
Содержание:
- Трудности с невербальной коммуникацией у детей с РАС
- Некоторые трудности в невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) могут быть вызваны разными факторами
- Развитие интонационной выразительности и мимики имеет большое значение
- Определение необходимости оценки уровня речевого развития
- Игры и упражнения, направленные на развитие интонации, применимы на различных этапах обучения
- Упражнения на развитие мимических мышц
- Как осуществляется отслеживание хода выполнения работ и внесение изменений в применяемые методы
Дети с расстройствами аутистического спектра нередко сталкиваются с проблемами в области выразительной речи. Их интонация часто бывает монотонной, на лице отсутствует выразительность, а мимика практически не используется. Это создает сложности в понимании ребенка и препятствует его взаимодействию с другими детьми и взрослыми.
Рассмотрим, какие именно методы и приемы создания интонационной выразительности в речи оказываются действенными в реальных условиях. Пошагово проанализируем процесс работы и подберем подходящие упражнения для каждого этапа. Мы продемонстрируем, как можно деликатно и результативно развивать интонационную выразительность речи ребенка, используя общение, игры, наглядные пособия и жизненные ситуации.
Трудности с невербальной коммуникацией у детей с РАС
У детей с расстройствами аутистического спектра нередко наблюдаются проблемы с невербальной коммуникацией, подразумевающей умение понимать и использовать мимику, жесты, интонацию и позу тела. Данные сложности могут проявляться с самого раннего возраста и сохраняться, даже если речь ребенка развита достаточно хорошо. Наиболее распространенные трудности включают в себя:
Не считывают социальные сигналы. Детям с расстройствами аутистического спектра может быть трудно интерпретировать мимику, жесты, интонации и зрительный контакт окружающих. Они не всегда способны заметить, что собеседник испытывает скуку, гнев или радость, и поэтому не реагируют на эти признаки. Это затрудняет установление нормального взаимодействия и делает общение, по сути, односторонним.
Недостаточно выразительные мимика, жесты и интонация. Дети с таким расстройством могут говорить ровным, монотонным голосом, не меняя тембр и громкость. Ребенок редко использует жесты, например, не указывает на предметы, и почти не проявляет эмоции мимикой. Это создает трудности в понимании его речи для окружающих, поскольку без невербальных сигналов собеседнику сложно определить, что именно он хочет донести.
Говорят непривычным тоном. Использование интонации ребенком не всегда выглядит естественно: она может быть слишком высокой, резкой или неуместной. В некоторых случаях речь напоминает зацикленную запись с монотонной мелодикой, не зависящей от содержания. Это затрудняет понимание и делает коммуникацию менее спонтанной.
Избегают зрительного контакта. Для многих детей с расстройствами аутистического спектра зрительный контакт может быть источником дискомфорта, вызывая тревогу, напряжение или не представляя значимости. Некоторые отводят взгляд, другие как будто смотрят мимо, а третьи предпочитают фокусироваться на деталях, таких как пуговицы на одежде собеседника или игрушки, находящиеся в углу комнаты. В результате взрослые могут ошибочно полагать, что ребенок не слушает или не проявляет интереса, в то время как он таким образом воспринимает окружающую действительность.
Дети с расстройствами аутистического спектра не всегда осознают, что другим людям бывает сложно понять их речь или мимику без эмоциональной составляющей. Это может создавать трудности в общении с близкими, осложнять взаимодействие с ровесниками, приводить к непониманию и социальной изоляции.
Среди детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто возникают сложности в невербальной коммуникации
Невербальные нарушения коммуникации, наблюдаемые у людей с расстройствами аутистического спектра, обусловлены не произвольно. Они являются следствием специфики функционирования мозга, особенностей восприятия и моторики.
