
Любому учителю доводилось сталкиваться с проблемным поведением учеников. Иногда трудность заключается в том, что из-за него ученик пропускает часть материала. Но иногда ситуация более серьезная — ученик мешает или даже вредит окружающим. рассказывает Ирина Корецкая, практикующий психолог и заместитель директора Центра «Юридическая клиника».
Как проявляется проблемное поведение
Это поступки, препятствующие обучению, представляющие опасность для других и нарушающие нравственные, этические и правовые правила.
- Обучающийся рассеян и отрешен, находится далеко от реальности.
- Разговаривает с одноклассниками на посторонние темы.
- Проявляет вербальную или физическую агрессию.
- Подстрекательствует, кричит, насмехается, мешает учебному процессу.
- Делает ложь для избежания наказания или обвинения других.
- Ворует и портит вещи.
Причины
Со стороны ученика
- Неудовлетворенные потребности в безопасности, внимании, уважении, принятии и принадлежности к группе.
- Ученик ведет себя некорректно, надеясь на получение удовлетворительной оценки за хорошее поведение.
- Подростки склонны к протесту.
- Школьники, особенно первоклассники, испытывают затруднения с поведением в ситуациях усталости, скуки или беспокойства.
- Эгоцентризм.
- Утомление, скука.
- Ощущение бессмысленности образовательного процесса.
- Когда у ученика больше знаний, чем у других в классе, ему может стать скучно.
Для более глубокого понимания детей и причин их трудностей необходимо проводить обратную связь: выяснить, что им было интересно, полезно, а что вызвало сложности.
Со стороны учителя
- Угрозы, наказания, крик.
- Недостаток внимания, одобрения и похвалы.
- Традиционная форма обучения основана на передаче знаний педагогом и их усвоении учениками для последующего повторения.
Стратегии работы с проблемным поведением
Оцените ситуацию и скажите, является ли поведение ученика проблемой.
Каждый педагог оценивает такое поведение по-разному. Кому-то приемлема ситуация, когда ученик несколько минут смотрит в окно, а кто-то считает это недопустимым. Один учитель может решить, что урок скучный, а другой — что ребенок просто не выспался.
Действуйте рационально.
- Не кричите
Когда ученик мешает вам и одноклассникам, первым желанием часто бывает крикнуть на него. Лучше сначала разобраться в его поведении: что с ним происходит, почему он так себя ведет. Также нужно помнить, что в школьном возрасте лобные доли мозга, отвечающие за регуляцию поведения, ещё не полностью созрели, поэтому детям иногда сложно управлять собой.
Вместо того чтобы винить ребёнка, размышляйте о причинах его действий: возможно, ему хочется привлечь внимание, быть занятым или он видит школу как бессмысленный институт. Тогда станет понятно, к чему стремится ребёнком таким образом.
- Не вешайте ярлыки
Когда учитель описывает не поступки ученика, а его характер, объективности уже нет. В связи с этим недопустимо называть кого-то хулиганом, неуважительным или непослушным.
- Не используйте слова «всегда» и «никогда».
Это уводит конкретную ситуацию за пределы действительности.
Будьте последовательны.
Для равных проступков применяйте единообразные наказания.
Обратитесь за помощью к школьному психологу и родителям ученика.
Педагогу необходимо заручиться поддержкой психолога и родителей при столкновении с трудным поведением ученика, проявляющимся воровством или агрессией. Взаимодействие поможет обнаружить причины проблемы: возможно, в семье ребенка принято грубо общаться и наносить друг другу обиды.
К сожалению, часто ругательные слова, произносимые учениками в школе, являются нормой в их семьях. Можно обратить на это внимание родителей, но некоторые не согласны изменить свой стиль общения. Тогда нужно попытаться показать ребенку, что можно разговаривать без использования грубой речи.
Что делать в моменте
- Используйте невербальную корректировку поведения.
Прежде всего, можно взглядом обозначить неприемлемость ситуации. Можно также встать рядом с нарушителем порядка. Некоторым педагогам хватает молчания и жеста поднятой руки для привлечения внимания.
- Избегайте длительных словесных баталий.
Будьте лаконичны во время урока, чтобы не мешать другим.
- Повыглайт о последствиях проблемного поведения.
Их всего два:
- Последовательность, возникающая из деяния. К примеру, раскачивался на стуле — упал.
- Учителя устанавливают произвольные последствия за нарушение дисциплины, например, ученик мешал на занятии – выполняет работу после урока.
Материалы по теме:
- Проблемы с дисциплиной на уроке и пути их решения
- В классе разразился хаос: как быстро вернуться к порядку?
- Шесть методов для восстановления порядка в классе.