Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Виды стресса у подростков
  • Факторы вызывающие стресс у школьников и его воздействие на их жизнь.
  • Как стресс влияет на организм подростка
  • Последствия и риски стресса у подростков.
  • Как распознать стресс у ребенка, если он не выражает это словами?
  • Как помочь ребенку справиться со стрессом
  • Как снизить эмоциональное напряжение у ребёнка: способы справляться со стрессом.
  • Как восстановить психику ребенка

Ребенок может вести себя обыденно: молчать, улыбаться, учиться. Казалось бы, всё хорошо. Но под маской спокойствия могут прятаться тревога, усталость или хронический стресс. Он не просит помощи, не говорит о трудностях – это главная трудность.

Психолог Дария Гасеми, специалист из научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИДПО), являющегося частью образовательной группы… АкадемСитиНа педагогическом совете она поделилась информацией о проявлении стресса у детей, его опасности и указала на признаки тревожных изменений, которые взрослые могут заметить до возникновения серьезных последствий.

Виды стресса у подростков

Острый стресс. Это ответ на конкретное событие, важное для ребёнка. Например, неудачный экзамен или ссора с другом. У одних подростков это вызывает бурные эмоции — слезы, крик, агрессию. У других — уход в себя, молчание. Такое состояние обычно временно и проходит при поддержке и если ситуация не повторяется.

Эмоциональный стресс. Связан с переживаниями: тревогой из-за отношений с родителями, чувством одиночества, неуверенностью в себе, первой влюбленностью, конфликтами с друзьями. Такой стресс может быть незаметен для окружающих. Подросток может учиться, общаться, но испытывать сильное внутреннее напряжение, особенно если не привык делиться чувствами.

Хронический стресс. Постоянно присутствующий спутник подростка, не привязанный к конкретной ситуации. Например, дома токсичная атмосфера: игнорирование границ ребенка, давление или обесценивание. Или в школе – регулярные насмешки и буллинг. Со временем это состояние становится фоном привыкания, но именно хронический стресс чаще всего приводит к истощению — психологическому и физическому.

Социальный стресс. Сложности с адаптацией среди сверстников могут привести к негативным последствиям для самооценки ребенка. Чувствуя себя чужим в классе и сравнивая себя с другими в социальных сетях, ребенок может начать избегать общения и сомневаться в своей ценности. Особенно остро это проявляется в онлайн-пространстве, где статус часто измеряется видимыми показателями: подписками, реакциями, вниманием.

Психологическая травма — это глубокое переживание, оставляющее след в психике ребенка. К ней относятся ситуации насилия, утраты, агрессии в семье. Наблюдение за агрессией между родителями, тяжелый развод, игнорирование мнения могут стать травмирующим опытом, даже если подросток не становится прямым участником этих событий.

Дария Гасеми

Факторы вызывающие стресс у учеников и его воздействие на их жизнь.

У школьников стресс обычно вызван несколькими факторами: учёба, семья, отношения с одноклассниками, интернет и индивидуальные черты характера. Часто эти факторы переплетаются: например, если в семье напряжённая обстановка, а в школе — большой объём работы, напряжение возрастает.

Причины стресса

Примеры

Учебная нагрузка

  • контрольные работы
  • экзамены
  • дополнительные занятия

Семья

  • конфликты между родителями
  • развод
  • эмоциональное давление
  • навязывание ожиданий
  • обесценивание и критика

Отношения со сверстниками

  • буллинг
  • трудности с адаптацией в классе
  • конфликты или исключение из группы

Онлайн-пространство

  • кибербуллинг
  • токсичный или тревожный контент
  • избыточное экранное время
  • Непрекращающее сопоставление себя с кем-либо другим, или синдром страха упустить что-то важное.

Личные особенности

  • низкая самооценка
  • повышенная тревожность
  • неуверенность в себе
  • страх разочаровать взрослых

Реакция подростков на стресс различна: некоторые становятся тревожными и замкнутыми, другие — раздражительными и несобранными. Это не про слабость или капризы, а про недостаточную работоспособность нервной системы под нагрузкой. Причины могут быть незаметны, но всё равно влияют на поведение и состояние ребенка. Если педагог или психолог понимает источник напряжения, ему проще выбрать тактику помощи.

