Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

С родителями учеников как найти общий язык? А зачем это делать? Как правильно расстаться с теми клиентами, с кем ничего не получается? Эти вопросы часто волнуют начинающих частных преподавателей, а опытные тоже на них отвечают. Педсовет попросил репетиторов рассказать о важных моментах работы и своих хитростях.

Популярные проблемы

Взаимодействие родителей и педагогов часто подчиняется стереотипам работы сферы услуг: один оплачивает, другой выполняет работу. Однако педагогика — это нечто более сложное.
В общении репетиторов и родителей возникают типичные сложности:

1. Цена за урок.

Полагают, что родитель сразу понимает, сможет ли оплачивать обучение ребёнка. На практике же репетиторы отмечают, что родители часто пытаются договориться о более низкой цене, указывая на свои финансовые трудности.

2. «Запущенный случай».

Ребенок обращается к репетитору, когда успеваемость в школе падает быстро. Это не всегда происходит сразу. Учитель частных уроков чаще всего встречает учеников с плохой успеваемостью. Родители, которые начали беспокоиться поздно, ожидают уже после первых занятий больших результатов.

3. Ожидания и реальность.

Следующий пункт объясняется предыдущим. Чрезмерные надежды родителей часто ведут к трудностям в общении с преподавателем. «Мы на вас так рассчитывали! А у него всё ещё тройки!» — жалуется мама, тогда как репетитор радуется: ребёнок правильно решат два примера из шести, а раньше ни одного не мог. Да, для школы это всё ещё двойка, а для репетитора — успех.

4. Необязательность и безответственность.

Иногда родители отменяют занятия внезапно, не оплачивают их своевременно, уезжают в отпуск без предупреждения, ребёнок опоздает на занятие. Такое поведение к укреплению отношений с репетитором не приводит.

5. Неуважение и грубость.

Хотя репетитор обучает вашего ребенка за вашу плату, это не означает, что к нему можно обращаться грубо или предъявлять претензии с наездом.

Как избежать конфликтов

Лучше всего решать все вопросы правильно, чтобы никто не испытывал негативных эмоций и не стремился скорее расстаться. Что делать репетитору, чтобы предотвратить возникновение конфликта с самого начала?

Четко обозначить границы.

По мнению Елизаветы Гончаровой, автора блога, это первый шаг. Señora ProfesoraОна преподает английский язык с 2014 года, в основном подростки 10-17 лет.

Мама ученицы звонила мне после каждого занятия и занимала 40-60 минут личного времени обсуждением проблем дочери. Разговоры касались не только английского языка. Я поняла, что допустила ошибку, когда согласилась на такой разговор впервые. Я всегда рада обратной связи от родителей, но «допросы с пристрастием» после каждого урока — это слишком.

Выстроить доверительные отношения.

Процесс обучения упрощается за счет этого, отмечают репетиторы. Елизавета Гончарова советует помнить о том, что родители обращаются к конкретному специалисту не без причины. С самого начала нужно установить доверие, сосредоточившись на результатах работы с ребенком, и делиться информацией об успехах с родителями, поддерживая их в курсе событий.

Напоминать о важности родительского контроля.

Родителей нужно информировать о достижениях и трудностях учеников.

Это создаёт хорошую основу для плодотворной работы. Преподаватель всегда поддерживает контакт с родителями: каждые два месяца происходит анализ достижений и прогресса, определяются задачи на будущее, обсуждаются трудности. онлайн-школы «Язык страны» от Руслана Проскурняка (стаж работы — шесть лет, работает с детьми в возрасте от шести до восемнадцати лет).

В случае непонимания со стороны родителей Елизавета Гончарова советует воспользоваться «вредными советами».

Если хотите тратить много и долго, не слушайте меня.

Не все родители желают погружаться в работу репетитора.

Если родитель заинтересован, то собственноручно будет контролировать всё и следить за ситуацией. В противном случае займет позицию: «Я деньги выплачиваю, и ещё сам дома с ребёнком заниматься должен? Зачем тогда вообще я плачу?» — рассказывает автор популярного блога. «Записки репетитора»Участница, известная как Апокалипсия Армагеддоновна, имеет свыше двадцати пяти лет опыта.

Искусство расставаться

В работе каждого репетитора случаются ситуации, когда, невзирая на старания, установить продуктивные взаимоотношения с родителями учеников не удаётся. Почему это происходит и как действовать в такой ситуации, объясняет Елизавета Гончарова.

Иногда родители хотят быстрых результатов и недовольны, если таковых нет. Бывает, что характерами просто не сошлись: ребенку нужен строгий или наоборот мягкий подход. Не сложилось — бывает. Важно поднимать тревогу сразу, а не ждать критической ситуации. Если проблемы есть, нужно обсуждать их откровенно и спокойно относиться к тому, что угодить всем невозможно.

Автор блога «Записки репетитора» советует, что делать, если ученик оказался непродуктивным и никак не поддается воздействию.

С родителями нужно разговаривать вежливо, но твердо. Не стоит акцентировать внимание на недостатках ученика, лучше сказать о бесполезных затратах денег. Предложите уйти к другому репетитору, возможно, мы с учеником просто не подходим друг другу. Не говорите, что ученик плохой, а намекните, что сложились обстоятельства. Кстати, иногда реально стоит поменять репетитора. Ведь и я не идеал.

Внимательные наставники убеждены, что ключом к благополучному сотрудничеству является искренность общения с родителями и отказ от чрезмерного денежного обогащения за малоэффективные уроки.

Если труд не приводит к ожидаемым результатам, нужно незамедлительно разорвать сотрудничество. В такой ситуации следует прямо заявить: «Вы тратите деньги попусту. Вам это действительно необходимо?» Или: «Вы занимаете место других детей, которые хотели бы заниматься, но я вынуждена им отказать из-за отсутствия свободного времени». Будьте честны с другими и самим собой, — призывает коллег Елизавета Гончарова.