
Младшие школьники иногда справляются с напряжёнными и непредсказуемыми ситуациями труднее взрослых. Перестройка под новые для ребёнка условия, место и отношения — сложный этап, и родителям не всегда удаётся помочь детям преодолеть неуверенность. В таком случае на помощь приходит школа. Основательница сети детских садов «Космо Кидс» делится секретами повышения уровня жизнестойкости у младшеклассников. Елена Мингова.
Что такое жизнестойкость
Это свойство личности проявляется в умении адаптироваться к изменениям, преодолевать трудности и сохранять равновесие в различных ситуациях.
Жизнестойкость ребенка складывается из:
— способности к самоопределению, то есть внутреннего ресурса для решения проблем.
Развитие духа проявляется в осмыслении и прочувствовании широкого диапазона эмоций и ощущений.
Физическая активность – основа гармоничного роста организма.
— социальной адаптации, которая определяет взаимодействие с обществом в последующей жизни.
— стойкости духа, то есть способности нормально реагировать на внешние раздражители.
— знаний и навыков, пригодных для жизни в современном мире. От пользования банковской картой до общепринятых норм гигиены и сохранения здоровья.
Как определить уровень жизнестойкости ребенка
Для детей разного возраста существуют сложные тесты. К примеру, адаптированные варианты. «Теста жизнестойкости» С. Мадди или «Теста психологического благополучия» К. Рифф. Определяют уровень жизнестойкости по широкому спектру характеристик и дают представление об индивидуальных особенностях развития и состояния каждого ребенка. Цель подобных тестов — определить уровень стрессоустойчивости, благополучия и развития детей: ментального, социального и психологического.
Даже без обследования можно разделить детей на три группы по степени выносливости.
- К первой группе относятся ребята, которые активно участвуют в жизни коллектива, проявляют волевые качества в учебе и быстро адаптируются к новым условиям. У таких детей есть прочные дружеские отношения внутри класса. Такие дети — яркий пример высокой жизнестойкости.
- Вторая группа — это несколько растерянные и дезориентированные дети, особенно те, у кого в классе нет друзей или знакомых. Такое положение вещей повышает уровень стресса. Если при этом ребенок недостаточно адаптирован к социальной жизни, общая жизнестойкость будет снижена.
- Третья группа — замкнутые дети, испытывающие трудности с адаптацией к новым условиям, поиском друзей и принятием школьных правил. Такое часто наблюдается у детей, не посещавших детский сад: им не хватает опыта взаимодействия с сверстниками и понимания основ дисциплины. Такие дети могут длительное время находиться в состоянии повышенного стресса и нуждаются в особой работе со стороны родителей и педагогов. У них низкая жизнестойкость.
Как школе укрепить жизнестойкость учеников
Для адаптации детей и повышения их устойчивости к трудностям школа должна развивать…
- Физическая подготовка малышей, важная для будущей жизни.
Обучение основам здоровья, личной гигиены, обращению с деньгами важно. Недостаток знаний в этих сферах может привести к неприятным последствиям для ребенка. На семейном обучении этого недостаточно. Полезны семинары, дополнительные занятия и внеклассные курсы в школе.
- Психологические навыки.
Педагоги обучают детей не на отдельных курсах, а в ходе учебной и социальной деятельности. Личный контакт с каждым учеником, анализ конфликтных ситуаций и обучение здоровым способам их разрешения, наблюдение за изменениями в поведении каждого ребенка – всё это способно уменьшить стресс и повысить жизненный настрой детей.
Более подробно о развитии жизнестойкости детей в учебном заведении можно узнать на… конференции 100 частных школ РоссииКонференция состоится 18 ноября в парке Этномир. Эксперты из сферы частного образования представят эффективные образовательные подходы и программы, а также дадут советы по развитию проектов. Вход на конференцию свободный.
- Юлия Гиппенрейтер: Воспитание детей в условиях неопределенности. ;
- Как достичь идеала родительства? 5 рекомендаций от Людмилы Петрановской. ;
- «Как у тебя дела в школе?» — 6 советов родителям тихих учеников первого класса .