Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Трудности с невербальной коммуникацией у детей с РАС
  • Некоторые трудности в невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) могут быть вызваны разными факторами
  • Развитие интонационной выразительности и мимики имеет большое значение
  • Определение необходимости оценки уровня речевого развития
  • Игры и упражнения, направленные на развитие интонации, применимы на различных этапах обучения
  • Упражнения на развитие мимических мышц
  • Как осуществляется отслеживание хода выполнения работ и внесение изменений в применяемые методы

Дети с расстройствами аутистического спектра нередко сталкиваются с проблемами в области выразительной речи. Их интонация часто бывает монотонной, на лице отсутствует выразительность, а мимика практически не используется. Это создает сложности в понимании ребенка и препятствует его взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Рассмотрим, какие именно методы и приемы создания интонационной выразительности в речи оказываются действенными в реальных условиях. Пошагово проанализируем процесс работы и подберем подходящие упражнения для каждого этапа. Мы продемонстрируем, как можно деликатно и результативно развивать интонационную выразительность речи ребенка, используя общение, игры, наглядные пособия и жизненные ситуации.

Трудности с невербальной коммуникацией у детей с РАС

У детей с расстройствами аутистического спектра нередко наблюдаются проблемы с невербальной коммуникацией, подразумевающей умение понимать и использовать мимику, жесты, интонацию и позу тела. Данные сложности могут проявляться с самого раннего возраста и сохраняться, даже если речь ребенка развита достаточно хорошо. Наиболее распространенные трудности включают в себя:

Не считывают социальные сигналы. Детям с расстройствами аутистического спектра может быть трудно интерпретировать мимику, жесты, интонации и зрительный контакт окружающих. Они не всегда способны заметить, что собеседник испытывает скуку, гнев или радость, и поэтому не реагируют на эти признаки. Это затрудняет установление нормального взаимодействия и делает общение, по сути, односторонним.

Недостаточно выразительные мимика, жесты и интонация. Дети с таким расстройством могут говорить ровным, монотонным голосом, не меняя тембр и громкость. Ребенок редко использует жесты, например, не указывает на предметы, и почти не проявляет эмоции мимикой. Это создает трудности в понимании его речи для окружающих, поскольку без невербальных сигналов собеседнику сложно определить, что именно он хочет донести.

Говорят непривычным тоном. Использование интонации ребенком не всегда выглядит естественно: она может быть слишком высокой, резкой или неуместной. В некоторых случаях речь напоминает зацикленную запись с монотонной мелодикой, не зависящей от содержания. Это затрудняет понимание и делает коммуникацию менее спонтанной.

Избегают зрительного контакта. Для многих детей с расстройствами аутистического спектра зрительный контакт может быть источником дискомфорта, вызывая тревогу, напряжение или не представляя значимости. Некоторые отводят взгляд, другие как будто смотрят мимо, а третьи предпочитают фокусироваться на деталях, таких как пуговицы на одежде собеседника или игрушки, находящиеся в углу комнаты. В результате взрослые могут ошибочно полагать, что ребенок не слушает или не проявляет интереса, в то время как он таким образом воспринимает окружающую действительность.

Дети с расстройствами аутистического спектра не всегда осознают, что другим людям бывает сложно понять их речь или мимику без эмоциональной составляющей. Это может создавать трудности в общении с близкими, осложнять взаимодействие с ровесниками, приводить к непониманию и социальной изоляции.

Среди детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто возникают сложности в невербальной коммуникации

Невербальные нарушения коммуникации, наблюдаемые у людей с расстройствами аутистического спектра, обусловлены не произвольно. Они являются следствием специфики функционирования мозга, особенностей восприятия и моторики.

