
Содержание:
- Не стоит откладывать что-либо на наступление «идеального момента»
- Как говорить о ПАВ в разном возрасте
- Взаимодействие со всеми взрослыми, а не только с детьми, имеет первостепенное значение
- В конечном счете, какие методы наиболее эффективны в предотвращении злоупотребления психоактивными веществами
Для предотвращения употребления психоактивных веществ среди подростков реализуются профилактические мероприятия, направленные на формирование здоровой среды и развитие навыков защиты собственных границ у школьников.
Психологи и кураторы проекта «Школа Поддержки» Полина Успехова и Александра Дорофеева создали методические пособия, предназначенные для педагогов, администрации школы и родителей. Эксперты предоставили Педсовету рекомендации о том, как обсуждать с детьми вопросы зависимого поведения, избегая морализаторского подхода.
Не стоит откладывать действия в ожидании «идеального момента»
Зачастую взрослые считают, что обсуждение психоактивных веществ преждевременно до старших классов. Однако, первый опыт столкновения с давлением, когда необходимо принять решение о согласии или отказе, может произойти значительно раньше, чем принято думать. В некоторых случаях это может случиться даже в начальной школе. К примеру, когда кто-то предлагает «попробовать» необычную жвачку, полученную от старшего брата, или в процессе игры, когда возможность «вступить в компанию» зависит от выполнения задания на скорость.
Информация о психоактивных веществах усваивается детьми не благодаря учебным занятиям, а через окружающую среду: разговоры взрослых, сцены в кино, мемы и публикации в социальных сетях. Если взрослые будут ждать удобного случая, чтобы поговорить на эту тему, они могут упустить момент.
Превентивные меры следует начинать не с разговоров об употреблении психоактивных веществ, а с формирования умений: умения отказаться, выявлять психологическое воздействие и поступать согласно собственным принципам. Раннее развитие этих навыков обеспечит более надежную защиту.
Как говорить о ПАВ в разном возрасте
Предупреждение зависимости не должно сводиться лишь к обсуждению негативных последствий употребления. Гораздо важнее формировать ассертивность – способность определять манипуляции, твердо и с уважением защищать собственные границы, не нарушая при этом права и интересы окружающих.
Начальная школа (7–9 лет). В этом возрасте лекции малоэффективны, предпочтительнее использовать сказки, метафоры и игровые формы. К примеру, можно рассмотреть сказку о герое, выбравшем сложный, но справедливый путь, и совместно прийти к заключению, что простая дорога не всегда безопасна и способна привести к опасности.
Использование ролевых игр, где можно разыгрывать сценки, например, «Вам поступило предложение, которое вам не по душе. Какой ответ вы дадите?», позволяет предоставить ребенку несколько способов вежливого отказа. Это помогает укрепить уверенность в том, что иметь собственное мнение и отличаться от окружающих – это нормально.
Среднее звено (10–13 лет). К определенному возрасту многие дети уже могли испытать на себе первые настойчивые просьбы «попробовать» или «быть как все остальные». В этой ситуации необходимо не вызывать страх, а поддерживать честный и открытый разговор, избегая нравоучений. Что может помочь:
- проанализировать фильмы и видеоролики, например мультфильм про зависимости.
- обсудить реальные истории, в том числе известных людей;
- выполнять упражнения на распознавание манипуляций: «А слабо?», «Если не попробуешь — ты не с нами».
Старшие классы (14–18 лет). В этом возрасте уместно говорить откровенно: о законных и незаконных зависимостях, а также о последствиях и способах преодоления. К примеру, могут оказаться действенными следующие подходы:
- проанализировать образы в медиа, где курение или алкоголь подаются как атрибут «крутости»;
- обсудить истории известных людей, чьи карьеры разрушила зависимость;
- провести дискуссию, во время которой подростки сами сформулируют, почему выбирают отказ.
Когда школа, родители и другие важные взрослые начинают своевременно и корректно обсуждать эту тему с детьми, зависимость теряет свою привлекательность. Учащиеся школ осознанно принимают решение – не начинать употреблять или отказаться от этого.
Не менее важно взаимодействовать со взрослыми, а не ограничиваться работой только с детьми
Подростки имеют возможность найти в интернете любую информацию, включая сведения о негативном влиянии курения и последствиях употребления алкоголя. Никаких изменений в их мышлении не произойдет от очередного плаката с изображением здоровых и пораженных болезнями легких. Действенная профилактика не проводится во время уроков и классных часов, а требует систематической и согласованной работы всех участников школьного сообщества: педагогов, администрации и родителей.
