Фото: img.freepik.com

В моменты детских истерик или замалчивания обид многие родители желают скорейшего исчезновения негативных эмоций у детей. Можно ли это осуществить?

Возможно ли воспитать ребёнка так, чтобы он не испытывал отрицательных чувств?

Краткий ответ — нет, а это к лучшему. Человеческий мозг так устроен, что все эмоции — и приятные, и неприятные — выполняют важные функции. Попытки создать «стерильную» эмоциональную среду, свободную от гнева, страха или печали, не только бесполезны, но и вредны. Дети, которым постоянно говорят «Не плачь!», «Не злись!», «Не бойся!», со временем теряют контакт со своими эмоциями и хуже регулируют своё состояние.

Эксперимент Стэнфордского университета демонстрирует: когда родители постоянно умаляют негативные переживания ребенка («Это ерунда, не стоит расстраиваться»), у него активизируется правая островковая доля мозга, отвечающая за физическую боль. В таком случае реакция похожа на ту, которая возникает при реальном физическом страдании. Напротив, признание и принятие эмоций («Я вижу, как ты расстроен») снижает уровень стресса и помогает быстрее восстановить равновесие.

Для чего нужны негативные эмоции?

Сильные негативные эмоции — древняя сигнальная система, помогающая человеку ориентироваться в мире. Страх предупреждает об опасности, гнев защищает границы, грусть сигнализирует о потере или необходимости отдыха. Базовые эмоции универсальны для всех культур именно потому, что необходимы для выживания.

Развитие обуславливается рядом ключевых функций, выполняемых отрицательными эмоциями.

  1. Злость подпитывает энергией для преодолдения барьеров, а страх побуждает уклоняться от опасностей.
  2. Ребенок через слезы или гримасы лица сообщает взрослым о своих нуждах, если пока не умеет их озвучить.
  3. Ребенок, перерабатывая и преодолевая небольшие неудачи, научается справляться с более значительными проблемами.

Родительская поддержка ребенка в трудные моменты способствует формированию прочных связей в мозге между лимбической системой, регулирующей эмоции, и префронтальной корой, отвечающей за мыслительные процессы и контроль поведения.

Можно ли позволить ребёнку плакать и кричать?

В вопросе допущена распространенная ошибка: противопоставление «разрешать» и «запрещать». Лучше задать вопрос о том, как помочь ребенку высказать сильные негативные чувства безопасным образом.

Изучение эмоционального контроля демонстрирует:

  1. Плач помогает снять напряжение, так как в слезах содержатся гормоны стресса.
  2. Крик – частый способ для ребенка заявить о боли, страхе или сильном расстройстве. Родители должны помочь ему найти другие способы выражения чувств: например, топать ногами при гневе или громко произносить «Я злюсь!».

Важно помнить: чувства приветствуются, но действия должны быть контролируемыми. Гнев на брата допустим, но физическая агрессия – нет. Можно проявлять гнев, крича в подушку, но не оскорблять бабушку.

Пять научных методов поддержки ребенка в управлении отрицательными чувствами.

  1. Назовите, чтобы приручить
    Техника «эмоционального зеркала» проста и эффективна: «Я вижу, ты сейчас злишься/боишься/расстроен». При повторении названия состояния активность миндалевидного тела снижается на 30-40%. Это как будто вы включили свет в темной комнате — страх становится менее сильным.
  2. Создайте «контейнер» для эмоций
    Младшим детям, до семи-восьми лет, трудно справляться с эмоциями без помощи взрослого. Взрослый выступает для них «контейнером», помогая им обрести контроль. Спокойное присутствие взрослого во время истерики ребенка способствует его постепенному усвоению этого состояния.
  3. Предложите физический выход
    Сильные негативные эмоции провоцируют выброс адреналина — тело готово к действию. Помогите этой энергии найти выход: попрыгать на месте, порвать старую газету, сжать и разжать кулаки десять раз. Физическое действие помогает «разрядить» эмоциональное напряжение.
  4. Используйте метафоры и образы
    Для детей дошкольного возраста лучше всего подходят образные объяснения: «Злость, как огонь, может сжечь, если вырвется наружу, но если держать в себе, то греет». Или: «Грусть, как туча, приходит, поливает дождем и уходит». Такие метафоры помогают детям отстраниться от эмоции и взглянуть на неё со стороны.
  5. Покажите конструктивные примеры
    Дети учатся управлять эмоциями, глядя на взрослых. Говоря: «Я сейчас очень зол, поэтому глубоко дышу, чтобы успокоиться», вы даёте важный урок. Ребенок проживает ваш опыт и добавляет его в свой эмоциональный багаж.

Что не следует делать? Частые ошибки воспитателей.

  1. Неприятие эмоций как основа для беспокойства («Из-за этого не стоит грустить!») ведет к подавлению, а не к пониманию чувств.
  2. Взыскание за проявление эмоций («Если будешь кричать — останешься без мультфильмов») внушает мысль о нежелательности некоторых чувств.
  3. Избыток опеки лишает ребёнка возможности выстраивать навыки терпения к трудностям.

Выводы

Отрицательные чувства ребёнка — не враги, требующие поражения, а сигналы, которые нужно уметь распознавать. Задача родителей — научить ребёнка преодолевать эмоциональные бури, сохраняя при этом свою целостность.
Каждый эпизод, когда вы спокойно и с любовью помогаете ребёнку пройти через гнев, страх или печаль, становится важным уроком, который вносит вклад в его душевное здоровье на долгие годы вперёд. И этот труд оправдан.