Причина

Как проявляется

Нарушение обработки сенсорной информации

Дети с расстройствами аутистического спектра часто по-особенному реагируют на звуки, свет, прикосновения и зрительные образы. Это затрудняет для них понимание мимики, жестов и интонаций окружающих. В некоторых случаях такие стимулы кажутся чрезмерными или вызывающими тревогу, что приводит к тому, что ребенок дистанцируется от взаимодействия

Задержка или атипичное развитие моторики

Для формирования невербальной коммуникации необходима точная согласованность движений. У детей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться уменьшение мимики, напряженность лицевых мышц и ограниченность жестов. В результате их эмоциональное состояние становится менее очевидным, что затрудняет понимание

Нарушения в работе зеркальных нейронов

Согласно исследованиям, у людей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться пониженная активность зеркальных нейронов – нейронов мозга, которые включаются при наблюдении за действиями и эмоциональными проявлениями других людей. Это может приводить к сложностям в интерпретации интонаций, жестов и эмоций собеседника, а также в воспроизведении их поведения

Трудности с межполушарным взаимодействием

Для понимания речи и интерпретации невербальных сигналов необходима согласованная деятельность различных областей мозга. У детей с расстройствами аутистического спектра эта взаимосвязь может быть нарушена. Вследствие этого ребенок воспринимает речь, однако не всегда способен определить ее эмоциональный оттенок или понять смысл, выходящий за рамки дословного значения

Социальный опыт и дефицит подражания

У детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдается отсутствие склонности к имитации в раннем возрасте. Они могут реже фокусировать взгляд на лице взрослого, не обращать внимания на проявление радости или раздражения и не воспроизводить интонации. Отсутствие подобного опыта затрудняет формирование навыков невербальной коммуникации

Развитие интонационной выразительности и мимики играет существенную роль в эффективном общении

Интонация и мимика играют важнейшую роль в общении, что особенно важно в детском возрасте, поскольку значительная часть коммуникации в этот период осуществляется посредством эмоций и невербальных сигналов. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) формирование этих навыков может проходить с отклонениями или задержками, однако их развитие необходимо — для улучшения речи и установления контакта с окружающими.

Развитая интонация позволяет детям лучше понимать и выражать смысл сказанного. Один и тот же текст, произнесенный с разной интонацией – в форме просьбы, вопроса или утверждения, содержит различную информацию. Недостаток этого понимания затрудняет участие ребенка в беседе, создание юмора и проявление сочувствия.

Читайте также:
Обучение ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) коммуникации, чтению и пониманию юмора представляет собой комплексную задачу

Подробнее

Выражение эмоций через мимику делает их очевидными для окружающих. Это позволяет людям быстрее понимать чувства ребенка, а ему – лучше осознавать собственные переживания. Обучение выражению чувств посредством интонации способствует улучшению речи, как собственной, так и пониманию других. Это, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, уменьшает чувство разочарования и помогает устанавливать более доверительные и крепкие отношения с близкими людьми.

Умение выражать свои мысли — это не сводится к правильному произношению, а подразумевает живую, эмоциональную речь. Даже если речь только начинает формироваться, работа над интонацией и мимикой предоставляет ребенку средства для самовыражения, что делает его более понятным окружающим и самому себе.

Определение необходимости оценки уровня речевого развития

Прежде чем приступать к работе над интонацией и мимикой, необходимо определить, на каком уровне речевого развития находится ребенок. У детей с расстройствами аутистического спектра речь может значительно отличаться: от полного отсутствия словарного запаса до освоенной фразовой речи, однако с особенностями в просодической организации (интонации, ритме, акцентах). Оценку речевого развития проводят, учитывая ряд показателей.

Параметр

Как оценить

Наличие и объем активного словаря

Как много слов ребенок использует, осознавая их значение? Какие фразы он обычно произносит?

Понимание речи

Способен ли ребенок понимать обращенную к нему речь? Следит ли он указаниям?

Функции речи

Применяет ли ребенок речь для того, чтобы просить о чём-либо, выражать свои чувства и общаться с окружающими?

Просодические особенности

Определяется ли наличие интонации, пауз и ритма? Или же речь воспринимается как монотонная и лишенная выразительности?

Для специалиста значимы не только слова, но и то, как они звучат. Так, ребенок может использовать большой словарный запас, однако говорить монотонно, без выразительности — подобно механическому устройству. Это указывает на необходимость сосредоточиться на эмоциональной составляющей речи.

При проведении диагностики используются различные методы, выбор которых осуществляется специалистом индивидуально:

Методика Безруковой и Каленковой оценивает уровень речевого развития дошкольников по четырем направлениям: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Каждое задание оценивается по балльной системе.

