
В моменты детских истерик или замалчивания обид многие родители желают скорейшего исчезновения негативных эмоций у детей. Можно ли это осуществить?
Возможно ли воспитать ребёнка так, чтобы он не испытывал отрицательных чувств?
Краткий ответ — нет, а это к лучшему. Человеческий мозг так устроен, что все эмоции — и приятные, и неприятные — выполняют важные функции. Попытки создать «стерильную» эмоциональную среду, свободную от гнева, страха или печали, не только бесполезны, но и вредны. Дети, которым постоянно говорят «Не плачь!», «Не злись!», «Не бойся!», со временем теряют контакт со своими эмоциями и хуже регулируют своё состояние.
Эксперимент Стэнфордского университета демонстрирует: когда родители постоянно умаляют негативные переживания ребенка («Это ерунда, не стоит расстраиваться»), у него активизируется правая островковая доля мозга, отвечающая за физическую боль. В таком случае реакция похожа на ту, которая возникает при реальном физическом страдании. Напротив, признание и принятие эмоций («Я вижу, как ты расстроен») снижает уровень стресса и помогает быстрее восстановить равновесие.
Для чего нужны негативные эмоции?
Сильные негативные эмоции — древняя сигнальная система, помогающая человеку ориентироваться в мире. Страх предупреждает об опасности, гнев защищает границы, грусть сигнализирует о потере или необходимости отдыха. Базовые эмоции универсальны для всех культур именно потому, что необходимы для выживания.
Развитие обуславливается рядом ключевых функций, выполняемых отрицательными эмоциями.
- Злость подпитывает энергией для преодолдения барьеров, а страх побуждает уклоняться от опасностей.
- Ребенок через слезы или гримасы лица сообщает взрослым о своих нуждах, если пока не умеет их озвучить.
- Ребенок, перерабатывая и преодолевая небольшие неудачи, научается справляться с более значительными проблемами.
Родительская поддержка ребенка в трудные моменты способствует формированию прочных связей в мозге между лимбической системой, регулирующей эмоции, и префронтальной корой, отвечающей за мыслительные процессы и контроль поведения.
Можно ли позволить ребёнку плакать и кричать?
В вопросе допущена распространенная ошибка: противопоставление «разрешать» и «запрещать». Лучше задать вопрос о том, как помочь ребенку высказать сильные негативные чувства безопасным образом.
Изучение эмоционального контроля демонстрирует:
- Плач помогает снять напряжение, так как в слезах содержатся гормоны стресса.
- Крик – частый способ для ребенка заявить о боли, страхе или сильном расстройстве. Родители должны помочь ему найти другие способы выражения чувств: например, топать ногами при гневе или громко произносить «Я злюсь!».
Важно помнить: чувства приветствуются, но действия должны быть контролируемыми. Гнев на брата допустим, но физическая агрессия – нет. Можно проявлять гнев, крича в подушку, но не оскорблять бабушку.
Пять научных методов поддержки ребенка в управлении отрицательными чувствами.
- Назовите, чтобы приручить
Техника «эмоционального зеркала» проста и эффективна: «Я вижу, ты сейчас злишься/боишься/расстроен». При повторении названия состояния активность миндалевидного тела снижается на 30-40%. Это как будто вы включили свет в темной комнате — страх становится менее сильным. - Создайте «контейнер» для эмоций
Младшим детям, до семи-восьми лет, трудно справляться с эмоциями без помощи взрослого. Взрослый выступает для них «контейнером», помогая им обрести контроль. Спокойное присутствие взрослого во время истерики ребенка способствует его постепенному усвоению этого состояния. - Предложите физический выход
Сильные негативные эмоции провоцируют выброс адреналина — тело готово к действию. Помогите этой энергии найти выход: попрыгать на месте, порвать старую газету, сжать и разжать кулаки десять раз. Физическое действие помогает «разрядить» эмоциональное напряжение. - Используйте метафоры и образы
Для детей дошкольного возраста лучше всего подходят образные объяснения: «Злость, как огонь, может сжечь, если вырвется наружу, но если держать в себе, то греет». Или: «Грусть, как туча, приходит, поливает дождем и уходит». Такие метафоры помогают детям отстраниться от эмоции и взглянуть на неё со стороны. - Покажите конструктивные примеры
Дети учатся управлять эмоциями, глядя на взрослых. Говоря: «Я сейчас очень зол, поэтому глубоко дышу, чтобы успокоиться», вы даёте важный урок. Ребенок проживает ваш опыт и добавляет его в свой эмоциональный багаж.
Что не следует делать? Частые ошибки воспитателей.
- Неприятие эмоций как основа для беспокойства («Из-за этого не стоит грустить!») ведет к подавлению, а не к пониманию чувств.
- Взыскание за проявление эмоций («Если будешь кричать — останешься без мультфильмов») внушает мысль о нежелательности некоторых чувств.
- Избыток опеки лишает ребёнка возможности выстраивать навыки терпения к трудностям.
Выводы
Отрицательные чувства ребёнка — не враги, требующие поражения, а сигналы, которые нужно уметь распознавать. Задача родителей — научить ребёнка преодолевать эмоциональные бури, сохраняя при этом свою целостность.
Каждый эпизод, когда вы спокойно и с любовью помогаете ребёнку пройти через гнев, страх или печаль, становится важным уроком, который вносит вклад в его душевное здоровье на долгие годы вперёд. И этот труд оправдан.