Причина |
Как проявляется |
Нарушение обработки сенсорной информации |
Дети с расстройствами аутистического спектра часто по-особенному реагируют на звуки, свет, прикосновения и зрительные образы. Это затрудняет для них понимание мимики, жестов и интонаций окружающих. В некоторых случаях такие стимулы кажутся чрезмерными или вызывающими тревогу, что приводит к тому, что ребенок дистанцируется от взаимодействия |
Задержка или атипичное развитие моторики |
Для формирования невербальной коммуникации необходима точная согласованность движений. У детей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться уменьшение мимики, напряженность лицевых мышц и ограниченность жестов. В результате их эмоциональное состояние становится менее очевидным, что затрудняет понимание |
Нарушения в работе зеркальных нейронов |
Согласно исследованиям, у людей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться пониженная активность зеркальных нейронов – нейронов мозга, которые включаются при наблюдении за действиями и эмоциональными проявлениями других людей. Это может приводить к сложностям в интерпретации интонаций, жестов и эмоций собеседника, а также в воспроизведении их поведения |
Трудности с межполушарным взаимодействием |
Для понимания речи и интерпретации невербальных сигналов необходима согласованная деятельность различных областей мозга. У детей с расстройствами аутистического спектра эта взаимосвязь может быть нарушена. Вследствие этого ребенок воспринимает речь, однако не всегда способен определить ее эмоциональный оттенок или понять смысл, выходящий за рамки дословного значения |
Социальный опыт и дефицит подражания |
У детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдается отсутствие склонности к имитации в раннем возрасте. Они могут реже фокусировать взгляд на лице взрослого, не обращать внимания на проявление радости или раздражения и не воспроизводить интонации. Отсутствие подобного опыта затрудняет формирование навыков невербальной коммуникации |
Развитие интонационной выразительности и мимики играет существенную роль в эффективном общении
Интонация и мимика играют важнейшую роль в общении, что особенно важно в детском возрасте, поскольку значительная часть коммуникации в этот период осуществляется посредством эмоций и невербальных сигналов. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) формирование этих навыков может проходить с отклонениями или задержками, однако их развитие необходимо — для улучшения речи и установления контакта с окружающими.
Развитая интонация позволяет детям лучше понимать и выражать смысл сказанного. Один и тот же текст, произнесенный с разной интонацией – в форме просьбы, вопроса или утверждения, содержит различную информацию. Недостаток этого понимания затрудняет участие ребенка в беседе, создание юмора и проявление сочувствия.
Подробнее
Выражение эмоций через мимику делает их очевидными для окружающих. Это позволяет людям быстрее понимать чувства ребенка, а ему – лучше осознавать собственные переживания. Обучение выражению чувств посредством интонации способствует улучшению речи, как собственной, так и пониманию других. Это, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, уменьшает чувство разочарования и помогает устанавливать более доверительные и крепкие отношения с близкими людьми.
Умение выражать свои мысли — это не сводится к правильному произношению, а подразумевает живую, эмоциональную речь. Даже если речь только начинает формироваться, работа над интонацией и мимикой предоставляет ребенку средства для самовыражения, что делает его более понятным окружающим и самому себе.
Определение необходимости оценки уровня речевого развития
Прежде чем приступать к работе над интонацией и мимикой, необходимо определить, на каком уровне речевого развития находится ребенок. У детей с расстройствами аутистического спектра речь может значительно отличаться: от полного отсутствия словарного запаса до освоенной фразовой речи, однако с особенностями в просодической организации (интонации, ритме, акцентах). Оценку речевого развития проводят, учитывая ряд показателей.
Параметр |
Как оценить |
Наличие и объем активного словаря |
Как много слов ребенок использует, осознавая их значение? Какие фразы он обычно произносит? |
Понимание речи |
Способен ли ребенок понимать обращенную к нему речь? Следит ли он указаниям? |
Функции речи |
Применяет ли ребенок речь для того, чтобы просить о чём-либо, выражать свои чувства и общаться с окружающими? |
Просодические особенности |
Определяется ли наличие интонации, пауз и ритма? Или же речь воспринимается как монотонная и лишенная выразительности? |
Для специалиста значимы не только слова, но и то, как они звучат. Так, ребенок может использовать большой словарный запас, однако говорить монотонно, без выразительности — подобно механическому устройству. Это указывает на необходимость сосредоточиться на эмоциональной составляющей речи.
При проведении диагностики используются различные методы, выбор которых осуществляется специалистом индивидуально:
Методика Безруковой и Каленковой оценивает уровень речевого развития дошкольников по четырем направлениям: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Каждое задание оценивается по балльной системе.