Методика «Первичное обследование речи» от Морозовой» направлена на оценку понимания речи и экспрессивной стороны. Особое внимание уделяется реакции на обращенную речь, выполнению словесных инструкций и способности ребенка самостоятельно выражать свои желания.

Методика Лалаевой помогает диагностировать уровень связной речи — как диалогической, так и монологической. Ребенку предлагают ответить на вопросы по картинке, составить рассказ, пересказать текст, придумать предложения, подобрать синонимы, образовать слова и т. д. Методика показывает, насколько тот умеет планировать высказывания и использовать лексико-грамматические конструкции.

VB-MAPP (М. Сандберг) — это инструмент для оценки речевых и коммуникативных способностей, который предполагает наблюдение за детьми в привычной обстановке, беседы с их родителями и воспитателями, а также выполнение ребенком специальных упражнений. Данный подход позволяет определить степень вовлеченности речи в обыденное общение.

Необходимо также принимать во внимание, как ребенок общается в разных ситуациях: дома, в детском саду и при взаимодействии с посторонними. Комплексный и точный анализ позволяет определить подходящие упражнения и не предъявлять к нему требований, которые пока не соответствуют его возможностям.

Игры и упражнения, направленные на развитие интонации, применимы на различных этапах обучения

Для формирования интонационной выразительности речи у детей с расстройствами аутистического спектра специалисты применяют поэтапную методику. На первом этапе ребенка учат воспроизводить интонации, после чего они постепенно интегрируются в его речь и общение.

На первом этапе необходимо воспроизвести интонации, используя предоставленные слова и фразы. На начальном этапе развития ребенок осваивает подражание интонации, используя известные слова и короткие выражения. Это закладывает фундамент для последующего прогресса: когда малыш воспринимает речь, насыщенную эмоциями, и пытается говорить подобным образом, он начинает различать и воспроизводить тон, скорость и ритм.

Взрослый служит образцом для подражания. Он произносит фразы с выражением – радостно, удивленно, строго, вопросительно – и просит ребенка повторить. Рекомендуется начинать с простых, уже знакомых слов: «мама», «иди», «нет», «дай», «пойдем», «ура». Пока не требуются сложные конструкции – главное, чтобы малыш понял, в чем заключается интонационная задача, и смог ее выполнить. Ниже представлены примеры упражнений.

Упражнение

Как выполнять

Эхо с интонацией

Взрослый произносит: «Мама?» — с вопросом. Ребёнок повторяет. Затем звучит та же фраза, но уже с радостью: «Мама!». Или строго: «Мама». Изменяется только интонация, а слова остаются неизменными

Кто как говорит

Взрослый демонстрирует игрушку, будь то плюшевый мишка или зайчик, и произносит от её лица фразу, используя соответствующее интонационное выражение: весело, если говорит «Пойдем гулять!», печально – «Я устал», сердито – «Не хочу». После этого он предлагает ребёнку повторить эти слова. Такой подход помогает легче вовлечься в игру и начать говорить с выразительностью

Выбери, как сказать

Взрослый может попросить: «Произнеси “ура!” с выражением большой радости». Или: «Скажи “пойдем”, как будто ты рассержен». Если ребенку трудно справиться с заданием, взрослый демонстрирует пример

Интонационный мяч

В этой игре участвуют два человека. Один бросает мяч и произносит слово с заданной интонацией. Второй ловит мяч и повторяет сказанное. К примеру, слово «Дай!» может быть произнесено строго, игриво или с просьбой. При этом используются одни и те же слова, но с различной интонацией

Сейчас не стоит торопиться. Гораздо эффективнее закрепить одну-две эмоции, такие как радость и удивление, чем пытаться охватить все сразу. Если ребенку нравится и он понимает происходящее, он охотнее будет участвовать и пробовать разные интонации — и это приближает его к полноценной речи.

На данном этапе происходит воспроизведение интонации на основе слогов и звуковых последовательностей. После того, как ребенок освоил имитацию интонации в знакомых словах и фразах, можно переходить к следующему шагу – работе со слогами и звуками, не имеющими конкретного значения. Такой метод позволяет сосредоточиться на музыкальности речи, а не на её содержании. Этот этап имеет особое значение для детей, у которых ещё не развита связная речь, поскольку он способствует развитию просодических аспектов речи – интонации, ударения и мелодики.

