«Как научить ребёнка дружить?» — оРодители часто обращаются к психологам за советом, как помочь детям не чувствовать себя одинокими. Мамы и папы хотят, чтобы дети могли устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в обществе. Ребенок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее адаптируется в коллективе, учится и развивает свои способности.

В этой статье рассмотрим трудности общения детей, способы их преодоления, особенности адаптации к новым группам сверстников и варианты реагирования на конфликты между ними.

Содержание:

  • Какие трудности в общении с друзьями могут испытывать дети?
  • Как помочь ребенку учиться дружить и общаться с другими детьми?
  • Как сделать, чтобы ребёнок смог поладить с другими детьми на новом месте или с соседями?
  • Обучение совместной игре у детей: советы родителям по укреплению детского коллектива.
  • Как можно организовать совместную работу детей?
  • Когда ребёнка оскорбляют на улице или на детской площадке, что делать?

Какие трудности с общением со сверстниками могут возникать у ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Сначала разберёмся, что такое «дружба». Существует много определений. Применительно к детям, дружба — это близкие и доверительные отношения с взаимной привязанностью, поддержкой и сочувствием.

Детские проблемы могут показаться взрослым незначительными и не требующими внимания. Ребёнок же может страдать из-за трудностей в общении с другими детьми и не только. Большая часть этих переживаний остаётся непонятной для ребёнка. Но психика детей очень ранима и восприимчива, поэтому ребёнку сложно справиться с такой проблемой самостоятельно.

Рассмотрим главные факторы, вызывающие трудности в общении у детей.

Ребёнок-интроверт

Prostock-studio/Shutterstock.com

Интроверты, включая детей, старательно обходят стороной общение. Из-за свойств характера им комфортнее оставаться одному или в узком кругу знакомых. Чувствуют себя уверенно только дома, при общении с мамой и папой, а также другими близкими людьми. Такие дети не будут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не стремится выйти в свет.

«Мнительный» ребёнок

Застенчивых детей и подростков называют «мнительными». Такие дети сильно боятся новых ситуаций, им страшно говорить или действовать. Трудно ответить у доски, даже зная тему, и трудно играть в коллективные игры. Страх вызовет насмешки окружающих. проблемах с самооценкой.

Семья и её влияние

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первое место, где ребёнок может продемонстрировать свою индивидуальность и личные черты. Это семья. Если в ней принимают его как отдельную личность. Учитывая любое мнение ребенка, даже если оно отличается от мнения родителей, и поощряя самостоятельность во всех областях. Такому ребёнку легко будет проявлять себя и за пределами семьи. Подсознательно от окружающих люди ожидает подобного отношения.

Когда в семье ребёнка не ценят мнение и не стремятся его услышать, с ровесниками у него могут возникнуть сложности в общении.

Как помочь ребёнку научиться дружить и общаться с другими детьми?

Prostock-studio/Shutterstock.com

В этом вопросе нет алгоритма действий.

Родителям важно помнить о значимости личного примера. В семьях, где принято принимать гостей и гулять вместе, детворе проще обзаводиться друзьями.

В детской компании лучше воздержаться от критики окружающих, даже если речь идёт о друзьях. Следите за своими эмоциями и проявляйте к людям уважение и доброту. это самый лучший ориентир для ребёнка.

В известной пословице говорится: «Дети» как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».

В связи с этим:

  • Обсудите с ребенком саму идею «дружбы»; попытайтесь совместно определить это понятие.
  • Опишите значение дружбы в жизни человека, какое благо и счастье она приносит.
  • Размышляйте о персонажах произведений о дружбе, анализируйте их действия и связывайте причины и следствия в ситуациях, когда герои становятся друзьями или расстаются.

Вы можете выбрать книги и мультфильмы для совместного просмотра из представленного ниже списка.

Книги

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Виктор Юзефович Драгунский — автор сборника «Денискины рассказы».
  2. Михаил Александрович Самарский – «Радуга для друга».
  3. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
  4. Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
  5. «Приключения Незнайки и товарищей» Н.Н. Носова.
  6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, живущий на крыше».
  7. Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
  8. Гайдар Аркадий Петрович, «Тимур и его команда».
  9. Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
  10. Чингиз Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».

Мультфильмы

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Крошка Енот».
  2. «По дороге с облаками».
  3. «Кот Леопольд».
  4. «Чебурашка и Крокодил Гена».
  5. «Жил-был пес…».
  6. «Король Лев».
  7. «А что ты умеешь?».
  8. «Золотая антилопа».
  9. «Рио».
  10. «Рио 2».
  11. «Ледниковый период».
  12. «История игрушек».
  13. «Как приручить дракона».

Обнаруживайте все шедевры «Союзмультфильма» – от золотых коллекций до новых премьер. на нашем портале!

Фильмы

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Пеликан».
  2. «Дамбо».
  3. «Мой друг мистер Персиваль».
  4. «Освободите Вилли».
  5. «Восточный ветер».
  6. «Девочка и лисёнок.
  7. «Белль и Себастьян».
  8. «Миа и белый лев».
  9. Вход разрешён только гостям.
  10. «Великан».
  11. «Сорванец»
  12. «Привет, Джули!».
  13. «Хористы».

А также:

  • Предлагайте детям расширять круг общения.
    Знакомства могут происходить на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок взаимодействовал с разными возрастными группами: как со сверстниками, так и со старшими детьми/взрослыми.
  • Обучайте ребёнка разрешению конфликтов мирными способами, предлагая варианты развития событий даже в уже произошедших ситуациях. При проявлении дипломатии от ребёнка обязательно похвалите его. Необходимо обсуждать эмоции и чувства ребёнка, а также предполагаемые чувства других людей.
  • Содействуйте развитию детей, раскрытию их потенциала.

