Фото: img.freepik.com

Умение принимать осознанные решения – важный навык для полноценной взрослой жизни. Обучение этому умению нужно начать ещё до того, как ребёнок встретится с важными жизненными дилеммами.

Когда возникает проблема выбора?

Уже в возрасте 8-10 месяцев малыш может тянуться к одной игрушке и игнорировать другую, демонстрируя первые признаки способности выбирать. В период кризиса самостоятельности, около двух или трех лет, перед ребенком встает настоящая «проблема выбора». Мозг достаточно развит для осознания альтернатив, но не обладает достаточными когнитивными ресурсами для их оценки. По данным исследований, в этом возрасте префронтальная кора, отвечающая за принятие решений, сформирована лишь на 20% от уровня взрослого мозга.

Что мешает детям принимать решения?

Принятие решений детьми затруднено по нескольким причинам. Дети обладают ограниченной рабочей памятью, и не все варианты с последствиями могут быть одновременно удержаны в голове. Кроме того, дети не всегда умеют прогнозировать, как их жизнь изменится после выбора. Эмоциональная перегрузка также играет роль: даже выбор между двумя одинаково привлекательными вариантами может вызывать у детей стресс, сравнимый с физической болью.

Он еще маленький! Должен слушаться, а не выбирать

Понятно родительское беспокойство: отдача выбора — это потеря части контроля. Психологи же заявляют, что дети, лишенные возможности делать решения в безопасной среде, во взрослом возрасте чаще сталкиваются с трудностями в мотивации и самоконтроле. Важно различать стратегические решения, которые должны приниматься взрослыми, и бытовые выборы, которые можно доверить ребенку.

В каком возрасте целесообразно начинать обучать ребёнка выбору?

В возрасте от одного до двух лет предлагайте простые варианты: «Яблоко или апельсин?».

3-4 года: выбор из нескольких вариантов с небольшим влиянием на результат.«В какую футболку одеться — в синюю или красную? »

В возрасте от пяти до семи лет дети начинают принимать решения, предполагающие оценку предпочтений. Например, «хочу ли я пойти в кино или на карусель?»

В возрасте 8-10 лет подростки сталкиваются с выбором, где последствия наступают не сразу: приобрести велосипед в настоящем или накопить средства на скейтборд.

Рекомендации по обучению ребенка принятию решений.

  1. Ограничивайте варианты

    Вместо вопроса «Что ты хочешь на завтрак?» скажите: «Будешь овсянку или омлет?». Детям лучше всего подходит 2-3 варианта выбора.

  2. Проговаривайте последствия

    Выбор дождевика позволит гулять в дождь, а куртка согреет, но промочит.

  3. Позволяйте ошибаться

    Если выбор оказывается плохим («Не хотел брать зонт, а теперь промок»), лучше не говорить «я же говорил(а)». Спросите: «Что в следующий раз сделаешь по-другому?».

  4. Развивайте эмоциональный интеллект

    Спросите ребенка, почему выбрал именно эту игрушку: «Хочешь ее, потому что она яркая, или потому что у Саши есть такая же?».

  5. Постепенно увеличивайте ответственность

    Сначала выберите одежду, потом определитесь, чем займетесь в свободное время, а затем разделите карманные деньги.
    Теория Выготского о зоне ближайшего развития объясняет: такой последовательный подход помогает освоить навык, не перегружая.

Воспитание способности выбирать — это путь, требующий от родителей терпения и мудрости. Ваша цель не в том, чтобы ребёнок всегда принимал «верные» решения, а в том, чтобы он учился понимать следствия собственных действий и отвечать за них.