Жизнь подростка полна стресса, но этому можно научиться противостоять. Важно создать окружение, где ему не придётся справляться с трудностями в одиночестве.

Дария Гасеми

Как стресс влияет на организм подростка

Стресс у детей сказывается на физиологии. Даже при отсутствии слов о переживаниях тело может сигнализировать о проблеме — симптомы у подростков часто выражаются физически.

Нарушения сна. Ребенку тяжело засыпать, в течение ночи часто просыпается или рано утром. Иногда возникают кошмары. Может быть обратная реакция: подросток спит слишком долго, но не ощущает отдыха. В результате становиться невнимательным и быстро устает.

Головные боли и мышечное напряжение. Стресс провоцирует у подростков боли в шее, затылке и висках. Мышцы находятся в постоянном напряжении. Некоторые дети испытывают тики – это подергивания мышц, моргание и напряжение лица.

Проблемы с пищеварением. Подростки часто жалуются на боли в животе, тошноту и диарею без видимых причин. У некоторых снижается аппетит, другие начинают есть больше, особенно сладкое и мучное. Такой перепад в питании может привести к расстройствам пищевого поведения, таким как булимия или анорексия. Эти расстройства чаще встречаются у девочек, но могут возникнуть и у мальчиков. Такие сдвиги в питании — типичная реакция на внутреннее напряжение.

Кожные реакции. Стресс у детей может проявляться высыпаниями, покраснениями и зудом. Подростки могут расчесывать кожу, трогать лицо или грызть ногти. Такие привычки появляются автоматически и помогают им сбросить напряжение через прикосновения к телу.

Снижение иммунитета. Хронический стресс истощает организм. Подросток чаще заболевает, долго выздоравливает, ощущает слабость. Иногда ему становится вялым и быстро приходит утомление даже после легкой нагрузки.

Проблемы с обучением. В стрессовой ситуации психика ребенка перегружена, из-за чего ему трудно сконцентрироваться. Усвоение материала и выполнение заданий затруднены, забываются поручения, теряются вещи. Внешне это может показаться невнимательностью или апатией, но истинная причина — в перенапряжении нервной системы.

Физическое недомогание часто указывает на стресс у подростков. Если заявления о болезни не подтверждаются медицинскими фактами, необходимо обратить внимание на его душевное состояние.

Часто ребенок сигнализирует о проблемах своим телом. Внимательное отношение к этим признакам может помочь избежать серьёзных последствий.

Дария Гасеми

Последствия и риски стресса для подростков.

Длительный стресс, с которым подросток остается один на один, негативно влияет на все аспекты его жизни: здоровье, поведение, учёбу и отношения. Вначале проявляются раздражительность, усталость и рассеянность. Затем наступает потеря интереса к прежним увлечениям. В дальнейшем могут появиться более серьёзные проблемы.

  • Психоэмоциональные расстройства. Продолжительное пребывание в стрессовой ситуации может лишить подростка способности радоваться, побудить его избегать общения и говорить о бессмысленности происходящего, что свидетельствует о снижении интереса к жизни. В тяжелых случаях это может вылиться в тревожное расстройство, депрессию, панические атаки или нервный срыв.
  • Самоповреждающее поведение. Когда детям тяжело справляться с переживаниями, некоторые обращаются к боли: порезы, царапины, удары, ожоги. Часто следы скрывают, но внимательный взрослый может заметить их на руках, ногах или одежде. Самоповреждение — это знак того, что ребенку плохо и ему нужна помощь в управлении чувствами.
  • Вредные привычки. Чтобы снять напряжение, подростки могут начать курить, пить алкоголь или целый день проводить за гаджетами. Иногда это способ стать частью компании сверстников, а иногда — попытка скрыться от внутренних проблем. Постепенно подобные привычки могут перерасти в зависимость.

Стресс у школьников нельзя игнорировать: возможны психоэмоциональные расстройства, зависимости и серьезные проблемы со здоровьем. Взрослым может казаться, что ребенок справляется, но не всегда заметны внутренние истощения. Задача психологов, педагогов, родителей — как можно раньше заметить изменения, понять их причину и помочь выйти из состояния стресса.

Как узнать, что ребёнок испытывает стресс, если о нём не говорит?

