Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Приобретение новых знаний и навыков после окончания формального образования имеет большое значение
  • Физиологические особенности обучения взрослых
  • Обучение взрослых имеет ряд психологических особенностей, среди которых выделяются мотивация, самооценка и страх неудачи
  • Методики эффективного обучения взрослых
  • Советы по организации учебного процесса

«Я уже не тот молодой студент, который быстро усваивает информацию» — такую фразу наверняка произносил каждый, кто во взрослом возрасте пытается приобрести новые умения. И хотя с возрастом когнитивные функции действительно несколько изменяются, зачастую дело оказывается не в них, а в подходе. Отказ от традиционных школьных подходов и определение индивидуального темпа обучения позволит создать действительно эффективный образовательный процесс.

В данной статье мы исследуем, как интегрировать обучение в загруженный распорядок дня, преодолеть склонность к откладыванию дел и эффективно усваивать новые сведения. Преподаватель среднего профессионального образования и частного центра рассказал нам об особенностях обучения взрослых и о полезных советах по организации учебного процесса «Аттестатус» Кайрат Мухаев.

Непрерывное образование в зрелом возрасте имеет огромное значение

Сегодня образование уже не является лишь завершающимся этапом развития – оно превратилось в непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Давайте изучим ключевые факторы, определяющие необходимость постоянного обучения для людей, живущих в современном мире.

Обучение способствует поддержанию здоровья мозга. Регулярные интеллектуальные упражнения способствуют замедлению процессов старения мозга. У тех, кто постоянно поддерживает умственную активность, ухудшение когнитивных функций происходит медленнее — таким образом, вероятность развития деменции снижается.

Возможность получить преимущество перед другими в профессиональной сфере. Стремящийся к профессиональному развитию человек нуждается в непрерывном самосовершенствовании. В России большинство работодателей готовы вкладываться в развитие сотрудников. Если же человеку не удается обучаться в компании, где он работает, он может выбрать и пройти курсы сам — например, в дистанционном формате.

Получение новых знаний оказывает благотворное воздействие на эмоциональное состояние. Они способствуют укреплению уверенности в себе, повышают самооценку и уменьшают уровень стресса. Ощущение однообразия, присущее многим взрослым, тягостно может занимать до нескольких часов в день. Новые навыки же, будь то цифровая грамотность, психология или кулинария, меняют качество повседневности к лучшему.

Посредством обучения можно познакомиться с новыми людьми. Люди, обладающие обширными социальными контактами, чувствуют себя счастливее тех, кто ни с кем не общается. Обретать новых приятелей и поддерживать отношения во взрослом возрасте бывает сложно из-за плотных графиков. Помочь могут как раз обучающие курсы: на них встречаются единомышленники с общими интересами. А если человек хочет освоить иностранный язык, он может общаться с его носителями в специальных сервисах: например, Tandem, HelloTalk или Speaky.

Обучение во взрослом возрасте – это не обязанность, как в детстве, а возможность жить насыщенно и осмысленно. Оно помогает оставаться востребованным на рынке труда, поддерживает здоровье мозга, способствует эмоциональной стабильности и дает шанс заводить новые знакомства.

Обучение взрослых имеет свои специфические черты, обусловленные возрастными изменениями, которые влияют на то, как усваивается информация и насколько быстро наступает утомление

Часто принято считать, что взрослые усваивают информацию менее эффективно, чем дети, однако исследования показывают: проблемы, с которыми сталкиваются взрослые в процессе обучения, нередко являются следствием неверных представлений или чрезмерной озабоченности. Мозг в возрасте тридцати, пятидесяти или семидесяти лет не утрачивает способность к адаптации – он лишь применяет другие способы функционирования. К примеру, когда дело касается изучения иностранных языков, дети быстрее запоминают отдельные слова, в то время как взрослые лучше осваивают грамматические структуры. Ключевым фактором является выбор подходящей методики.

В таблице демонстрируются различия в особенностях обучения детей и взрослых.

Когнитивные способности

Дети

Взрослые

Отношение к деталям

Хуже фокусируются на деталях

Обладают способностью к продолжительной концентрации на выполнении поставленных задач

Кругозор

Они воспринимают мир более широко и внимательны ко всем деталям

Существенная информация может быть проигнорирована из-за концентрации на достижении определенной цели

Способ изучать новое

Они легко усваивают новые знания, проявляя неподдельный интерес ко всему, что их окружает

Применяют анализ, используют системный подход и устанавливают связь между знаниями и опытом

Ученые из Университета Огайо проанализировали мозговую активность детей и взрослых во время решения сложных задач и доказали, что нейронные связи мозга у них работают одинаково, психофизиологических различий в работе детского и взрослого мозга практически нет. Это значит, что взрослый человек способен обучаться так же эффективно, как и ребенок. Правда, отличия есть в самом процессе: взрослые быстрее утомляются и чаще сомневаются в себе.