Педагоги. Необходимо, чтобы преподаватели своевременно фиксировали любые изменения в поведении учеников. В случае возникновения сомнений важно оказать поддержку, например, провести беседу после занятий в индивидуальной обстановке.
Для того чтобы дети могли поделиться своими мыслями или задать вопросы, которые они стесняются задать учителю, в классе можно организовать ящик для анонимных сообщений. Затем, на классных часах можно будет рассматривать волнующие ребят вопросы, обеспечив при этом конфиденциальность для тех, кто их отправил.
Администрация. В школе, где на стендах размещены не только правила поведения, но и рассказы об успехах выпускников, демонстрируются различные модели поведения и возможности сделать осознанный выбор. Утверждение «Все так поступают» утрачивает свою актуальность, поскольку дети видят, что не всегда это так, и существуют альтернативные пути.
Подробнее
Родители. Помимо формирования полезных привычек, семья способна дать ребенку самое ценное – любовь и ощущение защищенности. Не менее важно не жестко контролировать его действия, а создать атмосферу доверия, где можно обратиться за поддержкой, не опасаясь критики.
В материалы для родителей включены примеры выражений. Некоторые из них способствуют укреплению доверия между родителем и ребенком, другие – наоборот, могут его подорвать. Каждая семья может внести коррективы в эти фразы, чтобы они соответствовали их особенностям.
Эффективная профилактика реализуется, когда все взрослые работают сообща. Школьная администрация формирует культуру здорового образа жизни и предлагает пути поддержки, педагоги помогают развить навыки уверенного поведения, родители создают атмосферу доверия в семье. В этом случае фразы «Ты важен», «У тебя всегда есть выбор», «Ты имеешь право сказать “нет”» перестают быть пустыми словами и становятся общепринятыми принципами.
В конечном счете, какие методы наиболее эффективны для предотвращения употребления психоактивных веществ
умение отстаивать себя и устанавливать границы: право говорить «нет”». Способность устанавливать личные границы и противостоять давлению — важный навык, который необходимо развивать с раннего детства. Это включает не только отказ от нездоровых привычек, но и умение говорить «нет» всему, что не соответствует ценностям и желаниям ребенка. Поддержку в этом оказывают:
- тренинги, игры и упражнения на уверенное поведение;
- разговоры о праве быть «неудобным» и отличаться;
- ролевые сценарии с разбором возможных ответов.
поддерживающая среда – это взрослые, оказывающие необходимую поддержку. Дети перенимают не слова, а модели поведения. Если взрослые способны регулировать свои эмоции, не прибегая к курению, употреблению алкоголя или бесконечному пролистыванию социальных сетей, ребенок считает это нормальным поведением. Например:
- родитель бегает по утрам — активность становится естественной привычкой ребенка;
- учитель спокойно говорит о своих сложных чувствах — показывает, что эмоции можно проживать, а не глушить;
- школа обсуждает проблемы зависимостей открыто, а не замалчивает их.
3. Критическое мышление предполагает способность выявлять попытки давления и манипуляции. Обычно вредные привычки формируются в компании. Поэтому необходимо, чтобы дети умели распознавать признаки нездоровых сообществ. В таких группах:
- подталкивают к риску ради того, чтобы стать «своим»;
- требуют доказательств лояльности;
- обесценивают желания, страхи, сомнения.
4. Информационная гигиена: анализ образов зависимости в медиа. Курение, употребление алкоголя и использование электронных сигарет нередко представляются как атрибуты «крутости» и «взрослости». Необходимо изучить этот имидж и определить:
- для чего делают яркий дизайн упаковок;
- как в кино связывают сигарету с образом смелости и раскрепощенности;
- какие маркетинговые приемы формируют моду на зависимости.
5. Не про вещества, а про потребности. Зависимость является признаком того, что психика стремится оградить себя от внутреннего дискомфорта. Какие факторы оказывают помощь:
- разговоры о сложных чувствах — стыде, одиночестве, тревоге;
- поиск здоровых способов расслабиться и успокоиться;
- помощь в осознании настоящей потребности — «почувствовать принятие», а не просто «расслабиться».
Когда у подростка отсутствует внутренняя устойчивость и поддержка, ограничения не окажут должного эффекта. Но если такая опора присутствует, психоактивные вещества перестанут быть востребованными.
Подробную информацию о мерах, которые педагоги и родители могут предпринять для предотвращения употребления психоактивных веществ, можно найти в бесплатных материалах Школы Поддержки.