Подростки не всегда высказывают свои трудности. Иногда сами могут не осознавать стрессовое состояние, а бывает, что им неуютно говорить о переживаниях открыто. Взрослым нужно обращать внимание не только на слова, но и на изменения в поведении, самочувствии и привычках.

Меняется поведение. Внезапно активный подросток может стать замкнутым или начать вести себя вызывающе, грубить чаще. Ребенок прогуливает занятия, задерживается после звонка, не посещает факультативы и секции, избегает встреч с друзьями. Любое отклонение от привычного поведения может быть реакцией на стресс.

Снижается вовлеченность. Ребенок перестал заниматься любимым делом, уходить из проектов и молчит на уроках. И даже когда нет занятий — во время перемены или мероприятий — выглядит равнодушным или неживым.

Нарушается саморегуляция. Раздражительность, грубость, вспышки гнева, слезы без видимой причины — всё это проявляется снаружи как результат внутренних процессов. Подросток не умеет контролировать эмоции, не может сформулировать свои чувства, но тело и поведение сигнализируют о его состоянии.

Сужается круг общения. Ребенок избегает общения с друзьями, удаляется от обычного круга знакомых. В совместных заданиях либо молчит, либо притворяется, что участвует, но без эмоционального вовлеченности.

Звучат тревожные высказывания. Подросток может невзначай говорить о том, что ему всё надоело, он устал и никуда не хочет идти. В тетрадях, проектах и сочинениях могут возникнуть фразы о бессмысленности, одиночестве, усталости и желании исчезнуть. Иногда — в шутливой форме. Такие знаки требуют внимания, даже если ребёнок внешне выглядит обычно.

Меняется характер движений. Часть детей становится неусидчивыми: не могут оставаться на месте, постоянно встают, играют с вещами. Другие демонстрируют пассивность — вяло сидят, игнорируют происходящее, погружаются в телефоны.

Если подросток молчит о своих трудностях, взрослые часто считают, что проблем нет. Может продолжаться учёба, посещение школы, имитация спокойствия — при этом реальный стресс присутствует. Необходимо не бояться ошибиться в оценке. Психологу или учителю лучше уточнить ситуацию лишний раз – спокойно, без нажима – чем пропустить момент, когда ребёнку требуется поддержка.

Дария Гасеми

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Подростку для преодоления стресса нужна опора как дома, так и в школе. Родители создают её с самого детства: при наличии пространства для чувств, отсутствии сравнения, обесценивания и уважении границ ребенка. Пример: с малых лет учат осознавать эмоции, дают понять, что их не нужно скрывать: «Ты сейчас злишься?», «Тебе страшно?», «Тебе грустно, потому что ты один?». Это формирует базовое ощущение безопасности, которое помогает потом легче переживать трудности.

Школьное окружение может быть благоприятным или же наоборот провоцировать тревогу. Преподаватель или психолог, если заметит у подростка раздражительность, замкнутость и снижение интереса к учебе, должны внимательнее присмотреться к ситуации. В предложении ниже представлены шесть способов поддержки ребенка в момент стресса.

  1. Спокойно наблюдайте. Изменения в поведении говорят больше, чем слова. Если подросток замкнулся, не стоит сразу требовать объяснений. Давление и допросы отталкивают, внимание и спокойное присутствие — сближают. Важно наблюдать: что изменилось, когда это началось, как ребенок себя ведет в разных ситуациях. Иногда проще понять суть проблемы по поведению, чем по словам.
  2. Проявляйте искренний интерес. Вместо привычного «Как дела?» задавайте подростку конкретные и живые вопросы: «Было ли сегодня что-нибудь приятным?», «С кем ты общался после школы?».
  3. Поддерживайте, даже если не понимаете. Если ситуация кажется несущественной, воздержитесь от спора. Фразы типа «Зачем ты переживаешь, это мелочь» или «У всех так было» помешают честному разговору. Когда подросток делится чем-то личным, нужно не осуждать, а слушать и поддерживать, например: «Похоже, тебе сейчас трудно» или «Хочу понять, что с тобой происходит». Достаточно показать, что он не один, и вам важно его состояние.
  4. Уважайте границы. Если ребёнок не хочет говорить — не принуждайте. Дайте ему время, возможно, подросток сам вернётся к разговору. Скажите, например: «Я рядом, когда ты захочешь поговорить. Это важно для меня». Иногда ребёнок может открытьcя взрослому неожиданно, например, на прогулке, когда никто не ждёт.
  5. Пересмотрите нагрузку. Достижения в учебе не исключают стресса в школе. Стремление к совершенству, беспокойство о результатах, страх не оправдать ожиданий — всё это истощает ресурсы подростка. В случае затруднений, помогите организовать режим и расписание: убрать лишнее, сократить задачи, вернуть отдых. Иногда достаточно временно отказаться от дополнительных занятий. Также важно следить за тем, чтобы ребенок регулярно ел, спал и занимался физической активностью.
  6. Будьте примером. Ребята обучаются, наблюдая за окружающими. Если взрослый умеет переживать эмоции, находить время на отдых и обращаться за поддержкой, это служит примером для ребёнка. Вместе с таким человеком малыш осознаёт, что стресс – обычное явление, которое можно преодолеть.

