
Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Длительные каникулы – период, когда дети, учителя и родители привыкают к отсутствию школьных будней. Осенью ученики, поступившие в новую школу, впервые севшие за парту, а также пятиклассники и десятиклассники испытывают особые трудности. Психологи проекта… Школа поддержкиСоставили краткую информацию о признаках дезадаптации и способах сделать этот этап более лёгким и приятным.
Ученику ещё сложно справляться со всеми вызовами жизни, ведь поведение ребенка под воздействием множества факторов. Взрослым важно разобраться в причинах проблем и оказать поддержку. Иногда даже старшеклассникам нужна помощь.
Некоторые проявления поведения могут быть следствием дезадаптации.
-
Академические трудности
Ухудшение результатов обучения, потеря мотивации к учебе, трудности с выполнением заданий.
-
Социальная изоляция
Недостаток друзей и сложности в общении с другими людьми, ощущение одиночества среди ровесников.
-
Эмоциональные проявления
Увеличение чувства беспокойства, подавленное настроение, склонность к раздражению, проблемы со сном и аппетитом.
-
Пропуски занятий
Посещение школы нерегулярное и без обоснованных причин.
-
Агрессивное поведение
Вмешательство против преподавателей, одноклассников или других людей с негативной направленностью.
-
Отрицательное отношение к школе
Высказывание отрицательных чувств по отношению к учебному заведению, школьной программе или отдельным предметам.
-
Поведенческие нарушения
Нарушение порядка, игнорирование школьных правил, несоответствие установленным нормам.
-
Отсутствие интереса
Потеря интереса к учебе.
-
Физиологические проявления
Симптомы соматического характера, например головные боли, боли в животе и прочие физические проявления стресса.
-
Негативная самооценка
Уменьшение веры в свои силы, чувство неполноценности.
-
Ухудшение поведения вне школы
Изменение поведения ребёнка или подростка дома: трудности в семье и меньше интереса к делам за пределами учёбы.
-
Отсутствие мотивации
Нежелание добиваться успехов в учебе и принимать участие в учебном процессе.
Что можно сделать, чтобы помочь учащимся преодолеть признаки дезадаптации и вовлечься в учебный процесс?
Позволь ребенку выражать свои чувства, признавай их и принимай. Уважай его как личность.
• Использовать поощрения применительно к ситуации.
• Быть честным.
В общении применяйте «Я-высказывания», как описывает это Марина Розенберг в книге «Ненасильственное общение: Язык Жизни».
Сделать конкретные замечания, избегая общих высказываний. «Ты всегда…» или «Ты никогда…».
Дайте ребёнку шанс брать на себя ответственность, действовать независимо и иметь право выбора.
• Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы…» и советов без запроса.
Брать ребенка всерьёз и уважать его мнения. Должен понимать, что малыш сам чувствует потребность в еде.
Несмотря на то что ребёнку необходимы порядок, правила и контроль, ему ещё больше нужно пространство для жизни, где он сможет учиться управлять своей судьбой.
Помимо рекомендаций для класса важно иметь правила: это помогает ученикам учиться саморегуляции, а учителю пресекать неуважение и нарушения границ. Логичная и четкая система правил облегчает погружение в школьную среду и делает жизнь в школе понятнее и проще.