
«Как научить ребёнка дружить?» — оРодители часто обращаются к психологам за советом, как помочь детям не чувствовать себя одинокими. Мамы и папы хотят, чтобы дети могли устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в обществе. Ребенок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее адаптируется в коллективе, учится и развивает свои способности.
В этой статье рассмотрим трудности общения детей, способы их преодоления, особенности адаптации к новым группам сверстников и варианты реагирования на конфликты между ними.
Содержание:
- Какие трудности в общении с друзьями могут испытывать дети?
- Как помочь ребенку учиться дружить и общаться с другими детьми?
- Как сделать, чтобы ребёнок смог поладить с другими детьми на новом месте или с соседями?
- Обучение совместной игре у детей: советы родителям по укреплению детского коллектива.
- Как можно организовать совместную работу детей?
- Когда ребёнка оскорбляют на улице или на детской площадке, — что делать?
Какие трудности с общением со сверстниками могут возникать у ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com
Сначала разберёмся, что такое «дружба». Существует много определений. Применительно к детям, дружба — это близкие и доверительные отношения с взаимной привязанностью, поддержкой и сочувствием.
Детские проблемы могут показаться взрослым незначительными и не требующими внимания. Ребёнок же может страдать из-за трудностей в общении с другими детьми и не только. Большая часть этих переживаний остаётся непонятной для ребёнка. Но психика детей очень ранима и восприимчива, поэтому ребёнку сложно справиться с такой проблемой самостоятельно.
Рассмотрим главные факторы, вызывающие трудности в общении у детей.
Ребёнок-интроверт

Prostock-studio/Shutterstock.com
Интроверты, включая детей, старательно обходят стороной общение. Из-за свойств характера им комфортнее оставаться одному или в узком кругу знакомых. Чувствуют себя уверенно только дома, при общении с мамой и папой, а также другими близкими людьми. Такие дети не будут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не стремится выйти в свет.
«Мнительный» ребёнок
Застенчивых детей и подростков называют «мнительными». Такие дети сильно боятся новых ситуаций, им страшно говорить или действовать. Трудно ответить у доски, даже зная тему, и трудно играть в коллективные игры. Страх вызовет насмешки окружающих. проблемах с самооценкой.
Семья и её влияние

Prostock-studio/Shutterstock.com
Первое место, где ребёнок может продемонстрировать свою индивидуальность и личные черты. —Это семья. Если в ней принимают его как отдельную личность. —Учитывая любое мнение ребенка, даже если оно отличается от мнения родителей, и поощряя самостоятельность во всех областях. —Такому ребёнку легко будет проявлять себя и за пределами семьи. Подсознательно от окружающих люди ожидает подобного отношения.
Когда в семье ребёнка не ценят мнение и не стремятся его услышать, с ровесниками у него могут возникнуть сложности в общении.
Как помочь ребёнку научиться дружить и общаться с другими детьми?

Prostock-studio/Shutterstock.com
В этом вопросе нет алгоритма действий.
Родителям важно помнить о значимости личного примера. В семьях, где принято принимать гостей и гулять вместе, детворе проще обзаводиться друзьями.
В детской компании лучше воздержаться от критики окружающих, даже если речь идёт о друзьях. Следите за своими эмоциями и проявляйте к людям уважение и доброту. — это самый лучший ориентир для ребёнка.
В известной пословице говорится: «Дети» — как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».
В связи с этим:
- Обсудите с ребенком саму идею «дружбы»; попытайтесь совместно определить это понятие.
- Опишите значение дружбы в жизни человека, какое благо и счастье она приносит.
- Размышляйте о персонажах произведений о дружбе, анализируйте их действия и связывайте причины и следствия в ситуациях, когда герои становятся друзьями или расстаются.
Вы можете выбрать книги и мультфильмы для совместного просмотра из представленного ниже списка.
Книги

Prostock-studio/Shutterstock.com
- Виктор Юзефович Драгунский — автор сборника «Денискины рассказы».
- Михаил Александрович Самарский – «Радуга для друга».
- Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
- Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
- «Приключения Незнайки и товарищей» Н.Н. Носова.
- Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, живущий на крыше».
- Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
- Гайдар Аркадий Петрович, «Тимур и его команда».
- Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
- Чингиз Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».
Мультфильмы

Prostock-studio/Shutterstock.com
- «Крошка Енот».
- «По дороге с облаками».
- «Кот Леопольд».
- «Чебурашка и Крокодил Гена».
- «Жил-был пес…».
- «Король Лев».
- «А что ты умеешь?».
- «Золотая антилопа».
- «Рио».
- «Рио 2».
- «Ледниковый период».
- «История игрушек».
- «Как приручить дракона».
Обнаруживайте все шедевры «Союзмультфильма» – от золотых коллекций до новых премьер. на нашем портале!
Фильмы

Prostock-studio/Shutterstock.com
- «Пеликан».
- «Дамбо».
- «Мой друг мистер Персиваль».
- «Освободите Вилли».
- «Восточный ветер».
- «Девочка и лисёнок.
- «Белль и Себастьян».
- «Миа и белый лев».
- Вход разрешён только гостям.
- «Великан».
- «Сорванец»
- «Привет, Джули!».
- «Хористы».
А также:
- Предлагайте детям расширять круг общения.
Знакомства могут происходить на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок взаимодействовал с разными возрастными группами: как со сверстниками, так и со старшими детьми/взрослыми. - Обучайте ребёнка разрешению конфликтов мирными способами, предлагая варианты развития событий даже в уже произошедших ситуациях. При проявлении дипломатии от ребёнка обязательно похвалите его. Необходимо обсуждать эмоции и чувства ребёнка, а также предполагаемые чувства других людей.
- Содействуйте развитию детей, раскрытию их потенциала.
Как ребёнку найти друзей во дворе и подружиться с соседями?

