
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Валентина Черний, преподаватель изобразительного искусства АНО «Павловская Гимназия», вместе с учениками создала в школе релакс-пространство для отдыха от дел. Она назвала его «Выручай-комнатой» и представила на конкурсе «Вклад Учителя 2022». Ирина Киселева, учитель начальных классов школы «Гулливер», повторила проект.
Что такое «Выручай-комната»
«Выручай комната» — школьное место, выбранное детьми вместе с педагогами и родителями для досуга и отдыха.
Это может быть отдельное помещение или часть рекреации/класса. По задумке Валентины Черний, ученики со временем меняют и перестраивают «Выручай комнату», но она остается в школе навсегда. Единственное условие — в ней только то, что хотят видеть сами дети. В школе Валентины «Выручай комната» включает зону отдыха, игровое пространство и живой уголок.
Интерьер помещения и все игрушки изготовлены из вторсырья. Создатели таким образом заботятся об экологии и мотивируют себя к более творческому подходу в работе.
«Выручай-комната» – это не просто место для отдыха, а завершающее звено образовательного процесса, где дети постигают…
- работать в разновозрастной команде и договариваться;
- планировать совместную деятельность;
- мыслить творчески;
- думать критически;
- презентовать свои идеи.
Ученики приобретают ценный опыт, получая при этом комфортное пространство в школе для релаксации и встреч.
Что нужно, чтобы ее создать
Образовательное событие задумывалось Валентиной Черний как совместное мероприятие с участием учащихся третьего по восьмому классам. Преподаватели выполняют роль организаторов, а родители помогают в создании и монтаже предметов интерьера. Для реализации проекта потребуется минимум 15 учеников, один педагог-организатор, один или два учителя в качестве наблюдателей, минимум два родителя для помощи.
За неделю, от разработки концепции до запуска пространства, команда трудится: пять-шесть дней уходит на обустройство зоны отдыха, а последний день — на её официальное открытие.
- Определяет для «Выручай-комнаты» подходящее место в школьном здании и согласовывает его использование с администрацией.
- Сбирает второстепенные материалы для мебели и предметов декора: стулья, мягкие кресла-подушки, полочки, коврики, пледы и тому подобное. Ученики находят их дома и в школе среди излишних и неиспользуемых вещей.
- Разрабатывают эскизы проекта зоны отдыха. Ученики восьмого класса – эскизы интерьера «Выручай комнаты». Шести- и семиклассники – мебели и предметов. Третьего, четвертого и пятого классов – декора стен.
- Производит мебель и предметы для интерьера «Выручай-комнаты», помогая в этом детишкам их родители.
- Разрабатывает торжественную презентацию нового помещения.
Через два или три дня после начала работы «Выручай комнаты» проводится рефлексия. Участники проекта отвечают на короткий письменный опрос.
«Помощная комната» в начальных классах: опыт школы «Гулливер».
В рамках конкурса «Вклад Учителя 2022» Ирина Киселева, педагог начальных классов школы «Гулливер», взялась за проект «Выручай-комнаты» Валентины Черний. В связи с тем, что в корпусе, где работала Ирина, учились только ученики первого и второго классов, а также детсадовцы, концепцию пришлось переработать. В школе не нашлось отдельного свободного помещения, поэтому выделить комнату для проекта не удалось.
Чтобы решить проблему, помещение «Выручай-комната» расположили в кабинете Ирины. Кабинет был просторным и уже делился на учебную и игровую зоны, из которых последнюю переоборудовали под место для отдыха учеников младших классов.
Далее подобрали команду. В проекте приняли участие дети, которым понравилась идея, несколько родителей и бывшие ученики начальной школы, которые сейчас учатся в пятом классе «Гулливера».
Голосованием дети определились с темой оформления нового пространства. Выбор пал на море из предложенных вариантов: море, лес и космос.
Затем школьникам младших классов предложили спроектировать интерьер «Выручай-комнаты». На распечатанных фотографиях «рабочего участка» ученики дорисовывали желаемые предметы и элементы декора: шезлонги, ракушки, воду.
На следующем этапе ученики создавали предметы интерьера для «Выручай комнаты» из вторичных материалов. Дети принесли ракушки, диски, крупу, игрушки и бижутерию. На уроках труда они изготовили различные поделки: шторки из дисков, рыбок из носочков и крупы, кораллы из веток деревьев. Родители выполняли более сложную работу: кто-то смастерил стол из шин, кто-то вырезал тематические фигуры из картона. Украшали комнату все вместе.
Закупили лишь фотообои, приклеенные на доску у дальней стены, и шариковый бассейн. Старые пуфы из класса стали шезлонгами, а фигурки животных и рыб для релакса — одолжены в детском саду. Новое пространство дети назвали «Берег мечты».
За восемь дней создали новое пространство. Четыре дня дети разрабатывали концепцию и делали эскизы, затем ушли на весенние каникулы. Первые четыре дня новой четверти заняли подготовкой реквизита и украшением помещения. На девятый день состоялось торжественное открытие: с чаепитием, гостями из других классов и подарками.
До конца учебного года комната стала любимым местом отдыха учеников корпуса. Днем в ней активно играли, а ближе к вечеру отдыхали: лежали на пуфиках, слушали расслабляющую музыку, читали или просто дремали. Летом «Выручай-комната» переместилась в пришкольный лагерь, а в новом учебном году ее убранство менялось от одной темы занятий к другой. Но неизменно она остается зоной отдыха и игры для всех школьников корпуса.
Материалы по теме:
- Объединение театра, литературы, музыки и технологий в едином образовательном мероприятии.
- Дети против мусора: как организовать Экодень в школе.
- «Письмо из будущего»: Как ученики начальных классов предотвратили всемирную катастрофу
Партнерский материал