Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash, Юлия Замжицкая.

Сложнее ли преподавать и общаться в виртуальной среде по сравнению с традиционным форматом? Тренер по технике речи и ораторскому мастерству поможет разобраться в причинах и методах преодоления этой трудности. Кристиной Гортман.

Урок как коммуникация

Взаимодействие между людьми осуществляется на различных уровнях.

  1. Устная речь: изложение фактов и выражение чувств.
  2. Невербальное общение выражается через язык жестов, действий и незаявленных эмоциональных сигналов. К примеру, молчание рядом с человеком, испытывающим скорбь.
  3. В энергетике это называют харизой, обаянием, «флюидами».
  4. Когда мы извлекаем информацию по каким-либо признакам, которых нам не сообщали.

Истинный урок – это живое общение, передающее информацию на всех упомянутых уровнях.

  • Обучение через речь.
  • Невербальное общение позволяет ученикам прочесть настроение учителя, а преподавателю — заметить тех, кто списывает.
  • Учащиеся энергетического класса с радостью отзываются на харизму учителя: чем ярче педагог, тем интереснее им материал.
  • По своей природе интуитивный, этот навык проявляется у учеников при слове «К доске пойдет…».
    Педагоги же, являясь участниками этого процесса, также ощущают ход урока, входя в класс.

Дистанционные встречи не могут быть названы живым общением, хотя происходят в режиме реального времени. В онлайне невозможно непосредственное взаимодействие: пожать руку, передать предмет или обнять собеседника. Это смущает психику: партнер вроде настоящий, но взаимодействие с ним крайне ограничено, — считает Кристина Гортман.

Чего-то не хватает…

Эксперт отмечает серьёзные коммуникативные дефициты у людей, общение которых происходит преимущественно в сети.

  1. Вербальный уровень.

Технические проблемы, тормоза, зависания программного обеспечения, низкое качество звука и искажения голоса затрудняют понимание и запоминание информации.

  1. Невербальный уровень.

В виртуальных занятиях труднее, а порой и невозможно определить эмоциональное состояние учеников из-за малой видимости их жестов.

  1. Энергетический уровень.

Во время онлайн-взаимодействия энергия обменивается между учащимися и педагогом не напрямую. Все участники видят только изображения на экране, именно таким образом психика воспринимает обучение дистанционно.

  1. Интуитивный уровень.

Интуиция основывается на ранее полученном, но неосознанном опыте человека. В онлайне первые три уровня коммуникации нарушаются, поэтому у интуиции нет информации для реакции, и этот уровень тоже функционирует с помехами.

Образование дефицитов влечет за собой повышенную нагрузку на психику: человеку, его интеллекту и вниманию приходится прилагать вдвое больше усилий, и по завершении онлайн-урока участники часто испытывают сильное чувство утомления.

Как восполнить дефициты

Несколько приёмов способны уменьшить нагрузку и закрыть коммуникационные пробелы, которые могут возникнуть во время онлайн-урока.

  1. Проверяйте коммуникацию.

Используйте фразы:

  • «Вам все ясно?»,
  • «Я понятно объясняю?»,
  • «Вы хорошо меня слышите?»,
  • «Все согласны?»,
  • «Есть ли у вас вопросы?»

Представления позволяют убедиться в усвоении темы учащимися, возвращают внимание в нужном направлении и порождают иллюзию живого диалога.

  1. Подключайте фантазию.

Учите этому детей. Воображение — настоящий помощник психике при коммуникативных недостатках. Если у собеседника не работает камера, представьте его внешний вид и действия: выгодно для себя, например, как ученик сидит и внимательно слушает, записывает, кивает головой в знак понимания и т. д.

  1. Развивайте технические навыки.

Дети воспринимают урок онлайн как мультфильм или видео в интернете. Превратите обучение в «экшн»: подключите интерактивную доску, подготовите креативную презентацию, сделайте демонстрацию экрана и запустите трансляцию тематических роликов. Используйте возможности онлайн-пространства.

  1. Давайте слово ученикам.

Для общения требуется диалог, и каждому участнику нужно предоставить возможность поделиться своим мнением.

  1. Управляйте эмоциями.

Если беспокоит ход занятия, перед его началом можно воспользоваться дыхательной техникой: глубокий вдох носом, долгий выдох ртом — три раза или до исчезновения тревоги. Эта же техника полезна при сильном гневе или панической атаке.

  1. Разрешите себе пошалить.

Кристина Гортман считает дистанционное обучение площадкой для дерзких экспериментов.

Ведите урок так, как будто являетесь настоящим блогером, ведущим музыкального шоу или устраиваете виртуальное чаепитие. Такие акции пробуждают у детей (и педагогов) восторг и любопытство, которые на время урока компенсируют коммуникативные дефициты психики.