Методика «Первичное обследование речи» от Морозовой» направлена на оценку понимания речи и экспрессивной стороны. Особое внимание уделяется реакции на обращенную речь, выполнению словесных инструкций и способности ребенка самостоятельно выражать свои желания.
Методика Лалаевой помогает диагностировать уровень связной речи — как диалогической, так и монологической. Ребенку предлагают ответить на вопросы по картинке, составить рассказ, пересказать текст, придумать предложения, подобрать синонимы, образовать слова и т. д. Методика показывает, насколько тот умеет планировать высказывания и использовать лексико-грамматические конструкции.
VB-MAPP (М. Сандберг) — это инструмент для оценки речевых и коммуникативных способностей, который предполагает наблюдение за детьми в привычной обстановке, беседы с их родителями и воспитателями, а также выполнение ребенком специальных упражнений. Данный подход позволяет определить степень вовлеченности речи в обыденное общение.
Необходимо также принимать во внимание, как ребенок общается в разных ситуациях: дома, в детском саду и при взаимодействии с посторонними. Комплексный и точный анализ позволяет определить подходящие упражнения и не предъявлять к нему требований, которые пока не соответствуют его возможностям.
Игры и упражнения, направленные на развитие интонации, применимы на различных этапах обучения
Для формирования интонационной выразительности речи у детей с расстройствами аутистического спектра специалисты применяют поэтапную методику. На первом этапе ребенка учат воспроизводить интонации, после чего они постепенно интегрируются в его речь и общение.
На первом этапе необходимо воспроизвести интонации, используя предоставленные слова и фразы. На начальном этапе развития ребенок осваивает подражание интонации, используя известные слова и короткие выражения. Это закладывает фундамент для последующего прогресса: когда малыш воспринимает речь, насыщенную эмоциями, и пытается говорить подобным образом, он начинает различать и воспроизводить тон, скорость и ритм.
Взрослый служит образцом для подражания. Он произносит фразы с выражением – радостно, удивленно, строго, вопросительно – и просит ребенка повторить. Рекомендуется начинать с простых, уже знакомых слов: «мама», «иди», «нет», «дай», «пойдем», «ура». Пока не требуются сложные конструкции – главное, чтобы малыш понял, в чем заключается интонационная задача, и смог ее выполнить. Ниже представлены примеры упражнений.
Упражнение |
Как выполнять |
Эхо с интонацией |
Взрослый произносит: «Мама?» — с вопросом. Ребёнок повторяет. Затем звучит та же фраза, но уже с радостью: «Мама!». Или строго: «Мама». Изменяется только интонация, а слова остаются неизменными |
Кто как говорит |
Взрослый демонстрирует игрушку, будь то плюшевый мишка или зайчик, и произносит от её лица фразу, используя соответствующее интонационное выражение: весело, если говорит «Пойдем гулять!», печально – «Я устал», сердито – «Не хочу». После этого он предлагает ребёнку повторить эти слова. Такой подход помогает легче вовлечься в игру и начать говорить с выразительностью |
Выбери, как сказать |
Взрослый может попросить: «Произнеси “ура!” с выражением большой радости». Или: «Скажи “пойдем”, как будто ты рассержен». Если ребенку трудно справиться с заданием, взрослый демонстрирует пример |
Интонационный мяч |
В этой игре участвуют два человека. Один бросает мяч и произносит слово с заданной интонацией. Второй ловит мяч и повторяет сказанное. К примеру, слово «Дай!» может быть произнесено строго, игриво или с просьбой. При этом используются одни и те же слова, но с различной интонацией |
Сейчас не стоит торопиться. Гораздо эффективнее закрепить одну-две эмоции, такие как радость и удивление, чем пытаться охватить все сразу. Если ребенку нравится и он понимает происходящее, он охотнее будет участвовать и пробовать разные интонации — и это приближает его к полноценной речи.
На данном этапе происходит воспроизведение интонации на основе слогов и звуковых последовательностей. После того, как ребенок освоил имитацию интонации в знакомых словах и фразах, можно переходить к следующему шагу – работе со слогами и звуками, не имеющими конкретного значения. Такой метод позволяет сосредоточиться на музыкальности речи, а не на её содержании. Этот этап имеет особое значение для детей, у которых ещё не развита связная речь, поскольку он способствует развитию просодических аспектов речи – интонации, ударения и мелодики.
