
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Дети иногда провоцируют у педагогов негативную реакцию, ведя себя грубо, хамски, игнорируя замечания. Таких называют «неуправляемыми». Существуют ли медицинские причины такого поведения? Как работать с такими детьми и сохранить спокойствие? Об этом рассказывают российские и зарубежные специалисты по детской психологии.
Есть причина?
Ученики, пренебрегающие учителями, встречаются не только в России, но и за границей. Бронвин Харрис, учительница со стажем из Окленда, штат Калифорния, столкнулась с множеством трудных учеников, однако к встрече с третьеклассником Антонио оказалась неприготовленной.
Харрис вспоминает: «Иногда он отвечал “нет”, ещё до того как я заканчивала вопрос. Однажды я сказала: “Эй, ты даже не знаешь, о чем хотела тебя спросить”. Он ответил: “Это не имеет значения. Нет!”. В другой раз ребенок просто потрепал его по плечу, а Антонио развернулся и напал на него, размахивая кулаками».
Бронвин Харрис пообщалась с семьей ребенка и выяснила у него диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство», сокращенно ОВР. прим. ред.Ограничительное противоправное расстройство (ОВР) — модель поведения, включающего непослушание, враждебность и провокацию в адрес авторитетных лиц, как определяет Американская академия детской и подростковой психиатрии. Дети с таким диагнозом не согласны сотрудничать, ведут себя вызывающе и враждебно по отношению к сверстникам, родителям и учителям.
Один из моих учеников посещал коррекционную школу потому что не мог контролировать себя. Уже в первом классе его исключили из двух школ. Ребенок не слушался учителя, был агрессивен с одноклассниками, враждебен к другим взрослым. Выбегал из класса, ругался нецензурной лексикой, переворачивал парты, дрался — игнорирование правил было для него обычным поведением. Мария БурыкаПсихолог детского клинического направления, работающий с детьми, имеющими проблемы в поведении.
Откуда берётся ОВР?
Причины появления диагноза «Оппозиционно-вызывающее расстройство» остаются недостаточно исследованными. выдвигают две теории:
- Теория развитияСогласно этой теории, трудности возникают уже в раннем детстве. Дети и подростки с ОВР возможно были слишком эмоционально привязаны к родителю или другому близкому взрослому и не могли научиться самостоятельности.
- Теория обученияЭта теория предполагает, что негативные симптомы ОВР – это усвоенные установки. Авторитетные для ребенка люди, такие как родители, используют негативные методы подкрепления – наказание – чтобы устранить нежелательное поведение. При этом лишь нежелательное поведение позволяет ребенку получить желаемое: внимание и реакцию со стороны взрослых.
Детям в обеих ситуациях присущи психологические травмы, полученные на ранних этапах развития. Как и многие ее коллеги, Бронвин Харрис никогда раньше не слышала об ОВР, но изучив этот диагноз, поняла причину своего состояния во время общения с Антонио.
Поведение ребенка с ОВР не выражает личного отношения к нам. К нему нужно относиться как к крику о помощи. Это дети, которым взрослые не смогли помочь справиться собой, найти место в жизни, интегрироваться в общество. Чувства при общении с ними порой тяжелы и травматичны, но это отражение чувств самого ребенка — гнев, бессилие, глубокая грусть. Наверное, нет детей, которые больше других нуждались бы в принятии, понимании и помощи.
В России о таком диагнозе слышали немногие, хотя дети, потенциально им страдающие, встречаются довольно часто. Эксперты утверждают, что от 1 до 16 процентов учащихся могут иметь ОВР, и многие из них остаются недиагностированными. Несмотря на то, что большинство учителей никогда не работали с детьми с подтвержденным ОВР, в практике постоянно сталкиваются с противодействием и неповиновением отдельных учеников.
Что делать учителю?
Несколько стратегий способствуют поддержанию здоровой атмосферы в классе и предотвращают вспышки гнева по отношению к ребёнку.
Установите реалистичные цели.
Предположим, в вашем классе есть ученик, который вместо того чтобы сидеть за партой, устраивает скандал и покидает класс. Сначала определите желаемое поведение. Будьте реалистичны: если ребенок привык выходить из кабинета, то для него уже будет прогрессом оставаться на месте.
Сначала нужно собрать информацию о поведении ребенка. Сколько времени он ведёт себя так, как хотелось бы? Никогда? Частично?