Обучение взрослых людей строится на основе их жизненного опыта, поэтому практическая польза новых знаний является основным стимулом к изучению чего-либо после тридцати. Прежде чем приступить к освоению информации или навыков, человек должен осознать, для чего они ему нужны, поскольку только в этом случае обучение становится целенаправленным и обеспечивает желаемый результат.

Человеку, достигшему взрослого возраста, доступна самостоятельная выбор обучения, что позволяет сделать этот процесс приятным. К примеру, я регулярно посещаю лекции и семинары, даже если они не соответствуют моей профессиональной сфере, и недавно завершил 26-часовой курс по истории искусств. Важно не принуждать себя, а посвящать время изучению только тех областей, которые вызывают интерес.

Кайрат Мухаев

Обучение взрослых имеет свои психологические особенности, такие как мотивация, самооценка и опасение неудачи

Взрослые часто выбирают для обучения то, что им интересно, поскольку уже не обязаны изучать школьные или университетские дисциплины. Так, один человек может принять решение сменить род деятельности и записаться на специализированные курсы. Другой – осваивает рисование, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. А третий – повышает свою цифровую грамотность, чтобы лучше понимать внуков.

Необходимо выяснить, в каких сферах хотелось бы получить новые знания и навыки, поскольку всестороннее владение всеми областями недостижимо. Для этого рекомендуется:

  • проанализировать интересы;
  • оценить сильные стороны и навыки;
  • обратить внимание на то, какие занятия приносят удовлетворение;
  • проконсультироваться с близкими или наставниками;
  • попробовать пробные курсы или тренинги, чтобы проверить направление.

Иногда возникают препятствия: например, большая загруженность на работе, болезнь детей или поломка бытовой техники. В таких ситуациях внимание сосредоточено на решении текущих задач, а не на обучении. Отсутствие внешнего стимула, такого как выпускные экзамены или угроза потери финансовой поддержки, может затруднить выделение времени для саморазвития.

Для достижения намеченных целей необходимо поддерживать дополнительную мотивацию. Вот рекомендации по эффективному обучению взрослых:

  • Разбивайте масштабные цели на более мелкие, конкретные задачи. Начать что-то новое бывает непросто, особенно когда цель кажется масштабной и вызывает опасения. Современный ритм жизни и преобладание фрагментарной информации сформировали привычку к постоянному движению и стремлению выполнить максимальный объем работы. Однако в перспективе это часто становится причиной откладывания дел на потом. Гораздо эффективнее разбить крупные задачи на более мелкие, а затем и на микрозадачи.
  • Выбирать плавный темп. Если вас заинтересовала новая область знаний, уделите ей 10 минут ежедневно для изучения. Этого уже достаточно. Первоначальный толчок легче сделать, и тогда со временем вы заметите результат и избежите откладывания дел на потом.
  • Завести тайм-трекер. С помощью этого инструмента можно измерять затраченное время на выполнение задач и контролировать ход обучения. Кроме того, в подобных сервисах удобно составлять расписание и распределять рабочую нагрузку.

Негативный опыт нередко препятствует обучению взрослых. С годами накапливаются неудачи в освоении новых знаний, причины которых могли быть разными и не всегда зависели от самого человека. Например, приобрели курс, а его содержание оказалось низкого качества, или внезапная большая загруженность на работе привела к приостановке, и занятия пришлось отменить. В результате, когда вновь возникает стремление или необходимость в обучении, у человека возникает психологическая защита: «А вдруг снова не получится?».

Избежать попадания в ситуацию, вызванную опасением провала и низкой самооценкой, возможно, найдя эффективный источник мотивации. К примеру, прохождение обучения может привести к карьерному росту, позволит путешествовать и использовать иностранные языки, или поможет наладить общение с внуками на родном для них языке. Необходимо ясно определить, какие преимущества принесут новые знания, и регулярно напоминать себе о поставленной цели.

Методики эффективного обучения взрослых

В педагогической науке существует отдельное направление, посвященное особенностям обучения взрослых – оно называется андрагогика. Ученые, занимавшиеся изучением этого вопроса, сформулировали принципы обучения взрослых. Приводим основные из них:

  • Самостоятельное обучение — в приоритете. Взрослому человеку необходимо располагать достаточным временем для изучения учебных материалов, анализа классификаций и понимания происходящих процессов. Эффективную поддержку в этом оказывает современная система дистанционного обучения.
  • Значительную роль играет совокупность опыта, полученного в общественной и рабочей сферах. Положительный настрой способствует лучшему запоминанию, стимулируя психическую деятельность.
  • Практика вместо зубрежки. Чтобы новые знания были усвоены, обучающийся должен осознавать их значимость и понимать, как он сможет их использовать на практике. Полученные знания и навыки необходимо применять, чтобы закрепить их в памяти.
  • Весь процесс строго элективный. Взрослый человек самостоятельно определяет цели, сроки и формат своего обучения, и принудительное обучение невозможно.
  • Рефлективность — во главе угла. Данный принцип предполагает наличие у обучающегося желания приобретать новые знания и мотивации к обучению.

