
Содержание:
- Какие факторы приводят к возникновению конфликтов в команде: определение ключевых источников противоречий
- Существуют различные подходы к урегулированию разногласий внутри спортивной команды
- Как тренеру реагировать на конфликт в моменте
- Как тренеру сформировать благоприятную обстановку в команде: предотвращение конфликтов
- Какую функцию выполняет тренер при создании сплочённости в команде
Совершенно исключить конфликты не удается. Участники процесса обладают индивидуальными особенностями и стремлениями, что может приводить к обидам, непониманию или даже открытым спорам. Основная задача тренера заключается в том, чтобы определять причины возникновения этих ситуаций и находить способы их разрешения.
Константин Агальцов, тренер по футболу и эксперт Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИДПО), образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, он поделился с Педсоветом информацией о том, как своевременно выявлять потенциальные конфликты, корректно реагировать на них и использовать их для укрепления команды.
Какие факторы приводят к возникновению конфликтов в команде: определение ключевых источников противоречий
Разногласия становятся причиной возникновения конфликтов. К примеру, у спортсменов могут быть различные цели: один стремится стать капитаном и выходить на все матчи, в то время как другой больше сосредоточен на собственных достижениях и менее заинтересован в командной игре. Если их приоритеты не совпадают, возникает напряженность. Ниже представлены три основные группы факторов, которые наиболее часто становятся причиной конфликтов в спорте:
Стремление к превосходству. Игрок стремится к первенству во всех аспектах: он хочет забить больше голов, завоевать внимание тренера, проводить на поле больше времени. Эта амбициозность может проявляться в хвастовстве или попытках унизить соперников. К примеру, после тренировки кто-то может заявить: «Я сегодня сделал больше всех передач», что другие воспримут как демонстрацию своего превосходства. В ответ другой участник команды пытается указать ему на его место, и в результате возникает конфликт.
Проявление агрессии. Негативное проявление может быть выражено в форме прямой грубости или колких замечаний. К примеру, во время тренировки один спортсмен может толкнуть другого с избыточной силой, либо громко кричать и использовать оскорбительные слова, когда кто-то допускает ошибку. Даже случайный инцидент, такой как наступание на ногу во время выполнения упражнения, может вызвать досаду, если не объяснить и не обсудить, что это произошло непреднамеренно.
Эгоизм. Люди, которые настойчиво навязывают свою точку зрения, обычно не вызывают положительных эмоций. К примеру, один из участников команды во время обсуждения стратегии прерывает и утверждает, что только его предложение верно. Или он систематически игнорирует установленные нормы: когда остальные игроки убирают спортивное снаряжение после тренировки, а он отказывается, полагая, что это не соответствует его положению. Подобное поведение вызывает раздражение у остальных членов команды и способно привести к конфликту.
Троллинг и оскорбления заслуживают отдельного внимания. Особенно часто это встречается у подростков, когда один человек становится постоянным объектом насмешек. Для того, кто шутит, это может казаться безобидной забавой, однако для того, кого высмеивают, это может стать причиной отчуждения или желания отомстить.
Существуют различные подходы к урегулированию разногласий, возникающих в спортивной команде
Конфликт не следует замалчивать или игнорировать. Если он произошел, тренер должен помочь игрокам найти совместное решение и понять причины произошедшего.
При разрешении подобных ситуаций необходимо учитывать мнение каждого участника и избегать предвзятости. Вместо поиска виновного следует сосредоточиться на выяснении первопричины. Я часто подчеркиваю ребятам: мы все вместе противостоим проблеме.
Тренеру необходимо показывать своим подопечным, как корректно действовать в конфликтных ситуациях. Мы разбираем произошедшее, и каждый участник излагает свою точку зрения. Как правило, когда все высказываются в присутствии друг друга, придумывать что-либо становится затруднительно. Зачастую выясняется, что первопричина конфликта незначительна.
Тренер располагает пятью рабочими стратегиями для разрешения конфликтов.
