Фото: img.freepik.com


Любому учителю доводилось сталкиваться с проблемным поведением учеников. Иногда трудность заключается в том, что из-за него ученик пропускает часть материала. Но иногда ситуация более серьезная — ученик мешает или даже вредит окружающим.
рассказывает Ирина Корецкая, практикующий психолог и заместитель директора Центра «Юридическая клиника».

Как проявляется проблемное поведение

Это поступки, препятствующие обучению, представляющие опасность для других и нарушающие нравственные, этические и правовые правила.

  • Обучающийся рассеян и отрешен, находится далеко от реальности.
  • Разговаривает с одноклассниками на посторонние темы.
  • Проявляет вербальную или физическую агрессию.
  • Подстрекательствует, кричит, насмехается, мешает учебному процессу.
  • Делает ложь для избежания наказания или обвинения других.
  • Ворует и портит вещи.

Причины

Со стороны ученика

  • Неудовлетворенные потребности в безопасности, внимании, уважении, принятии и принадлежности к группе.
  • Ученик ведет себя некорректно, надеясь на получение удовлетворительной оценки за хорошее поведение.
  • Подростки склонны к протесту.
  • Школьники, особенно первоклассники, испытывают затруднения с поведением в ситуациях усталости, скуки или беспокойства.
  • Эгоцентризм.
  • Утомление, скука.
  • Ощущение бессмысленности образовательного процесса.
  • Когда у ученика больше знаний, чем у других в классе, ему может стать скучно.

Для более глубокого понимания детей и причин их трудностей необходимо проводить обратную связь: выяснить, что им было интересно, полезно, а что вызвало сложности.

Со стороны учителя

  • Угрозы, наказания, крик.
  • Недостаток внимания, одобрения и похвалы.
  • Традиционная форма обучения основана на передаче знаний педагогом и их усвоении учениками для последующего повторения.

Стратегии работы с проблемным поведением

Оцените ситуацию и скажите, является ли поведение ученика проблемой.

Каждый педагог оценивает такое поведение по-разному. Кому-то приемлема ситуация, когда ученик несколько минут смотрит в окно, а кто-то считает это недопустимым. Один учитель может решить, что урок скучный, а другой — что ребенок просто не выспался.

Действуйте рационально.

  • Не кричите

Когда ученик мешает вам и одноклассникам, первым желанием часто бывает крикнуть на него. Лучше сначала разобраться в его поведении: что с ним происходит, почему он так себя ведет. Также нужно помнить, что в школьном возрасте лобные доли мозга, отвечающие за регуляцию поведения, ещё не полностью созрели, поэтому детям иногда сложно управлять собой.

Вместо того чтобы винить ребёнка, размышляйте о причинах его действий: возможно, ему хочется привлечь внимание, быть занятым или он видит школу как бессмысленный институт. Тогда станет понятно, к чему стремится ребёнком таким образом.

  • Не вешайте ярлыки

Когда учитель описывает не поступки ученика, а его характер, объективности уже нет. В связи с этим недопустимо называть кого-то хулиганом, неуважительным или непослушным.

  • Не используйте слова «всегда» и «никогда».

Это уводит конкретную ситуацию за пределы действительности.

Будьте последовательны.

Для равных проступков применяйте единообразные наказания.

Обратитесь за помощью к школьному психологу и родителям ученика.

Педагогу необходимо заручиться поддержкой психолога и родителей при столкновении с трудным поведением ученика, проявляющимся воровством или агрессией. Взаимодействие поможет обнаружить причины проблемы: возможно, в семье ребенка принято грубо общаться и наносить друг другу обиды.

К сожалению, часто ругательные слова, произносимые учениками в школе, являются нормой в их семьях. Можно обратить на это внимание родителей, но некоторые не согласны изменить свой стиль общения. Тогда нужно попытаться показать ребенку, что можно разговаривать без использования грубой речи.

Что делать в моменте

  • Используйте невербальную корректировку поведения.

Прежде всего, можно взглядом обозначить неприемлемость ситуации. Можно также встать рядом с нарушителем порядка. Некоторым педагогам хватает молчания и жеста поднятой руки для привлечения внимания.

  • Избегайте длительных словесных баталий.

Будьте лаконичны во время урока, чтобы не мешать другим.

  • Повыглайт о последствиях проблемного поведения.

Их всего два:

  1. Последовательность, возникающая из деяния. К примеру, раскачивался на стуле — упал.
  2. Учителя устанавливают произвольные последствия за нарушение дисциплины, например, ученик мешал на занятии – выполняет работу после урока.

Материалы по теме:

  • Проблемы с дисциплиной на уроке и пути их решения
  • В классе разразился хаос: как быстро вернуться к порядку?
  • Шесть методов для восстановления порядка в классе.