В данный момент развития малыш осваивает способность определять и имитировать различные интонации, такие как вопросительные, утвердительные, восклицательные, а также интонации, выражающие эмоции: радость, страх, раздражение и другие.

Упражнение

Как выполнять

Интонационные цепочки

Взрослый произносит слоги, такие как «ба-ба-ба» или «пи-пи-пи», меняя интонацию, а ребенок повторяет за ним.

  • Вопросительно: «Ба-ба-ба?»
  • Радостно: «Ба-ба-ба!»
  • Грубо, строго: «Ба-ба-ба».

Сперва взрослый демонстрирует, а потом предлагает ребенку определить интонацию и повторить фразу самостоятельно

Игра «Кто как зовет»

Взрослый издает звуки «а-а-а» или «эй-эй-эй», словно обращается к кому-то:

  • радостно, будто друга на улицу;
  • сердито, будто брата, который сломал игрушку;
  • грустно, будто никто не отзывается.

Ребёнок пытается воспроизвести то же эмоциональное состояние

Игра «Мелодии эмоций»

Взрослый издает короткие звуки, состоящие из слогов, например: «ла-ла-ла», «бу-бу-бу», «но-но-но», меняя интонацию и передавая разное настроение. После этого он предлагает ребенку определить, какое послание несет мелодия: она выражает радость, гнев или обиду. Для облегчения задачи можно использовать карточки с изображениями, отображающими различные эмоции

Интонационный хор

Чтобы развить у детей навык различения интонаций, соберите их вместе и попросите каждого произнести один и тот же слог, но с разной интонацией. Таким образом, ребенок сможет услышать как собственные варианты произношения, так и варианты других детей, что способствует развитию восприятия и расширяет диапазон выразительности

Сейчас внимание сосредоточено на интонации, а не на словах. Это особенно полезно для детей, которые ранее заучивали речь наизусть. Занятия с бессмысленными звуковыми последовательностями активизируют слуховое восприятие и предоставляют возможность для безопасных голосовых упражнений.

Этап 3: Использование символов и визуальных ориентиров. Как только ребенок демонстрирует способность точно воспроизводить различные интонации в словах, фразах и слогах, целесообразно использовать визуальные подсказки – изображения, пиктограммы и символы. Они помогут установить и закрепить понимание связи между интонацией и ее назначением в общении. Это особенно актуально для детей с расстройствами аутистического спектра, которым зачастую легче усваивать информацию через визуальное восприятие.

Детям с расстройствами аутистического спектра бывает сложно понимать абстрактные понятия, в особенности в устной речи. Интонация, являясь важной частью языка, остается для них неосязаемой и трудноуловимой. Символы помогают сделать интонацию более наглядной, понятной и предсказуемой. Это позволяет ребенку осознать, что интонация – это не произвольный элемент, а сигнал, имеющий определенную цель: задать вопрос, сделать просьбу, выразить удивление, радость или недовольство.

Упражнение

Как выполнять

Карточки с эмоциями

Создайте изображения, отображающие различные эмоции: радость, печаль, гнев, удивление. Предложите ребенку карточку и попросите повторить нейтральное предложение («мама пришла», «иди сюда») с интонацией, соответствующей изображенной эмоции.

После этого предложите ребенку самостоятельно выбрать нужную карточку, соответствующую вашей фразе, и произнести ее

Цветовая подсказка

Каждой интонации присвойте определенный цвет: синий – для вопросов, зеленый – для выражения радости, красный – для проявления злости. Предложите ребенку карточку с цветом и попросите произнести фразу с соответствующим тоном. Первоначально можно произносить фразу вместе, а затем – давать задание без подсказки

Интонационный пазл

Соедините фразы, состоящие из двух частей: текст и интонация:

  • текст: «Ты пойдешь гулять»;
  • интонация: вопрос / радость / угроза.

Ребёнок подбирает карточки и произносит фразу, используя соответствующий интонационный оттенок

Кто как говорит

На карточках изображены персонажи: мама, дети, робот и собака. На других карточках представлены различные способы выражения речи: вопросительная, испуганная и радостная интонации. Один из детей вытягивает несколько карточек и произносит реплику, соответствующую заданной интонации, например: «Робот говорит испуганно: “Ой-ой-ой!”»