Когда взрослый человек самостоятельно решает освоить новые знания или навыки, он может применять специализированные методики, которые будут рассмотрены в таблице.

Название методики

С чем помогает

Суть

Техника Помодоро

Придется приспособиться к нехватке свободного времени и включить обучение в насыщенный распорядок дня

Метод обучения предполагает усвоение материала небольшими блоками. Он рекомендует разделять время на интервалы продолжительностью в 30 минут: 25 минут на работу и 5 минут на перерыв. Для концентрации во время занятий можно использовать будильник и отключать звуковые уведомления

Матрица Эйзенхауэра

Необходимо составлять планы, разделять большие задачи на более мелкие и успешно достигать намеченных целей

Матрица представляет собой четыре квадрата, формирующиеся в результате пересечения осей «Важность — Неважность» (горизонтально) и «Срочность — не Срочность» (вертикально). Использование этого инструмента позволит избежать перегрузок и обеспечит плавное продвижение по образовательному пути

Метод Фейнмана

Глубже понимать тему, запоминать ее

Согласно исследованиям, человек эффективнее запоминает информацию, когда делится ею с другим человеком. Для этого можно найти слушателя или создать блог, чтобы рассказывать о новых знаниях

Принципе 80/20 (закон Парето)

Для достижения ощутимых результатов в короткие сроки

Согласно этому принципу, 20% приложенных усилий обеспечивают 80% результата. Это указывает на необходимость сосредоточения на наиболее важных аспектах для достижения заметного эффекта от проделанной работы. К примеру, при изучении нового языка стоит выделить 20% наиболее значимых правил и основных слов, а не пытаться охватить все сразу

Не менее важно учитывать собственные предпочтения и ощущения, ведь именно они определяют эффективность обучения. Так, в современном мире, где доминируют цифровые технологии, некоторые люди чувствуют себя комфортнее при чтении печатных учебников вместо прослушивания аудиокниг или при создании заметок вручную.

Для ведения записей можно использовать обычный бумажный блокнот. Несмотря на то, что делать заметки в телефоне или на компьютере быстро и удобно, это не способствует лучшему усвоению информации. Запись от руки оказывается более действенным способом: процесс письма требует больше усилий, чем набор текста, и таким образом активизирует работу мозга.

Кайрат Мухаев

Подстраивайте любую методику под свои нужды. Так, в технике Помодоро продолжительность этапов работы и перерывов не должна быть фиксированной. Если вам сложно возвращаться к работе, попробуйте увеличить время: работайте 1 час и делайте перерыв на 10 минут.

Читайте также:
Как освоить любой навык и не потерять мотивацию: 9 принципов из книги «Суперобучение

Подробнее

Советы по организации учебного процесса

Понимание принципов обучения взрослых позволяет создать действенный процесс. Помимо конкретных методик, существуют и другие аспекты, которые могут способствовать самообразованию или образованию других людей. Вот ключевые рекомендации:

  • Используйте тайм-менеджмент. Применение данных методов способствует продуктивной работе и организации образовательного процесса. Разнообразие техник и сервисов позволяет опробовать их и определить наиболее подходящие.
  • Придумайте систему поощрения. Зачастую люди стремятся к обучению ради повышения в должности или получения дополнительной выгоды. Однако, при отсутствии четкой цели, энтузиазм может угаснуть, и важно не прекращать обучение на полпути. Чтобы этого избежать, можно придумать приятные поощрения за достижение промежуточных результатов.
  • Относитесь к себе помягче. Постарайтесь избавиться от внутреннего критика, который постоянно указывает на недостатки и требует совершенства. Даже начинающие занятия в новой сфере заслуживают признания. Обязательно отмечайте свои достижения, даже если они кажутся незначительными, и поощряйте себя за них.
  • Найдите единомышленников. Люди от природы склонны к общению, поэтому легче переносить трудности, когда есть возможность разделить радость побед и горечь поражений. Для развития можно посещать языковые клубы, кружки по интересам или театральные студии — выбор зависит от ваших предпочтений. Это позволит завязать полезные знакомства и обрести уверенность в выбранном направлении.

Применение этих рекомендаций сделает процесс обучения более легким и увлекательным. Это позволит перепрограммировать мышление: заменить восприятие обучения как сложной задачи на позитивное убеждение. Такая переориентация поможет не отказываться от намеченных целей и непрерывно совершенствоваться.

Пожалуйста, отдыхайте! Это действительно важно, ведь уставшему человеку сложно эффективно усваивать информацию. Недосып также может негативно повлиять на другие аспекты жизни. Сейчас над нами не нависают тревожные экзамены, поэтому торопиться не нужно — можно обучаться постепенно, и это будет лучше, чем полное отсутствие занятий.

Кайрат Мухаев