Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Ученик с расстройством внимания и гиперактивности может быть как источником трудностей для класса, так и надежным помощником для учителя.

Дети с СДВГ нуждаются во внешней активизации для успешной работы. Избыточное возбуждение им вредно — нервная система не может быстро успокоиться. Задача педагога: выбрать формы взаимодействия, которые раскрывают потенциал ребенка и снижают его эмоциональное напряжение.

В предыдущей статье Мы рассказывали о поведении детей с СДВГ и проблемах, которые могут возникнуть у учителя при работе с ними. Теперь подробно обсудим конкретные действия для работы с ребенком с СДВГ в классе.

Что делать с дисциплиной

  • Внести порядок в жизнь урока с помощью схем или рисунков для демонстрации в классе.
  • С учащимися определить конкретные нормы поведения в различных ситуациях, чтобы у них чувствовалось участие и несомненно ответственность за их выполнение. Можно нарисовать или записать правила, разместить наглядно или вручить каждому ребёнку как напоминание.
  • Детям с СДВГ нужно давать ясные и короткие указания (не более 10 слов, преимущественно глаголы).
  • Пусть ребенок самостоятельно создает инструкции и рассказывает их классу.
  • Сдержанно и вежливо останавливать нарушения правил.
  • Разработать систему поощрений и наказания (для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности эффективна жетонная система).
  • Обращайте внимание на положительные проявления, вознаграждайте за хорошее поведение.
  • Внедрять элементы лидерства в ежедневный распорядок ребенка (например, забрать журнал из учительской или раздать тетради).

Что делать с агрессией

  • Когда ребенок расстраивается, нужно назвать ему чувства и то, что их вызывает: «Ты злишься, потому что…», и предложить способ справиться с ними (например, смять бумагу и бросить в цель, отдать кусочек пластилина для разминания).
  • Чтобы выразить эмоции через тело, можно выполнить физминутку: напрячь все мышцы и затем расслабить их. Если нет времени на физминутку, можно поиграть в игру «лимон»: вытянуть руки перед собой и представить, что в ладонях лежат лимоны. Нужно выжать из них сок, сильно сжав кулаки. Ребенок может немного пошевелиться от «кислого сока», а затем стряхнуть его с рук.
  • Выполните небольшое творческое упражнение: например, нарисуйте то, что вызвало у вас раздражение, или просто почеркните карандашом по бумаге.
  • Обучите детей определять свое эмоциональное состояние с помощью «термометра эмоций». Составьте большую шкалу, где вверху изображен улыбающийся человечек, а внизу — сердитый. Регулярно проводите с учениками «измерения», предлагая способы поддержания или улучшения разных настроений.
  • Выбрасывать злость через физические игры.

«Подушка злости»: Рядом с ребёнком располагают большую подушку, надувной балансировочный диск или коврик. Во время гнева педагог показывает ребенку способ выразить эмоцию: ударять ладонями, кулаками, деревянным молоточком, прыгать, пинать подушку. Такие упражнения можно выполнять и в целях профилактики.

«Дорожка злости»: На пол укладывают дорожку из ортопедических ковриков. Когда ребёнок расстроен, педагог советует ему попрыгать по коврикам и выговорить обиду и гнев.

«Мешочек гнева»: Ребенку показывают пустой темный мешок. Воспитатель предлагает кричать в него любые слова о гневе или просто звуки.

Что делать с отношениями с одноклассниками

  • Развивать умения общения с помощью игр, театральной терапии и карточек для формирования эмоционального интеллекта. Изначально эта работа проходит индивидуально с каждым ребенком.
  • Под наблюдением учителя давать ребенку возможность выполнять совместные задания с партнером или небольшим группой (до четырёх человек).
  • Когда ребёнок освоит взаимодействие в небольших компаниях, его следует вовлекать в классные и школьные события.
  • При разногласиях с одноклассниками постарайтесь услышать все стороны и оставаться беспристрастным. Не стоит винить исключительно ребенка с СДВГ в конфликтах, независимо от его прежней репутации.

Что делать с успеваемостью

  • Нужно давать индивидуальные задания, подходящие по сложности. Для этого необходимо понаблюдать за ребенком: сколько времени он может концентрироваться на работе (обычно не более семи-восьми минут), сколько информации усваивает, какой объем памяти и внимания у него есть.
  • Узнайте, какое восприятие у ребенка сильнее — визуальное или слуховое, и стройте обучение с учетом этого. Всегда обеспечивайте зрительную опору: схему, рисунок или запись на доске.
  • Определить наилучшую для ребёнка форму выполнения заданий (к примеру, допускается устное обсуждение темы вместо написания эссе или предоставление работы в печатном виде).
  • Разбейте большой проект на меньшие части, выполнимые за определенный период времени. Для каждой части установите свой срок исполнения.
  • Лучше начинать учебный день и урок более лёгкими задачами.
  • Во время коротких перерывов выполняйте небольшие физические упражнения, например пальчиковую и дыхательную гимнастики, легкую разминку, упражнения на напряжение и расслабление.
  • Поддерживать стремление, выделяя мелкие успехи.
  • Содействовать завершению задуманного при затруднениях ребёнка.
  • Обучите ребёнка понимать и исполнять инструкции: попросите его перефразировать её и пояснить, какие действия необходимо выполнить.

Что делать с невнимательностью

  • Ученикам с СДВГ стоит находиться поближе к учителю, вдали от окон и шкафов с привлекательными материалами.
  • Не настаивайте на том, чтобы дети сидели ровно. Дети с СДВГ неспособны этого делать: им нужно двигаться для работы вестибулярного аппарата и настройки работы нервной системы мозжечком. Балансировочную подушку можно положить на стул или под ноги ребенку — так ему не придется вертеться.
  • Поддержите ребенка в организации порядка на рабочем месте, удалив красочные элементы, вызывающие зрительное напряжение.
  • Для продуктивной работы нервной системы важно, чтобы у ребенка на столе была вода, предпочтительно в непроливайке.
  • Изменяйте формы работы: письменные упражнения, устные ответы, изучение пособий или видео, игры.
  • Придумайте вместе с малышом тайный сигнал, чтобы привлечь его внимание и вернуться к занятиям. Например, положив руку на плечо или хлопнув в ладоши.

Где искать поддержку

Работа с учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности предъявляет высокие требования к эмоциональной и физической энергии педагога. Для предотвращения профессионального выгорания учителю необходимо взаимодействовать с коллегами и получать поддержку.

Психолог и социальный педагог школы способны предоставить внешнюю помощь. Консультации от их будут касаться форм взаимодействия, психологических игр и техник.

В обучении и воспитании ребёнка важно сотрудничество с родителями. Совместное обсуждение стратегии, определение целей и постоянная коммуникация помогут контролировать ситуацию.

Если ребёнок посещает коррекционные занятия у стороннего психолога, обратитесь к нему за рекомендациями по общению и обучению. Педагогу также полезно сотрудничать с психологом для поддержания эмоционального состояния в норме.