
В российских школах происходят постоянные изменения в обучении детей. Цифровизация оказывает влияние на многие процессы, вызывая значительные перемены. Как это сказывается на учителях и их методах работы? Успешно ли в России учителя применяют современные технологии и внедряют новые практики для вовлечения школьников?
Какие цифровые технологии можно использовать в обучении?
Частота, качество и разнообразие использования цифровых инструментов зависят от педагога. Некоторые предпочитают новые методики для пробуждения интереса учеников к предмету, другие же выбирают проверенные временем техники.
Интерактивные технологии. К этому числу относятся интерактивные доски, образовательные интернет-ресурсы и программы. Это могут быть сайты с тестами, которые помогают проверить знания по предмету, оценить гибкие навыки или пройти профориентацию. Например, педагог может составить небольшой опрос по теме урока в Яндекс Формах.
Реальные проекты. Интернет и цифровые сервисы позволяют смоделировать жизненные ситуации и погрузить школьников в них. Это развивает критическое мышление, навыки сотрудничества и готовит к задачам разных сфер. Например, на уроках информатики можно создать простой проект на языке Python.
Геймификация образовательного процесса. Игры способствуют более глубокому усвоению материала. Система баллов, являющаяся частью игры, мотивирует детей. Наиболее активные ученики получают баллы, которые затем можно обменять на вознаграждения, например, право выбора темы следующего урока.
Другой способ внедрения игровых механик — превращение урока или серии занятий в квест. Каждое задание становится уровнем в игре. Для прохождения к следующему уровню ученикам необходимо выполнить задачи текущего.
Обратная связь и рефлексия. Сбор информации может происходить посредством опросов, организуемых на уроке или в чате класса. Обратная связь по результатам такого анализа позволяет ученикам объективно оценить собственную работу, усвоение информации и определить сильные и слабые стороны.
Современному педагогу важно совершенствоваться и изучать новые технологии. В 2024 году на конкурсе «Учитель года России» появилась специальная номинация «Пионер цифровых решений». Участников оценивали по умению применять в работе современные цифровые средства.
Как будут применять современные инструменты на всей территории России?
Хорошо, что педагоги разных регионов активны, сами разрабатывают новые решения и стремятся сделать обучение более результативным. Важное значение имеет системное внедрение новых технологий и образовательных стандартов. Такую тенденцию уже можно наблюдать. С 2019 года действует федеральный проект « Цифровая образовательная средаПроект, обеспечивающий учебные заведения современным оборудованием.
Внедряют также разнообразные цифровые сервисы. Моя школаПлатформа связывает педагогов, учеников и родителей, предоставляя доступ к материалам для обучения.
- интегрировать цифровые технологии;
- делать обучение более персонализированным;
- обучать и развивать цифровые компетенции;
- Развивать умения пользоваться цифровыми средствами.
В 2024 году на уровне всей страны стартовал проект по обучению цифровым навыкам учащихся и педагогов. Проект реализуется международной школой программирования и математики. АлгоритмикаПроект, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации, включает в себя серию бесплатных образовательных и профориентационных мероприятий по всей стране.
Наша задача — пробудить интерес школьников к IT и цифровым навыкам. Потребуются не только тем, кто хочет стать разработчиком. Наш взгляд, именно цифровые навыки являются одними из самых важных в XXI веке, так как помогают развивать гибкость и умение эффективно внедрять современные инструменты во многие сферы деятельности.
Программы проекта рассчитаны на предоставление учителям эффективных инструментов для повышения качества образования и вовлечения детей в учебный процесс. Включают обучение работе с платформами и приложениями, создание интерактивных уроков, внедрение геймификации, применение проектного обучения и искусственного интеллекта. Разработка программ осуществляется при тесном сотрудничестве с региональными правительствами.
Обучение станут более интерактивным благодаря геймификации. Вероятно, это повлияет на сокращение количества лекций и увеличение форматов, предусматривающих активный диалог между учениками и преподавателем.
Быстро развивается сфера образования, так что нужно постоянно изучать новые методы и подстраивать их под условия каждого региона, его характеристики и потребности современного рынка.