Стрелки вверх и вниз

Используйте стрелки, направленные вверх для обозначения восходящей интонации (вопросительное предложение) и вниз — для нисходящей (утвердительное предложение). Произнесите слог или фразу, указывая на соответствующую стрелку, а ребенок повторяет, воспроизводя нужную мелодику. Предложите превратить это в настольную игру или использовать полоску с фишкой, которая будет менять направление движения в зависимости от используемой интонации

На данном этапе ребенок осваивает соотнесение интонации с определенной эмоцией, намерением или коммуникативной целью. Использование визуальных подсказок облегчает понимание, а тренировки превращаются в интересный процесс, что особенно ценно при взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Этап 4: Формирование обобщенного навыка и исключение вспомогательных элементов. На завершающем этапе происходит трансформация полученных знаний в практику общения. Дети осваивают применение интонации в обычных разговорах, спонтанной речи и во время игр.

Упражнение

Как выполнять

Общение в сюжетной игре

Предложите ребенку поиграть с куклами, фигурками или игрушечными зверями. Составляйте небольшие разговоры, используя разные тона голоса: например, кукла-мама говорит строго – «Прежде чем начать играть, убери игрушки», а ребенок-кукла в ответ удивляется – «Зачем?». Постепенно привлекайте малыша к ролевой игре, не объясняя напрямую, какую интонацию ему следует использовать. После представления диалога можно поговорить о том, кто как говорил и с какой целью

Бытовые ситуации

Привлекайте к повседневным беседам, например, спрашивайте: «Ты предпочитаешь чай или сок?», используя различные интонации. Предложите ему задать аналогичный вопрос другому человеку. Обращайте внимание на эмоциональную окраску голоса: «Ты сказал это с грустным тоном, возможно, стоит попробовать сформулировать иначе?»

Интонационные загадки

Вы можете произносить одно и то же слово, меняя интонацию (например, говорить «да» с грустью, радостью или в вопросительной форме), а ребенок должен угадать, какое значение вы вложили. Затем поменяйтесь местами. Это способствует укреплению связи между интонацией и эмоцией, не используя визуальные подсказки

Пересказ с эмоцией

Такое упражнение, как пересказ коротких рассказов или текстов с изменением эмоциональной окраски – сначала радостно, затем испуганно, способствует развитию контроля над голосовыми интонациями и увеличивает диапазон выражаемых эмоций в речи

Свободная речь и корректировка

В процессе общения с ребенком в повседневной жизни, деликатно указывайте на монотонность в его речи: «Ты сейчас говоришь без выражения. А как бы ты сказал это, если бы испытывал радость?» Со временем прекращайте подобные замечания, предоставляя возможность самостоятельно контролировать свою речь

Генерализация — это наиболее продолжительный и значимый этап. Он демонстрирует, что навык начал функционировать не только в контексте упражнений, но и в реальном общении. Отказ от визуальных и ролевых подсказок, осуществляемый постепенно, требует выдержки, однако приводит к устойчивому результату – живой и эмоциональной речи.

Упражнения на развитие мимических мышц

Невербальное общение, в частности мимика, играет существенную роль в процессе коммуникации, поскольку она позволяет выражать чувства, усиливает речь и способствует более ясному пониманию между собеседниками. У детей с расстройствами аутистического спектра работа мышц, отвечающих за мимику, может быть недостаточно активной, а выражения лица — однообразными или скудными. Для развития мимики необходимо тренировать лицевые мышцы и обучать ребенка соотносить эмоциональные состояния с соответствующими выражениями лица.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек. Задача состоит в том, чтобы стимулировать работу тех мышц, которые отвечают за выражение чувств и формирование звуков. Например:

  • надуть щеки и подержать воздух, а затем медленно выпускать его со звуком «пфф»;
  • сложить губы трубочкой и вытянуть вперед, потом растянуть в улыбке;
  • улыбнуться «широко» (вся челюсть и щеки задействованы), затем «узко» (только уголки губ), удерживать по 3–5 секунд.

Занятия подобного рода наиболее эффективны, если проводить перед зеркалом, поскольку это позволяет ребенку наблюдать за своими действиями и ускоряет усвоение правильной техники.