В данный момент развития малыш осваивает способность определять и имитировать различные интонации, такие как вопросительные, утвердительные, восклицательные, а также интонации, выражающие эмоции: радость, страх, раздражение и другие.
Упражнение |
Как выполнять |
Интонационные цепочки |
Взрослый произносит слоги, такие как «ба-ба-ба» или «пи-пи-пи», меняя интонацию, а ребенок повторяет за ним.
Сперва взрослый демонстрирует, а потом предлагает ребенку определить интонацию и повторить фразу самостоятельно |
Игра «Кто как зовет» |
Взрослый издает звуки «а-а-а» или «эй-эй-эй», словно обращается к кому-то:
Ребёнок пытается воспроизвести то же эмоциональное состояние |
Игра «Мелодии эмоций» |
Взрослый издает короткие звуки, состоящие из слогов, например: «ла-ла-ла», «бу-бу-бу», «но-но-но», меняя интонацию и передавая разное настроение. После этого он предлагает ребенку определить, какое послание несет мелодия: она выражает радость, гнев или обиду. Для облегчения задачи можно использовать карточки с изображениями, отображающими различные эмоции |
Интонационный хор |
Чтобы развить у детей навык различения интонаций, соберите их вместе и попросите каждого произнести один и тот же слог, но с разной интонацией. Таким образом, ребенок сможет услышать как собственные варианты произношения, так и варианты других детей, что способствует развитию восприятия и расширяет диапазон выразительности |
Сейчас внимание сосредоточено на интонации, а не на словах. Это особенно полезно для детей, которые ранее заучивали речь наизусть. Занятия с бессмысленными звуковыми последовательностями активизируют слуховое восприятие и предоставляют возможность для безопасных голосовых упражнений.
Этап 3: Использование символов и визуальных ориентиров. Как только ребенок демонстрирует способность точно воспроизводить различные интонации в словах, фразах и слогах, целесообразно использовать визуальные подсказки – изображения, пиктограммы и символы. Они помогут установить и закрепить понимание связи между интонацией и ее назначением в общении. Это особенно актуально для детей с расстройствами аутистического спектра, которым зачастую легче усваивать информацию через визуальное восприятие.
Детям с расстройствами аутистического спектра бывает сложно понимать абстрактные понятия, в особенности в устной речи. Интонация, являясь важной частью языка, остается для них неосязаемой и трудноуловимой. Символы помогают сделать интонацию более наглядной, понятной и предсказуемой. Это позволяет ребенку осознать, что интонация – это не произвольный элемент, а сигнал, имеющий определенную цель: задать вопрос, сделать просьбу, выразить удивление, радость или недовольство.
Упражнение |
Как выполнять |
Карточки с эмоциями |
Создайте изображения, отображающие различные эмоции: радость, печаль, гнев, удивление. Предложите ребенку карточку и попросите повторить нейтральное предложение («мама пришла», «иди сюда») с интонацией, соответствующей изображенной эмоции. После этого предложите ребенку самостоятельно выбрать нужную карточку, соответствующую вашей фразе, и произнести ее |
Цветовая подсказка |
Каждой интонации присвойте определенный цвет: синий – для вопросов, зеленый – для выражения радости, красный – для проявления злости. Предложите ребенку карточку с цветом и попросите произнести фразу с соответствующим тоном. Первоначально можно произносить фразу вместе, а затем – давать задание без подсказки |
Интонационный пазл |
Соедините фразы, состоящие из двух частей: текст и интонация:
Ребёнок подбирает карточки и произносит фразу, используя соответствующий интонационный оттенок |
Кто как говорит |
На карточках изображены персонажи: мама, дети, робот и собака. На других карточках представлены различные способы выражения речи: вопросительная, испуганная и радостная интонации. Один из детей вытягивает несколько карточек и произносит реплику, соответствующую заданной интонации, например: «Робот говорит испуганно: “Ой-ой-ой!”» |
Стрелки вверх и вниз |
Используйте стрелки, направленные вверх для обозначения восходящей интонации (вопросительное предложение) и вниз — для нисходящей (утвердительное предложение). Произнесите слог или фразу, указывая на соответствующую стрелку, а ребенок повторяет, воспроизводя нужную мелодику. Предложите превратить это в настольную игру или использовать полоску с фишкой, которая будет менять направление движения в зависимости от используемой интонации |
На данном этапе ребенок осваивает соотнесение интонации с определенной эмоцией, намерением или коммуникативной целью. Использование визуальных подсказок облегчает понимание, а тренировки превращаются в интересный процесс, что особенно ценно при взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Этап 4: Формирование обобщенного навыка и исключение вспомогательных элементов. На завершающем этапе происходит трансформация полученных знаний в практику общения. Дети осваивают применение интонации в обычных разговорах, спонтанной речи и во время игр.
