмоциональный фон ребенка уравновешен, отсутствуют колебания настроения и стремление избегать учебы.
  • Быстро приспособился к новому режиму дня.

Идеальный результат получается не всегда. Дополнительная помощь часто необходима ребёнку.

Как скорректировать неуспешную адаптацию

Альфия Шамьенова указывает на ряд тревожных признаков, свидетельствующих о заторможенном или неэффективном процессе адаптации.

  1. В классе ребёнок ведет себя отстранённо и испытывает одиночество.

Классу требуется атмосфера тепла, «второго дома», которую руководитель должен сотворить и разделить со всеми учениками. На переменах необходимо проводить игры, развивающие общение и сплочение коллектива.

  1. Плохая успеваемость.

Затруднения при усвоении учебного материала, отставание сверстников, медленная скорость чтения свидетельствуют о проблемах с адаптацией. Неудачная учеба понижает самооценку, что также сказывается на социализации ребенка.

Учитель начальных классов Полина Канина говорит, что педагогу важно учитывать, что игра долгое время была ведущей деятельностью учеников. Поэтому некоторые этапы урока следует проводить в игровой форме. Полезно будет и положительное подкрепление успехов: хвалите детей и поощряйте приобретение новых навыков.

  1. Негативное отношение к школе.

Жалобы на уроки, одноклассников и учителей часто встречаются при неудачной адаптации. Родители могут помочь ребенку понять назначение школы, ее структуру и важность налаживания взаимоотношений с другими учениками и взрослыми.

Учитель должен преподавать с доверительной улыбкой, проявляя к ученикам доброжелательность и интерес.

  1. Неусидчивость.

Первоклассник испытывает сильные эмоции, что естественно. Но если ребенок не может контролировать их во время урока, его поведение мешает учителю и одноклассникам. Тогда педагогу необходимо корректировать ситуацию: поговорить с учеником, при необходимости обратиться к школьному психологу и обсудить проблему с родителями для комплексного решения.

Важно обсудить проблемы с родителями малыша: поскольку большая часть времени дети проводят в доме, главную роль в адаптации играют именно родители. Иногда взрослым сложно справиться без поддержки, и тогда следует обращаться к специалистам – психологам или логопедам.