Фото: img.freepik.com

Воспитание ребёнка часто сопряжено с трудностями, одна из которых — поведение малыша, которое может казаться провокационным. Вместо того, чтобы реагировать на поступки ребёнка гневом или раздражением, важно понять их причину и научиться общаться с ребёнком конструктивно.

В каких случаях ребёнок подталкивает к конфликту взрослых или сверстников?

Важно найти ответ на этот вопрос каждому родителю прежде всего. Функции подобного поведения разнообразны, а от них будет зависеть дальнейшая стратегия.

  • Ребенок может вызывать раздражение для получения внимания взрослых, особенно когда ему хочется быть рядом с кем-нибудь.
  • Иногда провокационное поведение – способ проявить эмоции или потребности, когда ребёнок не умеет словами говорить о своих чувствах.
  • Дети могут проверять границы, провоцируя взрослых, чтобы понять, как к ним относятся и что допустимо.
  • Провоцирующие поступки детей могут возникнуть из-за сложных условий в семье: разводов, насилия, перемещений или других проблем.
  • Некоторые дети провоцируют из-за отсутствия навыков адекватного общения и контроля эмоций, применяя провокационное поведение как форму взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Провокационное поведение может быть способом для ребенка с низкой самооценкой заявить о себе и почувствовать свою значимость среди сверстников.
  • Поведение формируется под воздействием окружающей среды. Дети могут воспроизводить увиденное или испытанное поведение, поскольку воспринимают мир, копируя действия окружающих.
  • Проявление агрессии или негативных эмоций может проявляться в том, что некоторые дети провоцируют других из-за испытываемой агрессии, злости или других негативных чувств, используя провокации для выражения своего недовольства.

Как реагировать на провокацию ребёнка в домашней обстановке?

Ребенок провоцирует конфликты дома? Важно действовать конструктивно и помогать ему.

  • При общении с ребёнком важно оставаться спокойным. Эмоциональный отклик взрослого может усугубить ситуацию. Обращайтесь к ребёнку терпеливо и без гнева.
  • Проведите беседу о поведении ребенка. Поинтересуйтесь причинами его провокационных поступков и постарайтесь понять его мотивы.
  • Познакомьте ребенка с новыми способами поведения, которые помогут заменить провоцирующие действия на более полезные. Дайте ему инструменты для разрешения конфликтов мирно, а также альтернативные методы привлечения внимания и общения.
  • Окажите поддержку и будьте рядом с ребёнком. Общайтесь с ним о его чувствах и эмоциях. Помогите ему разобраться, какие эмоции вызывает у него провокационное поведение, и предложите ему способы управления ими. Расскажите, как вы себя чувствуете, когда ребёнок вас провоцирует.
  • Поощряйте положительное поведение, хваля и награждая за доброжелательные поступки.
    Если провокационное поведение малыша не проходит, и вы сами справляться с ним не можете, обратитесь к специалисту.

Как не выйти из себя родителям?

Если ребенок провоцирует других детей или родителей, сохранять спокойствие бывает трудно. Стоит вспомнить о важности самоконтроля и адекватной реакции. Для этого можно попробовать навык STOP.

1. Stop! — Замрите!

Займитесь самоконтролем! Представьте остановку во времени всего на две секунды. Когда вы замираете, мысли и чувства тоже останавливаются, предоставляя передышку.

Отступите назад.

Вы сможете осуществить это как в реальности, так и у себя в голове, для этого понадобится всего секунда. Главное — ощутить момент освобождения от ситуации: когда вместе с ногами вы выходите из трудных чувств.

3. Observe — Осмотритесь.

Сосредоточьтесь на окружающей обстановке, осознайте своё местонахождение, происходящее вокруг, собственные чувства, мысли и желания. Продолжительность этого шага — около десяти секунд.

4. Proceed mindfully — Действуйте осознанно.

Осмотревшись, внимание расширилось. Имея больше информации, действовать можно более осознанно, чтобы не ухудшить ситуацию. Подумайте: что важно сделать сейчас? Какой результат желателен? Только после этого приступайте к действию.

Важно помнить, что провоцирующее поведение ребенка – это сигнал о его эмоциональных нуждах. Понимание этих нужд, обучение ребенку эффективным способам управления эмоциями и общением, а также адекватная реакция взрослых способствуют созданию более здоровых отношений и семейной атмосферы.