Упражнение |
Как выполнять |
Общение в сюжетной игре |
Предложите ребенку поиграть с куклами, фигурками или игрушечными зверями. Составляйте небольшие разговоры, используя разные тона голоса: например, кукла-мама говорит строго – «Прежде чем начать играть, убери игрушки», а ребенок-кукла в ответ удивляется – «Зачем?». Постепенно привлекайте малыша к ролевой игре, не объясняя напрямую, какую интонацию ему следует использовать. После представления диалога можно поговорить о том, кто как говорил и с какой целью |
Бытовые ситуации |
Привлекайте к повседневным беседам, например, спрашивайте: «Ты предпочитаешь чай или сок?», используя различные интонации. Предложите ему задать аналогичный вопрос другому человеку. Обращайте внимание на эмоциональную окраску голоса: «Ты сказал это с грустным тоном, возможно, стоит попробовать сформулировать иначе?» |
Интонационные загадки |
Вы можете произносить одно и то же слово, меняя интонацию (например, говорить «да» с грустью, радостью или в вопросительной форме), а ребенок должен угадать, какое значение вы вложили. Затем поменяйтесь местами. Это способствует укреплению связи между интонацией и эмоцией, не используя визуальные подсказки |
Пересказ с эмоцией |
Такое упражнение, как пересказ коротких рассказов или текстов с изменением эмоциональной окраски – сначала радостно, затем испуганно, способствует развитию контроля над голосовыми интонациями и увеличивает диапазон выражаемых эмоций в речи |
Свободная речь и корректировка |
В процессе общения с ребенком в повседневной жизни, деликатно указывайте на монотонность в его речи: «Ты сейчас говоришь без выражения. А как бы ты сказал это, если бы испытывал радость?» Со временем прекращайте подобные замечания, предоставляя возможность самостоятельно контролировать свою речь |
Генерализация — это наиболее продолжительный и значимый этап. Он демонстрирует, что навык начал функционировать не только в контексте упражнений, но и в реальном общении. Отказ от визуальных и ролевых подсказок, осуществляемый постепенно, требует выдержки, однако приводит к устойчивому результату – живой и эмоциональной речи.
Упражнения на развитие мимических мышц
Невербальное общение, в частности мимика, играет существенную роль в процессе коммуникации, поскольку она позволяет выражать чувства, усиливает речь и способствует более ясному пониманию между собеседниками. У детей с расстройствами аутистического спектра работа мышц, отвечающих за мимику, может быть недостаточно активной, а выражения лица — однообразными или скудными. Для развития мимики необходимо тренировать лицевые мышцы и обучать ребенка соотносить эмоциональные состояния с соответствующими выражениями лица.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек. Задача состоит в том, чтобы стимулировать работу тех мышц, которые отвечают за выражение чувств и формирование звуков. Например:
- надуть щеки и подержать воздух, а затем медленно выпускать его со звуком «пфф»;
- сложить губы трубочкой и вытянуть вперед, потом растянуть в улыбке;
- улыбнуться «широко» (вся челюсть и щеки задействованы), затем «узко» (только уголки губ), удерживать по 3–5 секунд.
Занятия подобного рода наиболее эффективны, если проводить перед зеркалом, поскольку это позволяет ребенку наблюдать за своими действиями и ускоряет усвоение правильной техники.
