
Фотографии: Pixabay / Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Мария Чередилина, кандидат педагогических наук и эксперт по экосистемам наставничества, делится советами для начинающих специалистов, которые ищут наставника. Что учесть при выборе, как прекратить сотрудничество с неподходящим наставником и как определить, выполнил ли он свою задачу?
В школе наставник помогает новому учителю быстрее освоиться, научает работе с учениками разного возраста, решению педагогических задач и конфликтов в классе.
Наставничество принципиально отличается от образовательных программ или курсов повышения квалификации: оно прежде всего помогает развить таланты человека. Учителя – разные личности. Кто-то стремится к роли исследователя, кто-то выбирает организаторскую работу, кто-то силен в сопровождении олимпиадников, а кто-то хорошо справляется с детьми, которым нужна дополнительная педагогическая помощь.
Конечно, перечень школьных должностей не охватывает всю эту разноплановость. Школе следует предпринять усилия по поддержке сотрудников с помощью наставничества — особенно учитывая то, что 2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Это отличное средство для борьбы с текучкой кадров: наставничество помогает каждому педагогу найти те области работы, которые позволят ему оставаться в профессии дольше.
Выбор наставника — личное решение. Тем не менее, молодому учителю следует учитывать некоторые факторы.
-
Хороший учитель разбирается в собственном опыте.
Наставник — не просто старший коллега с большим опытом. Его отличает умение осмыслить этот опыт: он помнит трудности, находит общие черты и создаёт принципы, помогающие новому сотруднику в освоении профессии.
-
Ему интересно общаться с людьми.
С конкретной группой, которой он будет наставником: педагогами (молодыми или пожилыми), специалистами из других регионов, школьными администраторами и т. д.
-
Он соблюдает правила.
В любом формате наставничества, будь то по программе или индивидуально, необходимы ясные правила, доступные всем задействованным лицам. Каждому понятно его роль, функции, а также формат взаимодействия.
Несколько фундаментальных принципов любой программы менторства.
- Безопасность Для всех участников необходима физическая, эмоциональная и репутационная безопасность. Обеспечить ее должны обучение всех сторон, специалисты-помощники (тьюторы, координаторы) и процедуры разрешения сложных ситуаций и конфликтов.
- Добровольность Взаимодействие добровольно, каждая сторона может принять или отказаться от него.
- Правило двух первых встречОба участника сотрудничества могут оценить взаимодействие в течение первых двух встреч и, при желании, прекратить совместную деятельность.
- Школа для наставниковНаставники собираются в отведенном для них месте (примерно раз в месяц) для обсуждения своей практики и взаимной поддержки, возможно с участием психолога или представителя школы.
-
Придерживается принципа «равный — равному».
Взаимоотношения наставника и наставляемого не должны быть построены по типу родитель-ребенок. Это партнерство равных взрослых. Такой подход может быть труден для опытных учителей, особенно тех, кто работает в начальной школе.
-
Не принимает решения за наставляемого
Тут может быть три типа ситуаций:
- Ученик охотно соглашается с решениями наставника, всегда поддерживая его позиции.
- Постановления обучаемого неупорядоченны, недостаточно аргументированы. Преподаватель может пообщаться об этом с учеником, но затем обязан дать ему свободу выбора и возможность совершать ошибки.
- Наставленный отказывается брать на себя ответственность и ожидает принятия решений от наставника. Наставник в ответ отдаляется и чётко выражает, что не будет принимать решения за наставленного.
-
Не стремится быть исключительным хранилищем знаний и опыта.
Задача наставника — поддерживать своего ученика в постоянном поиске новых возможностей и увеличении его независимости. Самый эффективный наставник в определенный момент отодвинется на второй план или перейдет к партнёрской роли.
Курсы повышения квалификации от Учи.ру станут одним из таких ресурсов. курс о работе с детьми с ОВЗПрограмма сможет адаптироваться к любым потребностям каждого ребёнка, а наставничество станет частью воспитательной системы.
Хороший руководитель никогда не будет…
- Руководить беседой авторитарно, демонстрируя превосходство.
- Вести себя, как родитель с ребенком.
- Изменять принципы взаимодействия. К примеру, вести запись беседы с человеком, о чём предварительно не было соглашения.
- Настаивать на определенном поведении подопечного.
- Присваивать себе достижения наставляемого.
- Винить подопечного в его неудачах
- Открывать информацию, предоставленную собеседником во время личного разговора.
Более подробную информацию о менторстве в школе можно получить на вебинарах Марии Чередилиной, которые состоятся 13 и 16 марта на платформе «Учи.ру». На них возможно записаться. здесь и здесь.
Партнерский материал