
Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.
В образовательном процессе существуют законные способы демонстрации знаний: ответы в классе, контрольные работы, презентации, проекты. Иногда учащиеся пытаются продемонстрировать свои обширные знания и застать преподавателя врасплох. Как действовать учителю, чтобы избежать конфликтов? Обсудим это с специалистами.
Не гений, а выскочка?
Педагоги обычно не очень любят учеников, которые на уроках пытаются «поумничать» и задают неудобные вопросы. Такое поведение нарушает учебный процесс, сбивает учителя с мысли и отвлекает одноклассников от выполнения заданий.
В моём классе учился мальчик, который постоянно пытался меня проверить, задавая вопросы о переводе непонятных слов на английский язык. Словами были термины, названия механизмов, редких животных. Он хотел продемонстрировать всему классу, что я ничего не знаю. Мне это было очень неприятно. Когда мне надоело, я положила словарь на стол и сказала, что переводы слов, не относящихся к теме урока, можно посмотреть там.
Желание ученика обсудить материал многие воспринимают как попытку испортить урок или уронить авторитет учителя, что вызывает раздражение. Но прежде чем реагировать, психологи предлагают разобраться в причинах такого поведения.
Почему ученики спорят с учителем?
Можно выделить несколько причин:
-
Формальные и скучные способы проверки знаний не нравятся ученикам.
Другой вопрос — вести беседу с экспертом, который сможет аргументированно ответить или же уклониться от ответа.
-
Реакция аудитории.
Это особенно важно для подростка, стремящегося привлечь к себе внимание одноклассников.
Если вызвать учителя на дискуссию, весь класс непременно отметит как твои таланты, так и твою смелость.
-
Личная неприязнь к педагогу.
Педагогу полезно осмыслить, были ли в прошлом ситуации, когда педагог мог обидеть ребенка, задеть его самолюбие или наказать несправедливо. Может ли подобное поведение быть мщением или способом выражения обиды?
-
Недостаток авторитета.
Иногда ученик, увлеченный определенным предметом, считает, что учитель не обладает достаточной компетентностью. Раздражение усиливается, если педагог пытается доминировать, ставя умного ученика в неловкие ситуации и снижая его оценки.
-
Желание доказать свою значимость.
Часто интеллектуальная борьба ребенка с учителем является следствием внутренних семейных отношений между ним и родителями.
Возможно, это бессознательное соревнование с авторитетным человеком. В таком случае подросток стремится доказать, что он тоже способен, ценен, ничем не хуже, а может даже превосходит отца/мать или учителя. Это помогает сформировать личность, ощущать свои возможности и границы. Однако, если учитель серьезно воспринимает эту конкуренцию, это может стать проблемой. психолог Нелли Якимова.
Как вести себя в подобных ситуациях?
- Не игнорируйте.
Не обращать внимания — прямой путь к конфликтам и острым ситуациям.
- Похвалите ученика за любознательность.
- Предоставьте ему слово.
Вклад времени учащегося в выступление незначителен. Не каждый отважится на самостоятельный ответ, который можно засчитать как домашнюю работу и оценить по шкале.
- Дайте дополнительное задание.
Школьного ученика можно побудить к умственным достижениям, если у него настоящий интерес. В случае искреннего интереса ребенок с радостью дополнительно потрудится и получит дополнительную оценку. Если же это просто желание продемонстрировать себя, то стремление участвовать в уроке быстро исчезнет.
Учителя музыки коллега и клиентка пожаловалась, что ученик постоянно перебивает её во время рассказов о композиторах, выкрикивает, смеется. Предложила подключить его к подготовке уроков. В течение года шестиклассник помогал вести каждый урок, опираясь на опыт обучения в музыкальной школе и большой объем прослушанной музыки — к обоюдному удовольствию учителя и ученика. педагог-психолог Екатерина Панова.
- Расскажите о теме более подробно на последующих занятиях.
Конечно же, стоит попытаться выполнить данное обещание. Если возможно, можно предложить ученику дополнительные уроки.
- Пошутите.
Ребятам нравятся педагоги, которые умеют реагировать с юмором. Так как это снимает напряжение и переводит беседу в непринужденную форму общения. Конечно, речь должна идти о доброй шутке, которая не унижает ученика.
- Не обижайтесь.
Если учитель осознает, что ученик опередил его, это может повлиять на его уверенность в себе. гештальт-терапевт Екатерина Поляк-Залота Предлагает повторять такую мысль.
Его успех строится на моём опыте. Внутри него всегда останутся я — то бичующий хлыстом, что вредит, то утешающий: «Верю в тебя, справишься».
Полагаю, корень педагогики — уважение к личности. К самому себе, коллегам, ученикам и родителям. Принятие неповторимости каждого с изъянами и особенностями. Горечь, которую ученик выражает криком, выпендриванием или игнорированием, можно воспринять как оскорбление, а можно — как проявление доверия.
Екатерина считает, что способность воспринимать болезненные поступки как оплошности и недоразумения, а не как умышленное зло, придает силы.
Для работы с людьми необходимы большие внутренние ресурсы, умение их накапливать и освобождать себя от накопленных чувств. Такому обучению должен подвергнуться каждый специалист, взаимодействующий с людьми.