Фото: img.freepik.com



Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Валентина Черний, преподаватель изобразительного искусства АНО «Павловская Гимназия», вместе с учениками создала в школе релакс-пространство для отдыха от дел. Она назвала его «Выручай-комнатой» и представила на конкурсе «Вклад Учителя 2022». Ирина Киселева, учитель начальных классов школы «Гулливер», повторила проект.

Что такое «Выручай-комната»

«Выручай комната» — школьное место, выбранное детьми вместе с педагогами и родителями для досуга и отдыха.
Это может быть отдельное помещение или часть рекреации/класса. По задумке Валентины Черний, ученики со временем меняют и перестраивают «Выручай комнату», но она остается в школе навсегда. Единственное условие — в ней только то, что хотят видеть сами дети. В школе Валентины «Выручай комната» включает зону отдыха, игровое пространство и живой уголок.

Интерьер помещения и все игрушки изготовлены из вторсырья. Создатели таким образом заботятся об экологии и мотивируют себя к более творческому подходу в работе.

«Выручай-комната» – это не просто место для отдыха, а завершающее звено образовательного процесса, где дети постигают…

  • работать в разновозрастной команде и договариваться;
  • планировать совместную деятельность;
  • мыслить творчески;
  • думать критически;
  • презентовать свои идеи.

Ученики приобретают ценный опыт, получая при этом комфортное пространство в школе для релаксации и встреч.



Что нужно, чтобы ее создать

Образовательное событие задумывалось Валентиной Черний как совместное мероприятие с участием учащихся третьего по восьмому классам. Преподаватели выполняют роль организаторов, а родители помогают в создании и монтаже предметов интерьера. Для реализации проекта потребуется минимум 15 учеников, один педагог-организатор, один или два учителя в качестве наблюдателей, минимум два родителя для помощи.

За неделю, от разработки концепции до запуска пространства, команда трудится: пять-шесть дней уходит на обустройство зоны отдыха, а последний день — на её официальное открытие.

  1. Определяет для «Выручай-комнаты» подходящее место в школьном здании и согласовывает его использование с администрацией.
  2. Сбирает второстепенные материалы для мебели и предметов декора: стулья, мягкие кресла-подушки, полочки, коврики, пледы и тому подобное. Ученики находят их дома и в школе среди излишних и неиспользуемых вещей.
  3. Разрабатывают эскизы проекта зоны отдыха. Ученики восьмого класса – эскизы интерьера «Выручай комнаты». Шести- и семиклассники – мебели и предметов. Третьего, четвертого и пятого классов – декора стен.
  4. Производит мебель и предметы для интерьера «Выручай-комнаты», помогая в этом детишкам их родители.
  5. Разрабатывает торжественную презентацию нового помещения.

Через два или три дня после начала работы «Выручай комнаты» проводится рефлексия. Участники проекта отвечают на короткий письменный опрос.

«Помощная комната» в начальных классах: опыт школы «Гулливер».

В рамках конкурса «Вклад Учителя 2022» Ирина Киселева, педагог начальных классов школы «Гулливер», взялась за проект «Выручай-комнаты» Валентины Черний. В связи с тем, что в корпусе, где работала Ирина, учились только ученики первого и второго классов, а также детсадовцы, концепцию пришлось переработать. В школе не нашлось отдельного свободного помещения, поэтому выделить комнату для проекта не удалось.

Чтобы решить проблему, помещение «Выручай-комната» расположили в кабинете Ирины. Кабинет был просторным и уже делился на учебную и игровую зоны, из которых последнюю переоборудовали под место для отдыха учеников младших классов.

Далее подобрали команду. В проекте приняли участие дети, которым понравилась идея, несколько родителей и бывшие ученики начальной школы, которые сейчас учатся в пятом классе «Гулливера».

Голосованием дети определились с темой оформления нового пространства. Выбор пал на море из предложенных вариантов: море, лес и космос.

Затем школьникам младших классов предложили спроектировать интерьер «Выручай-комнаты». На распечатанных фотографиях «рабочего участка» ученики дорисовывали желаемые предметы и элементы декора: шезлонги, ракушки, воду.

На следующем этапе ученики создавали предметы интерьера для «Выручай комнаты» из вторичных материалов. Дети принесли ракушки, диски, крупу, игрушки и бижутерию. На уроках труда они изготовили различные поделки: шторки из дисков, рыбок из носочков и крупы, кораллы из веток деревьев. Родители выполняли более сложную работу: кто-то смастерил стол из шин, кто-то вырезал тематические фигуры из картона. Украшали комнату все вместе.

Закупили лишь фотообои, приклеенные на доску у дальней стены, и шариковый бассейн. Старые пуфы из класса стали шезлонгами, а фигурки животных и рыб для релакса — одолжены в детском саду. Новое пространство дети назвали «Берег мечты».

За восемь дней создали новое пространство. Четыре дня дети разрабатывали концепцию и делали эскизы, затем ушли на весенние каникулы. Первые четыре дня новой четверти заняли подготовкой реквизита и украшением помещения. На девятый день состоялось торжественное открытие: с чаепитием, гостями из других классов и подарками.

До конца учебного года комната стала любимым местом отдыха учеников корпуса. Днем в ней активно играли, а ближе к вечеру отдыхали: лежали на пуфиках, слушали расслабляющую музыку, читали или просто дремали. Летом «Выручай-комната» переместилась в пришкольный лагерь, а в новом учебном году ее убранство менялось от одной темы занятий к другой. Но неизменно она остается зоной отдыха и игры для всех школьников корпуса.


Материалы по теме:

  • Объединение театра, литературы, музыки и технологий в едином образовательном мероприятии.
  • Дети против мусора: как организовать Экодень в школе.
  • «Письмо из будущего»: Как ученики начальных классов предотвратили всемирную катастрофу

Партнерский материал