
В моменты истерик или замкнутости из-за обид многие родители желают скорейшего избавления ребёнка от этих отрицательных чувств.
Возможно ли воспитать ребёнка, который не испытывает плохие чувства?
Кратко: нет, и это хорошо. Мозг человека так устроен, что все эмоции — как положительные, так и отрицательные — выполняют важные функции. Попытки создать «стерильную» эмоциональную среду, свободную от гнева, страха или печали, не только бесполезны, но и вредны. Дети, которым постоянно говорят «Не плачь!», «Не злись!», «Не бойся!», со временем теряют контакт со своими эмоциями и хуже справляются со своим состоянием.
Эксперимент в Стэнфордском университете показал: регулярное обесценивание негативных переживаний ребенком родителями активизирует правое островковое полушарие мозга, отвечающее за физическую боль, словно ребенок испытывает ее на самом деле. Признавая и принимая эмоции ребенка («Я вижу, как ты расстроен»), снижается уровень стресса и восстанавливается равновесие быстрее.
Для чего нужны негативные эмоции?

Сильные негативные чувства — это древняя система оповещения, помогающая человеку ориентироваться в мире. Страх предостерегает об опасности, гнев защищает границы, а грусть сигнализирует о потере или необходимости отдыха. Базовые эмоции одинаковы для всех культур именно потому что необходимы для выживания.
Развитие предполагает важную роль негативных эмоций.
- Ярость придает силы для разрушения преград, страх подсказывает, как избежать опасностей.
- Ребенок сообщает о своих нуждах с помощью слез или гнева в лице, поскольку слова для этого у него пока нет.
- Переживая и преодолевая малые неудачи, ребёнок приобретает навыки для решения больших проблем.
Помогая ребенку справиться с негативными эмоциями, родители стимулируют формирование прочных связей между лимбической системой и префронтальной корой в мозге. Эта связь служит основой эмоционального интеллекта.
Можно ли позволять ребёнку плакать и кричать?
В этом вопросе есть общая ошибка: сравнивать «разрешать» и «запрещать». Лучше спросить, как помочь ребёнку проявлять сильные негативные эмоции безопасно.
Научные исследования эмоциональной регуляции демонстрируют…
- Плач — естественный способ снять напряжение. Гормоны стресса выделяются в слезах, благодаря чему организм очищается от него. Прекращение плача приводит к накоплению этих веществ.
- Крик – частый способ для ребенка сообщить о боли, страхе или сильном дискомфорте. Родители должны не запрещать крик, а научить находить другие варианты выражения чувств: например, вместе потопать ногами при гневе или громко сказать «Я злюсь!».
Важно помнить: допустимы чувства, но не все действия. Можно сердиться на брата, но не поднимать на него руку; можно закричать в подушку, но не оскорблять бабушку.
Пять научных методов поддержки ребенка в управлении отрицательными эмоциями.

- Назовите, чтобы приручить
Техника «эмоционального зеркала» проста и эффективна: «Я вижу, что ты сейчас злишься/боишься/расстроен». - Создайте «контейнер» для эмоций
Ребятам, особенно младше семи-восьми лет, трудно справляться с эмоциями без помощи взрослых. Взрослый действует как «контейнер» для ребенка во время его эмоциональных всплесков. Спокойное присутствие взрослого помогает ребенку постепенно успокоиться во время истерики. - Предложите физический выход
Сильные негативные эмоции провоцируют выброс адреналина — тело готово к действию. Помогите этой энергии найти выход: попрыгать на месте, порвать старую газету, сжать и разжать кулаки десять раз. - Используйте метафоры и образы
Для детей дошкольного возраста полезны сравнения с образами: «Злость, как огонь – может все уничтожить, если вырвется наружу, но если держать в себе, то будет греть». Или: «Грусть, как туча – приходит, поливает дождем и уходит». Такие метафоры помогают детям отстраниться от эмоции и взглянуть на нее с другой стороны. - Покажите конструктивные примеры
Дети учатся управлять эмоциями, примеряясь с поведением взрослых. Говоря: «Я сейчас очень злюсь, поэтому глубоко дышу, чтобы успокоиться», вы даёте важный урок. Ребенок переживает ваш опыт и включаете его в свой эмоциональный багаж.
Что не делать родителям? Частные промахи.
- Снисходительное отношение к чувствам («Из-за чего переживать!») приучает игнорировать эмоции вместо того, чтобы их разбираться.
- Штраф за проявления эмоций («Если будешь кричать, останешься без мультфильмов») внушает мысль о том, что определённые чувства нежелательны.
- Когда родители сразу избавляют ребёнка от любого недомогания или неприятности, то он не приобретает умение справляться с неудачами.
Выводы
Детские негативные эмоции не являются врагами, которые нужно преодолеть, а важными сигналами, освоить умение понимать которых необходимо. Задача родителей — научить ребенка проходить через бурю чувств, сохраняя при этом себя. Каждый эпизод, когда вы с любовью и спокойствием сопровождаете ребенка в его гневе, страхе или печали — это важный урок для него, который положительно влияет на его эмоциональное благополучие на долгие годы. Эта работа того стоит.