- Приспособление. Поведение ребенка адаптируется к обстоятельствам, он способен жертвовать личными желаниями ради общего результата. К примеру, в процессе игры, если противник действует агрессивно, а судья не реагирует, футболист может воздержаться от ответной агрессии, чтобы избежать удаления и не оставить свою команду в невыгодном положении. Такой подход позволяет предотвратить обострение ситуации, однако не устраняет корень проблемы.
- Компромисс. В подобных ситуациях стороны идут на компромисс. К примеру, два спортсмена поспорили о том, кто выйдет на любимую позицию. Чтобы разрешить спор, тренер предлагает решение: один игрок играет в первой половине, а другой – во второй. Таким образом, все удовлетворяют свои интересы, и напряжение спадает.
- Сотрудничество. Наиболее действенный подход, в особенности для командной работы. В данном случае не выясняется, кто виноват, а совместно разрабатывается решение. Специалист по развитию команды объединяет участников конфликта, анализирует проблему и содействует поиску компромиссного варианта. К примеру, если два игрока поссорились из-за лидерства, можно рассмотреть, как они могут поддерживать и усиливать друг друга, а не создавать препятствия. Этот метод требует затрат времени, однако способствует развитию команды.
- Игнорирование. Иногда игрокам целесообразно воздерживаться от реакции на провокации или резкие замечания, чтобы не усугублять конфликтную ситуацию. К примеру, в процессе игры один участник может обвинить другого в ошибке: «Ты плохо сыграл!». Если игрок, к которому обращаются, не отвечает, а продолжает игру, он выбирает стратегию игнорирования. Это может помочь команде сосредоточиться и завершить матч. Однако, причины такого поведения необходимо обсудить впоследствии.
Данный подход не способствует эффективному разрешению споров и работе в команде. Однако, в определенных ситуациях, например, во время спортивного соревнования, когда требуется оперативное сплочение для завершения матча, он может оказаться полезным.
- Соперничество. Когда спор перерастает в явное выражение собственных интересов. В спорте состязание может быть конструктивным, при условии, что оно основано на честности и не переходит в агрессивное поведение. К примеру, спортсмены соперничают за место в основном составе. Если это происходит без унижения и оскорблений, то стимулирует к прогрессу. Специалист должен контролировать, чтобы конкуренция оставалась позитивной и не переходила в травлю.
Конкуренция внутри коллектива необходима, однако она должна быть справедливой и конструктивной. Без нее сложно определить, кто способен стать лидером, кто может вести за собой и вдохновлять остальных своим примером. Наличие таких людей в команде стимулирует более быстрый прогресс остальных участников, побуждает их стремиться к улучшению и превосходить соперников. В конечном итоге, победа достается всей команде.
Как тренеру реагировать на конфликт в моменте
Когда конфликт уже разгорелся, необходимо спокойно проанализировать ситуацию. Поведение тренера в этот момент определяет, насколько оперативно удастся восстановить работоспособность команды:
- Сохраняйте спокойствие. Тренер служит образцом для всей команды. Если он позволяет себе крики или проявляет нервозность, это негативно сказывается на игроках. Спокойный тренер демонстрирует, что ситуация находится под контролем, и ее можно разрешить без излишних переживаний.
- Не ищите виноватых сразу. В данной ситуации не требуется определять виновного. Главное – остановить конфликт. К примеру, если на поле возник спор между двумя игроками, тренер должен оперативно их развести и переместить в разные стороны.
- Дайте всем участникам остыть. Сразу после столкновения сложно получить объективное объяснение произошедшего. Игроки, как правило, находятся в состоянии сильных переживаний, и в этот момент любые обсуждения перерастают в перебранки и взаимные упрёки. Рекомендуется выдержать паузу, чтобы чувства утихли.
- Разберитесь в ситуации. После того, как напряжение между участниками конфликта спадает, тренер объединяет команду или проводит беседы с каждым игроком по отдельности. Для педагога принципиально важно не занимать чью-либо сторону, а продемонстрировать свою заинтересованность в решении возникшей проблемы. К примеру, тренер может собрать команду и предложить: «Пожалуйста, поделитесь своим видением этой ситуации». Как правило, подобное обсуждение позволяет им взглянуть на происходящее под другим углом и лучше понять точку зрения оппонентов.
