Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Иногда ученик провоцирует у учителя негативные эмоции: поведение его вызывает негодование и раздражение, работать с таким ребенком не хочется. Обсудили с педагогом и психологом, как поступить в такой ситуации, чтобы сохранить уверенность в себе и профессионализме.

Василий Смирнов, педагог начальной школы семейного учебного заведения « »… Пространство»:

В начале работы педагогом замечал, что некоторые ученики вызывали у меня раздражение. Понимал, что теряю самообладание и реагирую эмоциональнее необходимого, но не знал, как правильно действовать в таких ситуациях. Это явление часто называют «ржавчиной» педагогической профессии. Возникало чувство вины и даже ощущение некомпетентности.

Раздражение вызывали не сами ученики, а их поступки. Это помогло мне: я стал анализировать их действия. Для меня неприемлемы те, которые нарушают моральные нормы, унижают честь и достоинство человека.

Психолог и Монтессори-педагог Наталья Бескаравайная Педагогам следует помнить, что учительская профессия — лишь одна из сторон личности. У каждого есть право на переживания и чувства. Во время урока преподаватель должен проявлять объективность по отношению к обучающимся. Несколько советов помогут преодолеть данное противоречие.

  1. Важно сначала честно сказать себе: да, работа с учениками бывает не всегда приятна. Но говорить об этом со своей точки зрения: «Меня злит такое поведение в классе», а не «ученики плохие».
  2. Выразить свои чувства и эмоции к ученику – это перевод с уровня древней, лимбической части мозга, отвечающей за агрессию и инстинкты, в область неокортекса — более развитой зоны, подчиняющейся контролю.
  3. Преподавателю важно помнить о том, что по сравнению с учениками, преподаватели взрослые. Это даёт преимущество и накладывает ответственность. Ребенок, плохо ведущий себя, ещё не умеет управлять своими действиями, в то время как учитель может.
  4. Необходимо разобраться, что именно в поведении или внешнем виде ребенка вызывает негативные эмоции. Возможно, ребенок совершает поступки, противоречащие внутренней установке «так делать нельзя». Если у учителя есть подобная установка, стоит изучить ее в свободное время и возможно проработать ее с психологом. Любая жесткая установка, какова бы она ни казалась благой, сужает наше восприятие.


    Разбирая причины неприязни к ребёнку, учитель может обнаружить, что ему неприятна мимика подростка. Например, та напоминает кому-то из прошлого. В таком случае полезно поработать с этим. Осознание того, что «нравится» и «не нравится» – субъективные понятия, освобождает от чувства вины.

  5. Вместо реакции на проявление поведения ученика обрати внимание на его эмоции. Признай право ребенка чувствовать гнев и грусть. После занятия предложи обсудить причины произошедшего: «Давайте подумаем, что стало причиной такого развития событий».

В завершении предлагаем несколько практических советов учителю для сохранения спокойствия на уроке.

  • Метод Шахиджаняна: перед вспышкой эмоций посчитайте в уме до трех. В этом времени нейромедиаторы снимут негативное воздействие и реакция станет более сдержанной.
  • Проанализировать ситуацию с помощью различных научных дисциплин, таких как психология, этнология, педагогика, физиология, социология и других, может способствовать более ясному пониманию событий и предохранению от эмоциональных импульсов.
  • Важно помнить о полноценном отдыхе. Это не просто привилегия, а необходимость для учителей.