
Вполне возможно, что когда-нибудь во время лекции вас одолел сон или мысли увлеклись чем-то другим. Предлагаю вспомнить способы сделать лекцию более действенной и запоминающейся.
1. Эффектное появление и эффектный уход
Информация воспринимается лучше в начале и конце выступления. Исследования показывают, что у лектора есть 60 секунд, чтобы привлечь внимание аудитории и подготовить её к продуктивному слушанию. В первой минуте постарайтесь сделать максимум: начните с истории, которая запомнится публике. Можно также задать риторический вопрос: «Как вы думаете, почему…?» Будьте внимательны к активным участникам, чтобы не оттолкнуть их и не испортить впечатление от начала выступления.
Чтобы сделать лекцию запоминающейся, придерживайтесь «правила трёх»: три слова, три идеи, три вывода, три вопроса.
По turns чередуем виды получения информации.
Частое переключение между каналами получения информации помогает избегать отвлечения, которое возникает из-за усталости и снижения концентрации внимания.
Лекции предполагают использование в основном слухового и зрительного каналов восприятия, но не стоит забывать о тактильном.
Воспользуйтесь раздаточными материалами: дайте ребятам возможность пощупать страницы книги или полистать иллюстрации. Часть информации выведите на интерактивную доску (или запишите на обычную), попросите одного из учеников прочитать вслух написанное.
3. Использование точек контроля
Чтобы лекция не превратилась в одностороннее надиктовывание, следует добавить контрольные точки для оценки усвоения материала.
К примеру, способствовать этому может цифровой образовательный ресурс для школ. ЯКлассВ базе ресурса 1,6 триллиона заданий по школьным предметам — в том числе короткие тесты с выбором ответа и задания на вставку пропущенного слова. Упражнения можно отобразить на экране и провести быстрый фронтальный опрос.
Контроль — обязательная часть обучения, которая помогает сосредоточить внимание учащихся. Даже если кто-то пропустил часть урока, отвлекся или не справился с заданиями, внезапный контроль быстро вернёт его к занятию и заставит прислушаться к происходящему.
4. Управление вниманием и его переключение
Исследования показывают, что среднестатистический взрослый снижает концентрацию внимания каждые 10-15 минут. У детей и подростков периоды сосредоточенности еще короче. При подготовке выступления учитывайте этот фактор, разделив информацию на блоки продолжительностью 10-15 минут. В конце каждого блока задавайте вопросы и проверяйте усвоение материала аудиторией.
Регулярно выступая перед одной и той же аудиторией, можно обнаружить их оптимальное время для активности и контакта, а затем подстраивать выступления под этот ритм.
5. Осознанные паузы
Важны сознательные перерывы на отдых, когда принимающая информацию сторона может расслабиться без опасений упустить что-то важное. Дайте команду на отдых, даже если это всего лишь несколько минут. Это могут быть не только тихие паузы, но и смена темы, шутка, приглашение размяться (самостоятельно или с помощью заготовленного упражнения), перемещения по аудитории, предложение взглянуть в окно и полюбоваться погодой, любые другие лирические отступления.
Эмоциональные перерывы, шутливые комментарии по теме выступления.
Смех продлевает жизнь человеку, лектору же дарит лояльность зала. Юмор и умение рассмешить даже самых серьёзных и недружелюбно настроенных слушателей помогут завоевать их внимание, а возможно, и расположить к себе потенциальных противников.
Не бойтесь делать перерывы! Лучше прислушаться к совету героя фильма «Театр, театр» по роману Сомерсета Моэма:
Выступая, чем значительнее артист, тем продолжительны перерывы. Никогда не прерывайте выступление без причины, а если уже начали, удерживайте этот перерыв до конца!
Если прервёте речь на три-пять секунд, аудитория подумает, что вы задумались о чём-то другом. Но десятисекундная пауза сделает так, что даже те, кто увлекается телефоном, обратят на вас внимание.
7. Неожиданные примеры
Использование слова «неожиданные» имеет смысл. Стоит подготовить несколько ярких иллюстраций и аналогов классических примеров из доступных и эмоционально близких для аудитории сфер и тем. Например, если речь идёт о логарифмах, можно привести пример их применения при настройке гитары. Аудитория заинтересуется. Если ещё и продемонстрировать это на практике, то лекция точно запомнится слушателям.
Обращение к слушателям и двусторонние коммуникации.
Вот некоторые из приемов:
- Лектор перемещается по залу, сближаясь и отдаляясь от слушателей.
- Скажите, а что думаете по этому поводу?
- Внезапное движение и звук привлекают внимание.
- Прогнозирование и ответы на потенциальные вопросы аудитории до их поступления.
- Изменение сюжета с учетом интересов и потребностей слушателей.
Какие другие методы вы применяете? Расскажите о захватывающих ситуациях из вашего ученического и педагогического опыта.
Партнерский материал
Подписаться на канал ЯКласс
Материалы по мотивации на Педсовете
- Включение ребенка в процесс обучения: эмоциональные и познавательные аспекты.
- Как сохранить бдительность во время занятий. Советы из литературы по стимуляции мотивации взрослых.
- Самостоятельное обучение: как повысить интерес к учебе у подростков?
- В чём секрет успешной учёбы детей? Семь практичных советов от выпускников Центра опережающей педагогики.
- Как сосредоточиться на лекциях? Что делать, чтобы лекции были интересны и легко усваивались?
- Как вызвать интерес к учебе у ребенка? Историей выпускницы со степенью отличия.
- Химические уроки, словно театральное представление о мире Гарри Поттера.
- Как стимулировать учебную деятельность и улучшить результаты у учеников с низкими показателями?
- Мотивация к учебе. Где ее раздают?
- 7 методов мотивации детей в начальной школе.
- Мотивировать учащихся современной школы к учёбе.
- Восемь методов повышения мотивации учеников к изучению математики.