Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay / Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.

Мария Чередилина, кандидат педагогических наук и эксперт по экосистемам наставничества, делится советами для начинающих специалистов, которые ищут наставника. Что учесть при выборе, как прекратить сотрудничество с неподходящим наставником и как определить, выполнил ли он свою задачу?

В школе наставник помогает новому учителю быстрее освоиться, научает работе с учениками разного возраста, решению педагогических задач и конфликтов в классе.

Наставничество принципиально отличается от образовательных программ или курсов повышения квалификации: оно прежде всего помогает развить таланты человека. Учителя – разные личности. Кто-то стремится к роли исследователя, кто-то выбирает организаторскую работу, кто-то силен в сопровождении олимпиадников, а кто-то хорошо справляется с детьми, которым нужна дополнительная педагогическая помощь.

Конечно, перечень школьных должностей не охватывает всю эту разноплановость. Школе следует предпринять усилия по поддержке сотрудников с помощью наставничества — особенно учитывая то, что 2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Это отличное средство для борьбы с текучкой кадров: наставничество помогает каждому педагогу найти те области работы, которые позволят ему оставаться в профессии дольше.

Выбор наставника — личное решение. Тем не менее, молодому учителю следует учитывать некоторые факторы.

  1. Хороший учитель разбирается в собственном опыте.

Наставник — не просто старший коллега с большим опытом. Его отличает умение осмыслить этот опыт: он помнит трудности, находит общие черты и создаёт принципы, помогающие новому сотруднику в освоении профессии.

  1. Ему интересно общаться с людьми.

С конкретной группой, которой он будет наставником: педагогами (молодыми или пожилыми), специалистами из других регионов, школьными администраторами и т. д.

  1. Он соблюдает правила.

В любом формате наставничества, будь то по программе или индивидуально, необходимы ясные правила, доступные всем задействованным лицам. Каждому понятно его роль, функции, а также формат взаимодействия.

Несколько фундаментальных принципов любой программы менторства.

  • Безопасность Для всех участников необходима физическая, эмоциональная и репутационная безопасность. Обеспечить ее должны обучение всех сторон, специалисты-помощники (тьюторы, координаторы) и процедуры разрешения сложных ситуаций и конфликтов.
  • Добровольность Взаимодействие добровольно, каждая сторона может принять или отказаться от него.
  • Правило двух первых встречОба участника сотрудничества могут оценить взаимодействие в течение первых двух встреч и, при желании, прекратить совместную деятельность.
  • Школа для наставниковНаставники собираются в отведенном для них месте (примерно раз в месяц) для обсуждения своей практики и взаимной поддержки, возможно с участием психолога или представителя школы.
  1. Придерживается принципа «равный — равному».

Взаимоотношения наставника и наставляемого не должны быть построены по типу родитель-ребенок. Это партнерство равных взрослых. Такой подход может быть труден для опытных учителей, особенно тех, кто работает в начальной школе.

  1. Не принимает решения за наставляемого

Тут может быть три типа ситуаций:

  • Ученик охотно соглашается с решениями наставника, всегда поддерживая его позиции.
  • Постановления обучаемого неупорядоченны, недостаточно аргументированы. Преподаватель может пообщаться об этом с учеником, но затем обязан дать ему свободу выбора и возможность совершать ошибки.
  • Наставленный отказывается брать на себя ответственность и ожидает принятия решений от наставника. Наставник в ответ отдаляется и чётко выражает, что не будет принимать решения за наставленного.
  1. Не стремится быть исключительным хранилищем знаний и опыта.

Задача наставника — поддерживать своего ученика в постоянном поиске новых возможностей и увеличении его независимости. Самый эффективный наставник в определенный момент отодвинется на второй план или перейдет к партнёрской роли.

Курсы повышения квалификации от Учи.ру станут одним из таких ресурсов. курс о работе с детьми с ОВЗПрограмма сможет адаптироваться к любым потребностям каждого ребёнка, а наставничество станет частью воспитательной системы.

Хороший руководитель никогда не будет…

  • Руководить беседой авторитарно, демонстрируя превосходство.
  • Вести себя, как родитель с ребенком.
  • Изменять принципы взаимодействия. К примеру, вести запись беседы с человеком, о чём предварительно не было соглашения.
  • Настаивать на определенном поведении подопечного.
  • Присваивать себе достижения наставляемого.
  • Винить подопечного в его неудачах
  • Открывать информацию, предоставленную собеседником во время личного разговора.

Более подробную информацию о менторстве в школе можно получить на вебинарах Марии Чередилиной, которые состоятся 13 и 16 марта на платформе «Учи.ру». На них возможно записаться. здесь и здесь.

Партнерский материал