Фото: img.freepik.com

Картинки: Depositphotos / Рис.: Юлия Замжицкая

Кинетический песок напоминает настоящий, но приятнее тактильно, не так сыпется и легко удаляется с поверхностей. Поэтому любимые многими детьми песочницы теперь можно организовать дома и в группе детского сада. Рассказываем о пользе для развития детей игр с кинетическим песком и как использовать его вместо бесконечных «куличиков».

Что такое кинетический песок

По ощущениям этот песок напоминает кварцевый, тесто для лепки и пластилин. Он рассыпчатый и пластичный, принимает любую форму. В его состав входят натуральный кварцевый песок, пищевые синтетические добавки и натуральные красители, поэтому кинетический песок безопасен для детей.

Дети ценят возможность играть с ним без страха испачкаться и вызвать недовольство родителей, а также изготовление красивых фигурок из цветных песочков.

Кинетический песок подходит для увлекательных занятий, в которых ребёнок проявляет большой интерес.

Игры с формами

Формочки — основа простых игр с песком. Для увеличения пользы от них можно сделать из них пространственные игры или познавательные квесты.

Игра «Что изменилось?»

ПравилаРебенок формирует несколько фигур и зажмуривается. Взрослый корректирует расположение фигурок: привносит новую или разрушает существующую. По открытии глаз ребенку следует определить, что поменялось.

Игру начинают с одного предмета, постепенно увеличивая сложность: к примеру, одну фигуру разрушают и сразу же возводят новую, одну перемещают, а другую размещают в её прежнее место. В конце концов меняются местами со взрослым.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • внимание;
  • память;
  • пространственные представления.

Животные из песка

ПравилаРебенок лепит из песка различных животных при помощи формочек и располагает их в ряд. Взрослые запускают заранее записанные звуки голосов животных, ребенок должен определить, чье это животное, указать соответствующую фигуру и, если возможно, повторить звук.

Игровой процесс можно разнообразить физическими действиями. К примеру, продемонстрировать движения животного во время ходьбы и прыжка.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • внимание;
  • слуховое восприятие;
  • речь.

Игра с ёмкостями

ПравилаВ игре можно использовать разнообразные предметы: баночки, контейнеры, стаканчики, тарелки, бутылки и ковшки разного размера и объема. Показывайте ребенку самый большой стакан и попросите найти самую маленькую баночку. Или покажите бутылку с широким горлышком и попросите отыскать похожую, но с узким горлышком.

Переливая песок между сосудами, ребенок может наблюдать как бывает недостаточно места, так и наоборот — песка оказывается больше, чем вмещает ёмкость. Это помогает ребёнку постичь различие в объёмах и размерах.

Игра развивает:

  • познавательный интерес;
  • пространственное восприятие;
  • интеллект;
  • понятия «больше-меньше», «широкий-узкий» и прочие.

Игры с различными материалами

Изучая предметы, ребенок получает много зрительных, тактильных и других ощущений, которые помогают ему создавать полное представление о мире, что важно для развития речи и мышления.

Кладоискатели

ПравилаВ песке нужно зарыть разные фигуры, монеты и украшения, не давая им быть заметными. Детям предлагается найти спрятанные предметы с помощью осязания.

Чтобы игру сделать сложнее, можно закрыть глаза и попросить ребёнка назвать предмет, который он нашёл, а потом угадать, что это.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • телесные и тактильные ощущения;
  • речь;
  • интеллект и воображение.

«Чувство ритма»

ПравилаРитмы — это повторяющиеся элементы, которые могут быть изготовлены из подручных материалов или игрушек. Необходимо выбрать две-три категории элементов (например, камень, шишка, орех) и выложить их на песке в определенной последовательности.
Ребенку предстоит продолжить эту последовательность.

Можно усложнить игру, добавив к цепочке элементы и увеличив её длину. Каждому элементу можно назначить определённое движение: например, камень — хлопок, шишка — прыжок, орех — приседание.

Игра развивает:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие и мышление;
  • математические и пространственные представления;
  • улучшает поведение и эмоциональное состояние.

Игра с отпечатками

ПравилаНеобходимо подобрать несколько предметов с разной поверхностью и при помощи них оставлять отпечатки на песке. Младший исследователь изучает предметы и сопоставляет отпечатки с теми объектами, которые их создали.

