В моменты истерик или замкнутости из-за обид многие родители желают скорейшего избавления ребёнка от этих отрицательных чувств.

Возможно ли воспитать ребёнка, который не испытывает плохие чувства?

Кратко: нет, и это хорошо. Мозг человека так устроен, что все эмоции — как положительные, так и отрицательные — выполняют важные функции. Попытки создать «стерильную» эмоциональную среду, свободную от гнева, страха или печали, не только бесполезны, но и вредны. Дети, которым постоянно говорят «Не плачь!», «Не злись!», «Не бойся!», со временем теряют контакт со своими эмоциями и хуже справляются со своим состоянием.

Эксперимент в Стэнфордском университете показал: регулярное обесценивание негативных переживаний ребенком родителями активизирует правое островковое полушарие мозга, отвечающее за физическую боль, словно ребенок испытывает ее на самом деле. Признавая и принимая эмоции ребенка («Я вижу, как ты расстроен»), снижается уровень стресса и восстанавливается равновесие быстрее.

Для чего нужны негативные эмоции?

Сильные негативные чувства — это древняя система оповещения, помогающая человеку ориентироваться в мире. Страх предостерегает об опасности, гнев защищает границы, а грусть сигнализирует о потере или необходимости отдыха. Базовые эмоции одинаковы для всех культур именно потому что необходимы для выживания.

Развитие предполагает важную роль негативных эмоций.

  1. Ярость придает силы для разрушения преград, страх подсказывает, как избежать опасностей.
  2. Ребенок сообщает о своих нуждах с помощью слез или гнева в лице, поскольку слова для этого у него пока нет.
  3. Переживая и преодолевая малые неудачи, ребёнок приобретает навыки для решения больших проблем.

Помогая ребенку справиться с негативными эмоциями, родители стимулируют формирование прочных связей между лимбической системой и префронтальной корой в мозге. Эта связь служит основой эмоционального интеллекта.

Можно ли позволять ребёнку плакать и кричать?

В этом вопросе есть общая ошибка: сравнивать «разрешать» и «запрещать». Лучше спросить, как помочь ребёнку проявлять сильные негативные эмоции безопасно.

Научные исследования эмоциональной регуляции демонстрируют…

  1. Плач — естественный способ снять напряжение. Гормоны стресса выделяются в слезах, благодаря чему организм очищается от него. Прекращение плача приводит к накоплению этих веществ.
  2. Крик – частый способ для ребенка сообщить о боли, страхе или сильном дискомфорте. Родители должны не запрещать крик, а научить находить другие варианты выражения чувств: например, вместе потопать ногами при гневе или громко сказать «Я злюсь!».

Важно помнить: допустимы чувства, но не все действия. Можно сердиться на брата, но не поднимать на него руку; можно закричать в подушку, но не оскорблять бабушку.

Пять научных методов поддержки ребенка в управлении отрицательными эмоциями.

  1. Назовите, чтобы приручить
    Техника «эмоционального зеркала» проста и эффективна: «Я вижу, что ты сейчас злишься/боишься/расстроен».
  2. Создайте «контейнер» для эмоций
    Ребятам, особенно младше семи-восьми лет, трудно справляться с эмоциями без помощи взрослых. Взрослый действует как «контейнер» для ребенка во время его эмоциональных всплесков. Спокойное присутствие взрослого помогает ребенку постепенно успокоиться во время истерики.
  3. Предложите физический выход
    Сильные негативные эмоции провоцируют выброс адреналина — тело готово к действию. Помогите этой энергии найти выход: попрыгать на месте, порвать старую газету, сжать и разжать кулаки десять раз.
  4. Используйте метафоры и образы
    Для детей дошкольного возраста полезны сравнения с образами: «Злость, как огонь – может все уничтожить, если вырвется наружу, но если держать в себе, то будет греть». Или: «Грусть, как туча – приходит, поливает дождем и уходит». Такие метафоры помогают детям отстраниться от эмоции и взглянуть на нее с другой стороны.
  5. Покажите конструктивные примеры
    Дети учатся управлять эмоциями, примеряясь с поведением взрослых. Говоря: «Я сейчас очень злюсь, поэтому глубоко дышу, чтобы успокоиться», вы даёте важный урок. Ребенок переживает ваш опыт и включаете его в свой эмоциональный багаж.

Что не делать родителям? Частные промахи.

  1. Снисходительное отношение к чувствам («Из-за чего переживать!») приучает игнорировать эмоции вместо того, чтобы их разбираться.
  2. Штраф за проявления эмоций («Если будешь кричать, останешься без мультфильмов») внушает мысль о том, что определённые чувства нежелательны.
  3. Когда родители сразу избавляют ребёнка от любого недомогания или неприятности, то он не приобретает умение справляться с неудачами.

Выводы

Детские негативные эмоции не являются врагами, которые нужно преодолеть, а важными сигналами, освоить умение понимать которых необходимо. Задача родителей — научить ребенка проходить через бурю чувств, сохраняя при этом себя. Каждый эпизод, когда вы с любовью и спокойствием сопровождаете ребенка в его гневе, страхе или печали — это важный урок для него, который положительно влияет на его эмоциональное благополучие на долгие годы. Эта работа того стоит.