Игра «Зеркало». Взрослый демонстрирует различные эмоции: радость, удивление, грусть. Ребенок внимательно следит за ним и пытается воспроизвести увиденное выражение лица. Если это не удается с первого раза, взрослый оказывает помощь, разъясняет и показывает, как это сделать, не спеша. Зеркало играет важную роль в этом упражнении, поскольку позволяет наблюдать за собой и вносить необходимые коррективы в мимику.

Сочетание мимики и пальчиковой гимнастики. Малышам предлагается выполнять несложные движения руками в такт ритмичным стихам. К каждому жесту добавляется выражение лица. Подобные упражнения помогают установить связь между движением тела и эмоциями, способствуют усвоению навыков выражения чувств с помощью мимики.

Игра «Угадай эмоцию». Взрослый демонстрирует только выражение лица, не используя слова, жесты или контекст. Ребёнок должен определить, какая эмоция изображена: гнев, восторг, расстройство, апатия. Затем можно поменяться местами — пусть ребёнок попробует сам выразить эмоцию.

Предлагаемые упражнения способствуют тренировке мимических мышц и помогают развить умение распознавать и выражать эмоции в процессе общения. Их можно интегрировать в ежедневные занятия, использовать в качестве утренней разминки или адаптировать с учетом возраста и степени развития ребенка.

Как осуществляется отслеживание хода выполнения работ и внесение изменений в применяемые методы

Специалисты систематически наблюдают за прогрессом ребенка с расстройствами аутистического спектра и оценивают результативность применяемых методик. Это позволяет своевременно вносить изменения в план занятий и поддерживать интерес к ним.

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, или ИКОМ. ИКОМ представляет собой документ, фиксирующий динамику развития ребенка в ходе образовательного процесса и коррекционной поддержки. Педагоги и специалисты формируют его, опираясь на решения психомедико-педагогической комиссии (ПМПК) и собственные наблюдения. В индивидуальный образовательный маршрут включаются:

  • информацию о ребенке и семье;
  • направления и формы работы;
  • цели и задачи на год;
  • промежуточные и итоговые результаты.

ИКОМ составляется в начале и в конце года, что дает возможность отследить фактические изменения, такие как возникновение новых языковых проявлений, повышение эффективности взаимодействия, увеличение способности к самостоятельному выполнению задач.

Чек-листы развития. В этих таблицах представлен перечень навыков, которые развиваются у ребенка. Специалист фиксирует, как ученик справляется с каждым заданием: самостоятельно, с помощью, по аналогии или не справляется. Чек-лист позволяет измерить динамику развития – становится очевидно, в каких упражнениях наметились положительные изменения, а какие задания пока вызывают затруднения.

Дневник наблюдений. Ежедневно составляется запись, в которой фиксируется поведение ребенка во время занятий, на перемене, в процессе игры, а также его реакции на взрослых и сверстников. Это позволяет определить, в какой обстановке он наиболее эффективно взаимодействует с окружающими, какие задачи вызывают у него интерес, а что, напротив, вызывает напряжение или нежелание выполнять.

Корректировка заданий. В случае, если ребенку сложно справляться с упражнениями, вносится корректировка методики. Среди возможных решений:

  • уменьшить объем — разбить большое задание на несколько маленьких;
  • уточнить структуру — четко обозначить начало и конец задания, чтобы малышу было понятно, что от него ждут;
  • добавить визуальные опоры — использовать картинки, пиктограммы или фото, если словесные инструкции не работают.

Благодаря такой адаптивности удается сохранять продуктивность и уменьшить вероятность отказа от сотрудничества. Отслеживание хода работы служит основой для специалиста, а для родителей – позволяет оценить прогресс ребенка и определить дальнейшие шаги.

Формирование интонационной выразительности и развитие мимики – значительный аспект работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Эти навыки способствуют тому, что ребенок может более эффективно передавать свои потребности, осознавать чувства окружающих и полноценно взаимодействовать в процессе общения. В данной статье мы подробно рассмотрим, как организовать работу, какие упражнения для развития интонационной выразительности речи целесообразно использовать, как применять визуальные подсказки и оценивать достижения.