В непростых ситуациях, затрагивающих личные вопросы, рекомендуется провести индивидуальную беседу. В личном общении участники более открыто выражают свои чувства и искренне делятся тем, что вызвало у них дискомфорт.
В данной ситуации тренеру необходимо демонстрировать уважение и сдержанность. Если он избегает критики, оскорблений и унижений, то и команда будет перенимать подобное поведение.
Как тренеру сформировать благоприятную обстановку в команде: меры по предотвращению конфликтов
Предотвращение конфликтов – наиболее эффективный способ их разрешения в спорте. Это требует комплексного и последовательного подхода.
Для тренера крайне необходимо обращать внимание на каждого. Отсутствие открытого проявления конфликта не свидетельствует о его отсутствии. Следует обратить внимание на следующие признаки: человек начинает отдаляться от команды, предпочитает сидеть отдельно, реже высказывается, избегает участия в совместной работе или утрачивает интерес к выполняемым задачам. Замечая эти ранние сигналы, можно своевременно выявить напряженность и установить причину произошедшего, пока ситуация не обострилась.
В типичной игровой ситуации, когда команда играет в небольших составах, например, «4 на 4», наблюдается активное передвижение всех игроков. Однако, иногда можно заметить, что один из них просто перемещается по площадке без мяча. Его действия остаются незамеченными, партнеры не отдают ему передачи. Фактически, команда действует как тройка, игнорируя четвертого участника. Если подобная ситуация повторяется регулярно, тренеру необходимо обратить на это внимание и выяснить причины.
Обязанность тренера – замечать подобные ситуации и предотвращать их развитие. Ему необходимо следить за поведением игроков, отмечать, как они ведут себя в раздевалке, кто с кем выходит на поле и кто предпочитает оставаться в одиночестве.
Необходимо формировать ясные регламенты взаимодействия внутри команды и последовательно обеспечивать их соблюдение всеми участниками. Педагогу необходимо избегать проявления симпатии к отдельным ученикам и создания для них привилегированных условий. Если кто-то пропустил неделю занятий, это не должно служить основанием для его исключения из основного состава, даже если ранее он демонстрировал хорошие результаты. Создание исключений подрывает доверие к педагогу со стороны команды.
Отчеты о нагрузке приходят и после тренировки. Они предоставляют мне данные о состоянии игроков, но, что более важно, помогают им организовать свою работу и мыслительный процесс. Игроки хорошо знакомы с установленными правилами: когда необходимо прибыть, какие действия предстоит выполнить и что последует дальше. При этом предъявляемые требования идентичны для всех.
Необходимо систематически организовывать как групповые, так и личные встречи. В качестве примера можно рассматривать такие понятия, как уважение и здоровая конкуренция, а также анализировать конфликтные ситуации, используя конкретные примеры.
Вместе мы определяем, какой стратегии соответствует каждое поведение, и оцениваем, насколько это подходит для команды. Этот анализ помогает игрокам предвидеть, как лучше действовать в процессе игры, и уменьшает вероятность возникновения разногласий.
Работать с атмосферой в коллективе. В качестве одного из вариантов можно применять метод «открытый круг», предполагающий совместное обсуждение любых вопросов всей командой. Этот формат способствует более быстрому вовлечению новичков в работу коллектива и обучает детей навыкам взаимопонимания.
Альтернативный вариант – проведение совместных творческих мероприятий. Посещение кинотеатров, участие в конкурсах рисунков, поездки на природу позволяют участникам лучше узнать друг друга за пределами игрового процесса, сблизиться и повысить уровень доверия.
После того, как дети заполнят таблицы для своих товарищей, тренер собирает их, анализирует полученные ответы и сообщает каждому ребенку, что о нем было написано другими
Какую функцию выполняет тренер при создании сплочённости в команде
Поскольку тренер является образцом для подражания для всей команды, педагогу необходимо соблюдать те же принципы, о которых он рассказывает детям: дисциплина, здоровая конкуренция и поддержка.
Для воспитания командного духа у детей, тренеру необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность, профессионализм и уважение. Наблюдая за подобным поведением ежедневно, дети начинают перенимать его и воплощают в действии как на тренировках, так и в повседневной жизни.