Фото: img.freepik.com

Часто случается так, что ребёнок систематически жалуется на сверстников, доносит о них. Советы остаются без внимания. Как это объяснить и что предпринять учителю?

Изменить поведение ребенка, которое кажется простым и обычным, бывает нелегко. Это изменение не происходит мгновенно.

Зачем он это делает

Когда ребенок жалуется, это происходит по его внутренним причинам. Изменить такое поведение возможно, если разберёмся в этой логике. Сначала ответим на ряд вопросов:

— Сколько лет ребенку?

Когда наступает такое состояние? Не представляется возможным поверить, что ребёнок всё время жалуется, на уроках, во время игр и прогулок, с самого утра до позднего вечера.


Кому он жалуется? Всем детям или кому-то больше остальных?


— По какому принципу поступает ребёнок? С какой целью проговаривает свою претензию? В личном разговоре или в присутствии других?


— Каков ответ педагога на эти замечания? Что при этом произносит?


Что происходит дальше? Как ребенок отвечает на поступки и речь учителя? Ссогласится ли он, кивнув, и продолжит заниматься, как обычно, или грустно уйдет, опустив голову?


А как ребенок ведет себя дома с братьями и сестрами, другими родственниками? Что в таком случае делает мать ребенка?

По полученной информации можно подобрать подходящие способы педагогического воздействия.

Такое поведение чаще встречается у младших детей, учеников начальной школы. Проявляя «ябедничество», ребенок получает больше внимания от педагога, что является своего рода механизмом привлечения внимания (МПВ). В результате ребенок, как правило, доволен кратким общением и склонен продолжать деятельность в группе или классе. Но такое внимание учителя никогда не длится долго, поэтому через некоторое время все повторяется снова.

Это отвлекает педагога и, если происходит во время занятий, мешает и раздражает его. Продолжая эту практику, рискуем закрепить подобный алгоритм поведения ребенка, который со временем может трансформироваться в менее приемлемые формы и порождать конфликты не только с учителем, но и со сверстниками.

Как можно остановить сплетничающего ученика?

После уточнения всех вопросов и убедившись, что ребенок нуждается в дополнительном внимании, педагог может выбрать одну или несколько стратегий, соответствующих ситуации. Например, педагог может уделять ребенку внимание, предлагая другую, более конструктивную форму социального поведения. Так, например, на уроке педагог может подойти и поддержать ребенка в его усилиях справиться с задачей. Или же на перемене спросить: «Все ли ты понял на уроке?», «Нужна ли тебе моя помощь в выполнении домашнего задания?» и так далее.

Учитель также может попросить ученика выполнить различные поручения: например, собрать (раздать) тетради одноклассников, после занятий полить цветы или отнести книги в библиотеку.

В конце занятия педагог может предложить ученику остаться после урока для более подробного разговора о взаимодействии с одноклассниками, сложностях в учёбе, интересах за пределами школы.

Благодаря этому малыш получит столь нужное ему внимание педагога. Оно будет небольшим и полезным, способствующим доброжелательности в общении и его развитию.

Внимание, получаемое учеником, чрезвычайно важно. Это основная психологическая потребность каждого человека, подобно тому как пища является основной физиологической потребностью. Детей учат, что при голоде нужно попросить о еде, а не выть или отбирать её у других. Почему бы также не учить их пониманию того, что при психологическом голоде следует просить внимания адекватным способом? Тогда ученики могли бы приходить в класс с просьбами: «Анна Сергеевна, я сегодня очень волнуюсь и мне необходимо больше внимания», или: «Пожалуйста, может ли класс уделить мне одну минутку внимания? Я сегодня так нуждаюсь в поддержке!»

Часто в школах больше внимания уделяется плохой дисциплине учеников, чем хорошему поведению. Ученик, старательно выполнявший задания на протяжении всего урока, может закончить день незамеченным и неоцененным. В то же время, тот, кто толкался с соседом, стучал ручкой, уронил книгу и шумно бегал по коридору, получил много внимания учителей и ушел довольным собой, уверенным в правильности своего выбора.

Педагог строит свою стратегию на сохранении, укреплении и развитии отношений доверия и сотрудничества с учеником в процессе обучения. Дети общаются только с теми, кого уважают, доверяют и любят. Даже жалобы и ябедничество ребенка к учителю свидетельствуют о его доверии. Задача учителя – сохранить это доверие и помочь ребенку найти более подходящее и конструктивное поведение.

Как объяснить маме?

Отношения с родителями — важная и обширная тема, требующая отдельных советов.

В обвинении ребенка, жалобе на его поведение или неуспешности нормальная мать услышит: «Ты плохая мать!», «Ты плохо справляешься!». Обвинения в адрес ребенка не помогают взаимодействию, а разрушают его. Постарайтесь избегать их и начинайте встречи с родителями учеников с положительных моментов.

Лучше выражать возможные претензии в форме профессионального беспокойства. Например: «В последнее время (имя ребенка) стал жаловаться на других детей. Вы такого не замечали? Что по этому поводу думаете? Ваше мнение очень важно».
После подобной фразы можно узнать много о семье ученика и его матери. Остается только внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы.

Нет нужды доказывать, что какая-либо точка зрения ошибочна. Вера превосходит знание. Лучше сосредоточиться на том, чтобы найти союзника, чем доказывать свою правоту и оставаться в одиночестве с проблемой.

Нам не стоит воспринимать защитные реакции мамы нашего ученика как негатив по отношению к нам лично. Это естественно. Будет полезнее выразить ей наше понимание и поддержку, а также договориться о последующих встречах, во время которых, надеемся, взаимопонимание будет только расти.