
Изображения: Unsplash, Юлия Замжицкая.
Сложнее ли преподавать и общаться в виртуальной среде по сравнению с традиционным форматом? Тренер по технике речи и ораторскому мастерству поможет разобраться в причинах и методах преодоления этой трудности. Кристиной Гортман.
Урок как коммуникация
Взаимодействие между людьми осуществляется на различных уровнях.
- Устная речь: изложение фактов и выражение чувств.
- Невербальное общение выражается через язык жестов, действий и незаявленных эмоциональных сигналов. К примеру, молчание рядом с человеком, испытывающим скорбь.
- В энергетике это называют харизой, обаянием, «флюидами».
- Когда мы извлекаем информацию по каким-либо признакам, которых нам не сообщали.
Истинный урок – это живое общение, передающее информацию на всех упомянутых уровнях.
- Обучение через речь.
- Невербальное общение позволяет ученикам прочесть настроение учителя, а преподавателю — заметить тех, кто списывает.
- Учащиеся энергетического класса с радостью отзываются на харизму учителя: чем ярче педагог, тем интереснее им материал.
- По своей природе интуитивный, этот навык проявляется у учеников при слове «К доске пойдет…».
Педагоги же, являясь участниками этого процесса, также ощущают ход урока, входя в класс.
Дистанционные встречи не могут быть названы живым общением, хотя происходят в режиме реального времени. В онлайне невозможно непосредственное взаимодействие: пожать руку, передать предмет или обнять собеседника. Это смущает психику: партнер вроде настоящий, но взаимодействие с ним крайне ограничено, — считает Кристина Гортман.
Чего-то не хватает…
Эксперт отмечает серьёзные коммуникативные дефициты у людей, общение которых происходит преимущественно в сети.
-
Вербальный уровень.
Технические проблемы, тормоза, зависания программного обеспечения, низкое качество звука и искажения голоса затрудняют понимание и запоминание информации.
-
Невербальный уровень.
В виртуальных занятиях труднее, а порой и невозможно определить эмоциональное состояние учеников из-за малой видимости их жестов.
-
Энергетический уровень.
Во время онлайн-взаимодействия энергия обменивается между учащимися и педагогом не напрямую. Все участники видят только изображения на экране, именно таким образом психика воспринимает обучение дистанционно.
-
Интуитивный уровень.
Интуиция основывается на ранее полученном, но неосознанном опыте человека. В онлайне первые три уровня коммуникации нарушаются, поэтому у интуиции нет информации для реакции, и этот уровень тоже функционирует с помехами.
Образование дефицитов влечет за собой повышенную нагрузку на психику: человеку, его интеллекту и вниманию приходится прилагать вдвое больше усилий, и по завершении онлайн-урока участники часто испытывают сильное чувство утомления.
Как восполнить дефициты
Несколько приёмов способны уменьшить нагрузку и закрыть коммуникационные пробелы, которые могут возникнуть во время онлайн-урока.
-
Проверяйте коммуникацию.
Используйте фразы:
- «Вам все ясно?»,
- «Я понятно объясняю?»,
- «Вы хорошо меня слышите?»,
- «Все согласны?»,
- «Есть ли у вас вопросы?»
Представления позволяют убедиться в усвоении темы учащимися, возвращают внимание в нужном направлении и порождают иллюзию живого диалога.
-
Подключайте фантазию.
Учите этому детей. Воображение — настоящий помощник психике при коммуникативных недостатках. Если у собеседника не работает камера, представьте его внешний вид и действия: выгодно для себя, например, как ученик сидит и внимательно слушает, записывает, кивает головой в знак понимания и т. д.
-
Развивайте технические навыки.
Дети воспринимают урок онлайн как мультфильм или видео в интернете. Превратите обучение в «экшн»: подключите интерактивную доску, подготовите креативную презентацию, сделайте демонстрацию экрана и запустите трансляцию тематических роликов. Используйте возможности онлайн-пространства.
-
Давайте слово ученикам.
Для общения требуется диалог, и каждому участнику нужно предоставить возможность поделиться своим мнением.
-
Управляйте эмоциями.
Если беспокоит ход занятия, перед его началом можно воспользоваться дыхательной техникой: глубокий вдох носом, долгий выдох ртом — три раза или до исчезновения тревоги. Эта же техника полезна при сильном гневе или панической атаке.
-
Разрешите себе пошалить.
Кристина Гортман считает дистанционное обучение площадкой для дерзких экспериментов.
Ведите урок так, как будто являетесь настоящим блогером, ведущим музыкального шоу или устраиваете виртуальное чаепитие. Такие акции пробуждают у детей (и педагогов) восторг и любопытство, которые на время урока компенсируют коммуникативные дефициты психики.