Показатели позволят установить реалистичные задачи и контролировать развитие. Дэвид АндерсонСтарший директор Центра СДВГ и деструктивных расстройств поведения Института детского мозга советует: работайте над желаемым поведением, используя сочетание положительного подкрепления и предсказуемых последствий нарушения правил. Не ожидайте волшебства: изменение поведения происходит медленно и требует постоянных усилий.
Хвалите за хорошее поведение.
Дети, проявляющие провокационное поведение, привлекают к себе много негативных реакций. Обратите внимание на положительные стороны, предоставляя конкретные поощрения при виде желательного поведения ребенка.
«Но учтите: некоторые привыкли к негативной обратной связи настолько, что позитивная может вызвать чувство неуверенности. Будьте осторожны, не ставьте их внезапно в центр внимания, так как это может спровоцировать защитную реакцию в виде агрессии. Возможно, лучше похвалить ученика шепотом или поговорить с ним наедине», — советует Рэйчел Ломанн, школьный консультант Wake Young Men’s Leadership Academy (г. Роли, Северная Каролина).
Подождите, прежде чем реагировать.
Учителя иногда своими действиями побуждают к бунту, будучи уверенными в худшем поведении ребенка.
Чрезмерная озабоченность плохим поведением ребенка может привести к тому, что взрослые сами его провоцируют. Впрочем, в большинстве случаев ребенок и не стремится вести себя плохо. Поэтому стоит сделать глубокий вдох и не вмешиваться без необходимости. Возможно, удастся избежать борьбы за власть, и вы будете приятно удивлены хорошим поведением, которое можно похвалить, — говорит Дэвид Андерсон.
Поговорите с классом.
Поведение одного ученика может повлиять на весь класс, так что стоит поговорить о случившемся.
Бронвин Харрис делится: «Однажды, когда Антонио не было в школе, я рассказала классу, что некоторым людям легче управлять своими эмоциями, чем другим. Ученики хорошо отреагировали и потом начали игнорировать его проделки».
Дети могут быть менее восприимчивы к деструктивному поведению, чем взрослые. Дэвид Андерсон советует учителям говорить детям: «Все сталкиваются с моментом, когда теряют самообладание или плохо выполняют задания. Мы над этим работаем всем классом и помогаем друг другу».
Обратитесь за помощью.
Свяжитесь с школьным психологом. Предмет наблюдая за поведением учащегося и его общением с педагогом, он сможет предложить рекомендации по решению проблемы.
Рейчел Ломанн рассказывает: «Эти дети часто выходят из себя, не осознавая причину гнева. Учу их определять провоцирующие факторы и действовать, когда начинаются вспышки».
Психолог может поработать с учеником индивидуально или посоветовать родителям подходящего специалиста. Родители иногда не готовы сотрудничать с учителем и психологом из-за перегруженности собственными проблемами.
Создайте систему эмоционального общения.
Вместе с учениками создайте систему общения, которая позволит им сообщить о своих эмоциональных ощущениях перед уроком. Можно использовать шкалу от 1 до 10: 10 — «все замечательно», 1 — «все очень плохо». Ученики могут написать цифру на карточке и передать её учителю до начала урока, не показывая остальным.
Когда ученик испытывает высокий уровень стресса, позвольте ему работать в собственном темпе, избегая излишней озабоченности.
Заключите договор.
С учащимися средних школ можно составить «поведенческий контракт», где обозначить желаемое поведение, а также награды и наказания за нарушение его условий. Необходимо избегать чрезмерно высоких требований.
Если ученик не делает домашнее задание, скорее начнет выполнять его частично, чем полностью. Обратите внимание детей, что могут попросить о помощи в выполнении домашнего задания в специально отведенное время. Также поинтересуйтесь, есть ли у ребенка возможность организовать процесс выполнения домашней работы так, чтобы ничто его не отвлекало.
Постарайтесь понять «трудного» ученика.
Такие дети способны провоцировать эмоциональные реакции у учителя. Чувство негодования и разочарования естественно возникают при постоянном непослушании. Необходимо помнить, что это всё-таки дети. Постарайтесь представить себя на их месте, ощутить постоянный гнев и разочарование, отсутствие друзей. Тогда вы сможете начать строить отношения с ребенком, — советует Рейчел Ломанн.
По мнению педагогов, если дети с оппозиционно-поведенческим расстройством верят своим учителям и считают, что те действительно стремятся помочь, то у них начинается сотрудничество, и проявление нежелания подчиняться уменьшается.
Материалы по теме:
- Учитель применяет силу. Какие причины побуждают педагогов причинять вред своим ученикам?
- Учителя, дышите полной грудью!
- Как сдержать всплеск эмоций у школьника?