Поддержка — это не всегда разговор. Иногда важнее, чтобы рядом был взрослый, который не боится трудных чувств и не исчезает в трудный момент. Даже если ребенок сначала молчит, он запомнит, что с ним пытались говорить, его заметили и не оставили одного.

Устранение эмоционального напряжения у детей: подходы к преодолению стресса.

Подростку во время стресса нужно снять скопившееся напряжение. Предлагаются методы, помогающие в данный момент и поддерживающие ребёнка в будущем.

Способ

Примеры

Физическая активность

  • прогулка на свежем воздухе без телефона
  • тренировка, бег, плавание, растяжка, йога
  • командные игры

Телесные техники

  • Техника дыхания: четыре секунды вдоха, четыре секунды задержки, четыре секунды выдоха, четыре секунды задержки.
  • Поочередно напрягите и расслабьте мышцы рук, ног, плеч и шеи.

Творчество

  • рисование без цели
  • ведение дневника
  • рукоделие
  • лепка
  • конструирование

Контакт с телом и расслабление

  • теплый душ или ванна
  • массаж
  • спокойная музыка перед сном

Восстановление режима

  • ложиться и вставать в одно и то же время
  • не пропускать приемы пищи
  • Регулировать время использования экрана, особенно перед отходом ко сну.
  • чередовать учебные задачи с отдыхом

Безопасные ритуалы

  • Заварить чай, закутаться в плед и провести время в спокойствии.
  • Послушайте успокаивающую музыку и примите горизонтальное положение с закрытыми глазами.
  • Провести время с развлекательной игрой без соревнования.
В стрессовый период помогают физические упражнения и обычные дела. Часто полезно двигаться, что-то мастерить, отстраниться от шума. Это предохраняет от перенапряжения. Задача взрослых — не спешить и не оказывать давление, а быть опорой: предложить помощь и спокойно находиться рядом.

Дария Гасеми

Как восстановить психику ребенка

Первый шаг — снять напряжение. При длительном стрессе подросток должен постепенно восстанавливать внутренние силы, что занимает время и нуждается в поддержке взрослых.

Долгосрочные опоры. Ребёнку нужно то, к чему можно прижаться, когда всё другое неустойчиво. Такими вещами могут быть, например:

  • В него погружает целый ряд занятий: музыка, монтаж видео, рисование, велоспорт, чтение.
  • Группа по интересам, где не важен результат и не сравнивают участников.
  • Ясные границы и отсутствие давления.
  • Он чувствует себя защищенным рядом со своими родителями, педагогом, тренером или школьным психологом.

Даже одна подобная поддержка может уменьшить беспокойство и восстановить любопытность к жизни.

Психологическая помощь. Если ребенок остается замкнутым, избегает общения, говорит о усталости или отсутствии смысла, требуется помощь специалиста. Необходимо объяснить подростку, что психолог помогает людям разобраться в своих чувствах и научиться с ними справляться. Позвольте ему выбрать того специалиста, с которым ему будет спокойно и безопасно.

Нередко подросток охотнее делится своими мыслями с чужим, взрослом человеком, который не принадлежит к семье и не предъявляет требований или суждений.

Восстановиться возможно, если разрешить себе быть: усталым, тихим, несовершенным. Подростку нужно ощутить поддержку взрослого, остающегося рядом, не требующего ничего и не задающего лишних вопросов.

Дария Гасеми