Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.

В образовательном процессе существуют законные способы демонстрации знаний: ответы в классе, контрольные работы, презентации, проекты. Иногда учащиеся пытаются продемонстрировать свои обширные знания и застать преподавателя врасплох. Как действовать учителю, чтобы избежать конфликтов? Обсудим это с специалистами.

Не гений, а выскочка?

Педагоги обычно не очень любят учеников, которые на уроках пытаются «поумничать» и задают неудобные вопросы. Такое поведение нарушает учебный процесс, сбивает учителя с мысли и отвлекает одноклассников от выполнения заданий.

В моём классе учился мальчик, который постоянно пытался меня проверить, задавая вопросы о переводе непонятных слов на английский язык. Словами были термины, названия механизмов, редких животных. Он хотел продемонстрировать всему классу, что я ничего не знаю. Мне это было очень неприятно. Когда мне надоело, я положила словарь на стол и сказала, что переводы слов, не относящихся к теме урока, можно посмотреть там.

Желание ученика обсудить материал многие воспринимают как попытку испортить урок или уронить авторитет учителя, что вызывает раздражение. Но прежде чем реагировать, психологи предлагают разобраться в причинах такого поведения.

Почему ученики спорят с учителем?

Можно выделить несколько причин:

  1. Формальные и скучные способы проверки знаний не нравятся ученикам.

Другой вопрос — вести беседу с экспертом, который сможет аргументированно ответить или же уклониться от ответа.

  1. Реакция аудитории.

Это особенно важно для подростка, стремящегося привлечь к себе внимание одноклассников.
Если вызвать учителя на дискуссию, весь класс непременно отметит как твои таланты, так и твою смелость.

  1. Личная неприязнь к педагогу.

Педагогу полезно осмыслить, были ли в прошлом ситуации, когда педагог мог обидеть ребенка, задеть его самолюбие или наказать несправедливо. Может ли подобное поведение быть мщением или способом выражения обиды?

  1. Недостаток авторитета.

Иногда ученик, увлеченный определенным предметом, считает, что учитель не обладает достаточной компетентностью. Раздражение усиливается, если педагог пытается доминировать, ставя умного ученика в неловкие ситуации и снижая его оценки.

  1. Желание доказать свою значимость.

Часто интеллектуальная борьба ребенка с учителем является следствием внутренних семейных отношений между ним и родителями.

Возможно, это бессознательное соревнование с авторитетным человеком. В таком случае подросток стремится доказать, что он тоже способен, ценен, ничем не хуже, а может даже превосходит отца/мать или учителя. Это помогает сформировать личность, ощущать свои возможности и границы. Однако, если учитель серьезно воспринимает эту конкуренцию, это может стать проблемой. психолог Нелли Якимова.

Как вести себя в подобных ситуациях?

  • Не игнорируйте.

Не обращать внимания — прямой путь к конфликтам и острым ситуациям.

  • Похвалите ученика за любознательность.
  • Предоставьте ему слово.

Вклад времени учащегося в выступление незначителен. Не каждый отважится на самостоятельный ответ, который можно засчитать как домашнюю работу и оценить по шкале.

  • Дайте дополнительное задание.

Школьного ученика можно побудить к умственным достижениям, если у него настоящий интерес. В случае искреннего интереса ребенок с радостью дополнительно потрудится и получит дополнительную оценку. Если же это просто желание продемонстрировать себя, то стремление участвовать в уроке быстро исчезнет.

Учителя музыки коллега и клиентка пожаловалась, что ученик постоянно перебивает её во время рассказов о композиторах, выкрикивает, смеется. Предложила подключить его к подготовке уроков. В течение года шестиклассник помогал вести каждый урок, опираясь на опыт обучения в музыкальной школе и большой объем прослушанной музыки — к обоюдному удовольствию учителя и ученика. педагог-психолог Екатерина Панова.

  • Расскажите о теме более подробно на последующих занятиях.

Конечно же, стоит попытаться выполнить данное обещание. Если возможно, можно предложить ученику дополнительные уроки.

  • Пошутите.

Ребятам нравятся педагоги, которые умеют реагировать с юмором. Так как это снимает напряжение и переводит беседу в непринужденную форму общения. Конечно, речь должна идти о доброй шутке, которая не унижает ученика.

  • Не обижайтесь.

Если учитель осознает, что ученик опередил его, это может повлиять на его уверенность в себе. гештальт-терапевт Екатерина Поляк-Залота Предлагает повторять такую мысль.

Его успех строится на моём опыте. Внутри него всегда останутся я — то бичующий хлыстом, что вредит, то утешающий: «Верю в тебя, справишься».

Полагаю, корень педагогики — уважение к личности. К самому себе, коллегам, ученикам и родителям. Принятие неповторимости каждого с изъянами и особенностями. Горечь, которую ученик выражает криком, выпендриванием или игнорированием, можно воспринять как оскорбление, а можно — как проявление доверия.

Екатерина считает, что способность воспринимать болезненные поступки как оплошности и недоразумения, а не как умышленное зло, придает силы.

Для работы с людьми необходимы большие внутренние ресурсы, умение их накапливать и освобождать себя от накопленных чувств. Такому обучению должен подвергнуться каждый специалист, взаимодействующий с людьми.