Prostock-studio/Shutterstock.com
Часть детей легко идёт на контакт и знакомится с другими, а другим труднее подойти к играющим. —Это трудный, порой невозможный шаг, особенно если речь идет о новом месте. Что делать в этой ситуации родителям?
Попробуем выделить основные моменты:
- Знакомя ребёнка с новыми детьми, не принуждайте его к общению и дружелюбию.
- Скажите ребенку слова из знакомой песенки: «Поделитесь улыбкой своей, и она к вам не раз еще вернется». Расскажите, что с грустным и рассерженным человеком мало кто захочет дружить и играть.
- Когда говоришь с кем-то, смотрим на лицо собеседника. — это очень сближает.
- Иногда для дружбы достаточно совместной игры. Дайте ребёнку возможность полностью расслабиться, привыкнуть к обстановке и присоединиться к игре с другими детьми.
- Избегайте вмешательства в диалоги и игры детей. Присутствуйте лишь при возникновении серьезных конфликтов. Ребятам трудно управлять чувствами, что может привести к непредсказуемым вспышкам.
- Когда малыш охотно делится игрушками, можно позвать его друга из песочницы сыграть с личными вещами.
- Позвольте ребенку звать друзей домой. Такая атмосфера способствует развитию дружбы.
- Расскажи ребенку, почему нужно помириться после ссоры и признать свои ошибки. В ссоре самое главное… —Способность замечать собственные промахи и искренне извиняться – черта истинных сильных личностей.
- Если ребенок испытывает страх или отторжение по отношению к другому ребенку, обсудите это и попытайтесь понять причину такой ситуации.
Как поощрить совместную игру у детей? Родительские советы по созданию дружной детской компании.

Prostock-studio/Shutterstock.com
Игра играет огромную роль в развитии ребенка. Взрослый должен… —Сделать игру интересной для всех детей, помогая им в её организации.
Что важно помнить взрослому человеку?
- Пусть дети сами захотят поиграть.
- Игра не прекращается, пока все дети получают от неё удовольствие.
- Организуйте для детей командные игры, где нет соперничества. Хорошим вариантом являются игры, например «Поиск сокровищ», где команда ищет спрятанный клад, или «Передай дальше», в которой дети передают предмет по кругу до команды «стоп». —Тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары. В конце коридора они стоят, а свободный игрок становится водящим) и так далее.
- Дайте детям свободно двигаться, создав комфортную и безопасную атмосферу.
- Выбирайте универсальные по возрасту игры.
- Отдавайте предпочтение неструктурированным играм. В таких играх нет строгой повестки и правил, позволяя всем детям чувствовать себя комфортно. Сюда относятся спортивные игры с элементами лазанья, бега и прыжков без четкой цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и погоня за ними; игры с водой, песком, пластилином; строительные игры: возведение «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).
Не беспокойтесь о ребёнке, выходящем гулять или во двор. — установите приложение «Где мои дети»Чтобы всегда быть в курсе местоположения устройства и получать оповещения при выходе за пределы назначенных зон безопасности!
Как организовать совместную деятельность детей?

Prostock-studio/Shutterstock.com
Детская дружба возникает естественным образом, когда дети занимаются чем-то не только совместным, но и увлекательным. Общий опыт и действия порождают взаимоинтерес. Ребята замечают в другом схожесть, близость души.
Для детей дошкольного возраста связующим звеном может быть, например, свободная игра. Чтобы игра состоялась, необходимо предлагать варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать различные конфликтные ситуации.
Для детей школьного возраста —Это прогулки, походы, совместная работа над домашними заданиями и объединения по интересам.
Младшим детям необходимо и важно создавать, а подросткам… —Давать возможность завязать дружбу через игры, мероприятия, кружки, студийные занятия и другие тренинги.
Тематическая вечеринка
В организации тематических праздников (пиратские квесты, военные квесты, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, ковбойские, гангстерские, зомби и т.п.) стоит искать особое предпочтение. Взрослый потребуется основательно подготовиться, придумать конкурсы по тематике (их множество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Не ребёнок не останется равнодушным, если тема вечеринки понравится всем.
Пикник

Prostock-studio/Shutterstock.com
Идея организации пикникаПодготовка к пикнику вместе сплачивает детей. Развести огонь, приготовить сосиски или маршмеллоу на нём, запечь картошку, поиграть в мяч – все это сближает малышей. — это обязательно сплотит детей.
Туристический поход
Организовать однодневный туристический поход —Чтобы сблизиться как детям, так и взрослым, можно объединяться семьями с друзьями или соседями. Можно разработать простой маршрут для совместных походов. — это всегда про объединение и снятие зажимов.
Сдружившись с родителями других детей, можно организовывать совместные прогулки, походы в парк, кафе, кино и прочее. Большой шанс, что ребенок раскрепостится, и диалог с другими детьми наладится спонтанно.
Кружки, секции, студии, объединения
Каждый родитель замечает у своего ребёнка таланты, интересы, хобби.
Их можно использовать для расширения круга знакомств. Такой возможности есть как в крупных, так и в малых населённых пунктах.
Маленький художник найдёт новых друзей в изостудии.
Конструктор может познакомиться с детьми, как и любит собирать модели, на занятиях по робототехнике. Любители спорта… — спортивные объединения; танцы —Любители танцев, сцены и литературы. —Театральные коллективы и художественные студии. — объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и т. д. и т. п.