Игра «Зеркало». Взрослый демонстрирует различные эмоции: радость, удивление, грусть. Ребенок внимательно следит за ним и пытается воспроизвести увиденное выражение лица. Если это не удается с первого раза, взрослый оказывает помощь, разъясняет и показывает, как это сделать, не спеша. Зеркало играет важную роль в этом упражнении, поскольку позволяет наблюдать за собой и вносить необходимые коррективы в мимику.
Сочетание мимики и пальчиковой гимнастики. Малышам предлагается выполнять несложные движения руками в такт ритмичным стихам. К каждому жесту добавляется выражение лица. Подобные упражнения помогают установить связь между движением тела и эмоциями, способствуют усвоению навыков выражения чувств с помощью мимики.
Игра «Угадай эмоцию». Взрослый демонстрирует только выражение лица, не используя слова, жесты или контекст. Ребёнок должен определить, какая эмоция изображена: гнев, восторг, расстройство, апатия. Затем можно поменяться местами — пусть ребёнок попробует сам выразить эмоцию.
Предлагаемые упражнения способствуют тренировке мимических мышц и помогают развить умение распознавать и выражать эмоции в процессе общения. Их можно интегрировать в ежедневные занятия, использовать в качестве утренней разминки или адаптировать с учетом возраста и степени развития ребенка.
Как осуществляется отслеживание хода выполнения работ и внесение изменений в применяемые методы
Специалисты систематически наблюдают за прогрессом ребенка с расстройствами аутистического спектра и оценивают результативность применяемых методик. Это позволяет своевременно вносить изменения в план занятий и поддерживать интерес к ним.
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, или ИКОМ. ИКОМ представляет собой документ, фиксирующий динамику развития ребенка в ходе образовательного процесса и коррекционной поддержки. Педагоги и специалисты формируют его, опираясь на решения психомедико-педагогической комиссии (ПМПК) и собственные наблюдения. В индивидуальный образовательный маршрут включаются:
- информацию о ребенке и семье;
- направления и формы работы;
- цели и задачи на год;
- промежуточные и итоговые результаты.
ИКОМ составляется в начале и в конце года, что дает возможность отследить фактические изменения, такие как возникновение новых языковых проявлений, повышение эффективности взаимодействия, увеличение способности к самостоятельному выполнению задач.
Чек-листы развития. В этих таблицах представлен перечень навыков, которые развиваются у ребенка. Специалист фиксирует, как ученик справляется с каждым заданием: самостоятельно, с помощью, по аналогии или не справляется. Чек-лист позволяет измерить динамику развития – становится очевидно, в каких упражнениях наметились положительные изменения, а какие задания пока вызывают затруднения.
Дневник наблюдений. Ежедневно составляется запись, в которой фиксируется поведение ребенка во время занятий, на перемене, в процессе игры, а также его реакции на взрослых и сверстников. Это позволяет определить, в какой обстановке он наиболее эффективно взаимодействует с окружающими, какие задачи вызывают у него интерес, а что, напротив, вызывает напряжение или нежелание выполнять.
Корректировка заданий. В случае, если ребенку сложно справляться с упражнениями, вносится корректировка методики. Среди возможных решений:
- уменьшить объем — разбить большое задание на несколько маленьких;
- уточнить структуру — четко обозначить начало и конец задания, чтобы малышу было понятно, что от него ждут;
- добавить визуальные опоры — использовать картинки, пиктограммы или фото, если словесные инструкции не работают.
Благодаря такой адаптивности удается сохранять продуктивность и уменьшить вероятность отказа от сотрудничества. Отслеживание хода работы служит основой для специалиста, а для родителей – позволяет оценить прогресс ребенка и определить дальнейшие шаги.
Формирование интонационной выразительности и развитие мимики – значительный аспект работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Эти навыки способствуют тому, что ребенок может более эффективно передавать свои потребности, осознавать чувства окружающих и полноценно взаимодействовать в процессе общения. В данной статье мы подробно рассмотрим, как организовать работу, какие упражнения для развития интонационной выразительности речи целесообразно использовать, как применять визуальные подсказки и оценивать достижения.