Фото: img.freepik.com


Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Длительные каникулы – период, когда дети, учителя и родители привыкают к отсутствию школьных будней. Осенью ученики, поступившие в новую школу, впервые севшие за парту, а также пятиклассники и десятиклассники испытывают особые трудности. Психологи проекта… Школа поддержкиСоставили краткую информацию о признаках дезадаптации и способах сделать этот этап более лёгким и приятным.

Ученику ещё сложно справляться со всеми вызовами жизни, ведь поведение ребенка под воздействием множества факторов. Взрослым важно разобраться в причинах проблем и оказать поддержку. Иногда даже старшеклассникам нужна помощь.

Некоторые проявления поведения могут быть следствием дезадаптации.

  • Академические трудности

Ухудшение результатов обучения, потеря мотивации к учебе, трудности с выполнением заданий.

  • Социальная изоляция

Недостаток друзей и сложности в общении с другими людьми, ощущение одиночества среди ровесников.

  • Эмоциональные проявления

Увеличение чувства беспокойства, подавленное настроение, склонность к раздражению, проблемы со сном и аппетитом.

  • Пропуски занятий

Посещение школы нерегулярное и без обоснованных причин.

  • Агрессивное поведение

Вмешательство против преподавателей, одноклассников или других людей с негативной направленностью.

  • Отрицательное отношение к школе

Высказывание отрицательных чувств по отношению к учебному заведению, школьной программе или отдельным предметам.

  • Поведенческие нарушения

Нарушение порядка, игнорирование школьных правил, несоответствие установленным нормам.

  • Отсутствие интереса

Потеря интереса к учебе.

  • Физиологические проявления

Симптомы соматического характера, например головные боли, боли в животе и прочие физические проявления стресса.

  • Негативная самооценка

Уменьшение веры в свои силы, чувство неполноценности.

  • Ухудшение поведения вне школы

Изменение поведения ребёнка или подростка дома: трудности в семье и меньше интереса к делам за пределами учёбы.

  • Отсутствие мотивации

Нежелание добиваться успехов в учебе и принимать участие в учебном процессе.

Что можно сделать, чтобы помочь учащимся преодолеть признаки дезадаптации и вовлечься в учебный процесс?

Позволь ребенку выражать свои чувства, признавай их и принимай. Уважай его как личность.

• Использовать поощрения применительно к ситуации.

• Быть честным.

В общении применяйте «Я-высказывания», как описывает это Марина Розенберг в книге «Ненасильственное общение: Язык Жизни».

Сделать конкретные замечания, избегая общих высказываний. «Ты всегда…» или «Ты никогда…».

Дайте ребёнку шанс брать на себя ответственность, действовать независимо и иметь право выбора.

• Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы…» и советов без запроса.

Брать ребенка всерьёз и уважать его мнения. Должен понимать, что малыш сам чувствует потребность в еде.

Несмотря на то что ребёнку необходимы порядок, правила и контроль, ему ещё больше нужно пространство для жизни, где он сможет учиться управлять своей судьбой.

Помимо рекомендаций для класса важно иметь правила: это помогает ученикам учиться саморегуляции, а учителю пресекать неуважение и нарушения границ. Логичная и четкая система правил облегчает погружение в школьную среду и делает жизнь в школе понятнее и проще.