Игра развивает:

  • зрительное и пространственное восприятие;
  • внимание;
  • интеллект.

«Кулинарные» игры

Кинетический песок — прекрасный материал для игр повара.
Ребенок, создавая «кулинарные шедевры», развивается в сюжетно-ролевой игре и проявляет интерес к еде, что важно для малышей, которые не всегда охотно едят.

Кондитер

ПравилаИз песка разных цветов и добавок – камешков, круп, орехов, семечек – ребенок «выпекает» булочки, бублики и пирожные. Учится раскатывать тесто, вырезать печенье формочками и украшать свои изделия.

Игра развивает:

  • мелкую и крупную моторику;
  • телесные и тактильные ощущения;
  • эстетическое восприятие.

Игра с приборами

ПравилаРебенок формирует из песка разнообразные «блюда» и разделяет их на порции игрушечным ножом. Затем кусочки раскладывает по тарелкам с помощью ложек, вилок или даже палочек для суши. В качестве дополнительной сложности можно покормить куклу.

Игра развивает:

  • зрительно-моторную координацию;
  • мелкую моторику;
  • точность и ловкость движений;
  • умение пользоваться столовыми приборами.

Игры на релаксацию

Кинетический песок дарит возможность успокоить нервную систему и снять напряжение с органов чувств различными способами расслабления.

Раскопки

ПравилаРебенок разрыхливает песок лопаточкой и грабельками. В него кладет руки и закапывает. Затем меняется ролями со взрослым. В качестве усложнения можно называть каждую часть — большой палец, ладонь, тыльную сторону ладони — или поднимать их по отдельности.

Игра развивает:

  • телесные и тактильные ощущения;
  • представления о теле;
  • внимание;
  • речь;
  • координацию.

Мышечная релаксация

ПравилаРебенок хватает как можно больше песка, сильно сжимает кисть, пытаясь превратить его в комок. Затем поднимает руки вверх, раскрывает ладони, чтобы песок упал на стол и разлетелся. В это же время ребенок опускает руки и расслабляется.

Добавьте в это упражнение на релаксацию соревновательный элемент, чтобы выяснить, у кого из родителей или ребенка получится расслабиться лучше. Это отличный шанс повеселиться вместе.

Игра развивает:

  • навыки управления телом;
  • мышечную структуру;
  • телесные и тактильные ощущения.

Рисование на песке

Для рисования кинетическим песком его нужно предварительно примять и выровнять, иначе рисунок получится нечетким. Лучше всего рисовать острыми палочками или стеками для пластилина.
Такое творчество развивает креативность и учит ребенка управлять своим телом.

Рисование неведущей рукой

ПравилаПопросите маленького художника прикрыть ведущую руку за спиной или положить её на колени. Задания выполняются только не ведущей рукой: левой для правшей и правой — для левшей. Предлагайте ребёнку нарисовать круг, квадрат, волну, заборучик или маленький сюжет, например, солнышко с облаками или цветок на лугу.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • мышление;
  • координацию;
  • внимание;
  • креативность.

Поссорившиеся ручки

ПравилаПоверхность песка разделена линией посередине. Ребенку объясняют, что ручки поругались, обиделись и ушли в разные стороны. Нужно рисовать короткими линиями палочками, постепенно отделяя руки друг от друга. Потом их нужно примирить: рисуем линии в обратном направлении, пока ручки не соединятся посередине.

Вместо линий допустимо изображать волны, заборы, геометрические фигуры.

Игра развивает:

  • моторику;
  • работоспособность;
  • умственную активность;
  • концентрацию внимания;
  • улучшает эмоциональное состояние;
  • помогает справляться с тревогой.

Хаотичное рисование

ПравилаРисование без сюжета и цели лучше выполнять с закрытыми глазами. Игра помогает выплеснуть наружу накопленные переживания и раскрыть внутренний мир ребенка. Ему нужно удобно сесть, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и подумать о том, что его беспокоит или радует. Пусть рисует так, как ему хочется.

В завершении можно рассмотреть рисунок, если ребёнок согласится. Если малыш нарисовал свой страх, возможно, совместно его уничтожить или изменить в нечто позитивное.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • координацию;
  • креативность;
  • воображение;
  • стабилизирует эмоциональное состояние.