Как ребёнку найти друзей во дворе и подружиться с соседями?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Часть детей легко идёт на контакт и знакомится с другими, а другим труднее подойти к играющим. Это трудный, порой невозможный шаг, особенно если речь идет о новом месте. Что делать в этой ситуации родителям?

Попробуем выделить основные моменты:

  1. Знакомя ребёнка с новыми детьми, не принуждайте его к общению и дружелюбию.
  2. Скажите ребенку слова из знакомой песенки: «Поделитесь улыбкой своей, и она к вам не раз еще вернется». Расскажите, что с грустным и рассерженным человеком мало кто захочет дружить и играть.
  3. Когда говоришь с кем-то, смотрим на лицо собеседника. это очень сближает.
  4. Иногда для дружбы достаточно совместной игры. Дайте ребёнку возможность полностью расслабиться, привыкнуть к обстановке и присоединиться к игре с другими детьми.
  5. Избегайте вмешательства в диалоги и игры детей. Присутствуйте лишь при возникновении серьезных конфликтов. Ребятам трудно управлять чувствами, что может привести к непредсказуемым вспышкам.
  6. Когда малыш охотно делится игрушками, можно позвать его друга из песочницы сыграть с личными вещами.
  7. Позвольте ребенку звать друзей домой. Такая атмосфера способствует развитию дружбы.
  8. Расскажи ребенку, почему нужно помириться после ссоры и признать свои ошибки. В ссоре самое главное… Способность замечать собственные промахи и искренне извиняться – черта истинных сильных личностей.
  9. Если ребенок испытывает страх или отторжение по отношению к другому ребенку, обсудите это и попытайтесь понять причину такой ситуации.

Как поощрить совместную игру у детей? Родительские советы по созданию дружной детской компании.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игра играет огромную роль в развитии ребенка. Взрослый должен… Сделать игру интересной для всех детей, помогая им в её организации.

Что важно помнить взрослому человеку?

  1. Пусть дети сами захотят поиграть.
  2. Игра не прекращается, пока все дети получают от неё удовольствие.
  3. Организуйте для детей командные игры, где нет соперничества. Хорошим вариантом являются игры, например «Поиск сокровищ», где команда ищет спрятанный клад, или «Передай дальше», в которой дети передают предмет по кругу до команды «стоп». Тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары. В конце коридора они стоят, а свободный игрок становится водящим) и так далее.
  4. Дайте детям свободно двигаться, создав комфортную и безопасную атмосферу.
  5. Выбирайте универсальные по возрасту игры.
  6. Отдавайте предпочтение неструктурированным играм. В таких играх нет строгой повестки и правил, позволяя всем детям чувствовать себя комфортно. Сюда относятся спортивные игры с элементами лазанья, бега и прыжков без четкой цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и погоня за ними; игры с водой, песком, пластилином; строительные игры: возведение «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).

Не беспокойтесь о ребёнке, выходящем гулять или во двор. — установите приложение «Где мои дети»Чтобы всегда быть в курсе местоположения устройства и получать оповещения при выходе за пределы назначенных зон безопасности!

Как организовать совместную деятельность детей?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Детская дружба возникает естественным образом, когда дети занимаются чем-то не только совместным, но и увлекательным. Общий опыт и действия порождают взаимоинтерес. Ребята замечают в другом схожесть, близость души.

Для детей дошкольного возраста связующим звеном может быть, например, свободная игра. Чтобы игра состоялась, необходимо предлагать варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать различные конфликтные ситуации.

Для детей школьного возраста Это прогулки, походы, совместная работа над домашними заданиями и объединения по интересам.

Младшим детям необходимо и важно создавать, а подросткам… Давать возможность завязать дружбу через игры, мероприятия, кружки, студийные занятия и другие тренинги.

Тематическая вечеринка

В организации тематических праздников (пиратские квесты, военные квесты, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, ковбойские, гангстерские, зомби и т.п.) стоит искать особое предпочтение. Взрослый потребуется основательно подготовиться, придумать конкурсы по тематике (их множество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Не ребёнок не останется равнодушным, если тема вечеринки понравится всем.

Пикник

Prostock-studio/Shutterstock.com

Идея организации пикникаПодготовка к пикнику вместе сплачивает детей. Развести огонь, приготовить сосиски или маршмеллоу на нём, запечь картошку, поиграть в мяч – все это сближает малышей. — это обязательно сплотит детей.

Туристический поход

Организовать однодневный туристический поход Чтобы сблизиться как детям, так и взрослым, можно объединяться семьями с друзьями или соседями. Можно разработать простой маршрут для совместных походов. это всегда про объединение и снятие зажимов.

Сдружившись с родителями других детей, можно организовывать совместные прогулки, походы в парк, кафе, кино и прочее. Большой шанс, что ребенок раскрепостится, и диалог с другими детьми наладится спонтанно.

Кружки, секции, студии, объединения

Каждый родитель замечает у своего ребёнка таланты, интересы, хобби.
Их можно использовать для расширения круга знакомств. Такой возможности есть как в крупных, так и в малых населённых пунктах.

Маленький художник найдёт новых друзей в изостудии.
Конструктор может познакомиться с детьми, как и любит собирать модели, на занятиях по робототехнике. Любители спорта…
спортивные объединения; танцы Любители танцев, сцены и литературы. Театральные коллективы и художественные студии. объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и т. д. и т. п.