
Картинки: Depositphotos / Рис.: Юлия Замжицкая
Кинетический песок напоминает настоящий, но приятнее тактильно, не так сыпется и легко удаляется с поверхностей. Поэтому любимые многими детьми песочницы теперь можно организовать дома и в группе детского сада. Рассказываем о пользе для развития детей игр с кинетическим песком и как использовать его вместо бесконечных «куличиков».
Что такое кинетический песок
По ощущениям этот песок напоминает кварцевый, тесто для лепки и пластилин. Он рассыпчатый и пластичный, принимает любую форму. В его состав входят натуральный кварцевый песок, пищевые синтетические добавки и натуральные красители, поэтому кинетический песок безопасен для детей.
Дети ценят возможность играть с ним без страха испачкаться и вызвать недовольство родителей, а также изготовление красивых фигурок из цветных песочков.
Кинетический песок подходит для увлекательных занятий, в которых ребёнок проявляет большой интерес.
Игры с формами
Формочки — основа простых игр с песком. Для увеличения пользы от них можно сделать из них пространственные игры или познавательные квесты.
Игра «Что изменилось?»
ПравилаРебенок формирует несколько фигур и зажмуривается. Взрослый корректирует расположение фигурок: привносит новую или разрушает существующую. По открытии глаз ребенку следует определить, что поменялось.
Игру начинают с одного предмета, постепенно увеличивая сложность: к примеру, одну фигуру разрушают и сразу же возводят новую, одну перемещают, а другую размещают в её прежнее место. В конце концов меняются местами со взрослым.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- внимание;
- память;
- пространственные представления.
Животные из песка
ПравилаРебенок лепит из песка различных животных при помощи формочек и располагает их в ряд. Взрослые запускают заранее записанные звуки голосов животных, ребенок должен определить, чье это животное, указать соответствующую фигуру и, если возможно, повторить звук.
Игровой процесс можно разнообразить физическими действиями. К примеру, продемонстрировать движения животного во время ходьбы и прыжка.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- внимание;
- слуховое восприятие;
- речь.
Игра с ёмкостями
ПравилаВ игре можно использовать разнообразные предметы: баночки, контейнеры, стаканчики, тарелки, бутылки и ковшки разного размера и объема. Показывайте ребенку самый большой стакан и попросите найти самую маленькую баночку. Или покажите бутылку с широким горлышком и попросите отыскать похожую, но с узким горлышком.
Переливая песок между сосудами, ребенок может наблюдать как бывает недостаточно места, так и наоборот — песка оказывается больше, чем вмещает ёмкость. Это помогает ребёнку постичь различие в объёмах и размерах.
Игра развивает:
- познавательный интерес;
- пространственное восприятие;
- интеллект;
- понятия «больше-меньше», «широкий-узкий» и прочие.
Игры с различными материалами
Изучая предметы, ребенок получает много зрительных, тактильных и других ощущений, которые помогают ему создавать полное представление о мире, что важно для развития речи и мышления.
Кладоискатели
ПравилаВ песке нужно зарыть разные фигуры, монеты и украшения, не давая им быть заметными. Детям предлагается найти спрятанные предметы с помощью осязания.
Чтобы игру сделать сложнее, можно закрыть глаза и попросить ребёнка назвать предмет, который он нашёл, а потом угадать, что это.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- телесные и тактильные ощущения;
- речь;
- интеллект и воображение.
«Чувство ритма»
ПравилаРитмы — это повторяющиеся элементы, которые могут быть изготовлены из подручных материалов или игрушек. Необходимо выбрать две-три категории элементов (например, камень, шишка, орех) и выложить их на песке в определенной последовательности.
Ребенку предстоит продолжить эту последовательность.
Можно усложнить игру, добавив к цепочке элементы и увеличив её длину. Каждому элементу можно назначить определённое движение: например, камень — хлопок, шишка — прыжок, орех — приседание.
Игра развивает:
- внимание;
- память;
- восприятие и мышление;
- математические и пространственные представления;
- улучшает поведение и эмоциональное состояние.
Игра с отпечатками
ПравилаНеобходимо подобрать несколько предметов с разной поверхностью и при помощи них оставлять отпечатки на песке. Младший исследователь изучает предметы и сопоставляет отпечатки с теми объектами, которые их создали.
Игра развивает:
- зрительное и пространственное восприятие;
- внимание;
- интеллект.
«Кулинарные» игры
Кинетический песок — прекрасный материал для игр повара.
Ребенок, создавая «кулинарные шедевры», развивается в сюжетно-ролевой игре и проявляет интерес к еде, что важно для малышей, которые не всегда охотно едят.
Кондитер
ПравилаИз песка разных цветов и добавок – камешков, круп, орехов, семечек – ребенок «выпекает» булочки, бублики и пирожные. Учится раскатывать тесто, вырезать печенье формочками и украшать свои изделия.
Игра развивает:
- мелкую и крупную моторику;
- телесные и тактильные ощущения;
- эстетическое восприятие.
Игра с приборами
ПравилаРебенок формирует из песка разнообразные «блюда» и разделяет их на порции игрушечным ножом. Затем кусочки раскладывает по тарелкам с помощью ложек, вилок или даже палочек для суши. В качестве дополнительной сложности можно покормить куклу.
Игра развивает:
- зрительно-моторную координацию;
- мелкую моторику;
- точность и ловкость движений;
- умение пользоваться столовыми приборами.
Игры на релаксацию
Кинетический песок дарит возможность успокоить нервную систему и снять напряжение с органов чувств различными способами расслабления.
Раскопки
ПравилаРебенок разрыхливает песок лопаточкой и грабельками. В него кладет руки и закапывает. Затем меняется ролями со взрослым. В качестве усложнения можно называть каждую часть — большой палец, ладонь, тыльную сторону ладони — или поднимать их по отдельности.
Игра развивает:
- телесные и тактильные ощущения;
- представления о теле;
- внимание;
- речь;
- координацию.
Мышечная релаксация
ПравилаРебенок хватает как можно больше песка, сильно сжимает кисть, пытаясь превратить его в комок. Затем поднимает руки вверх, раскрывает ладони, чтобы песок упал на стол и разлетелся. В это же время ребенок опускает руки и расслабляется.
Добавьте в это упражнение на релаксацию соревновательный элемент, чтобы выяснить, у кого из родителей или ребенка получится расслабиться лучше. Это отличный шанс повеселиться вместе.
Игра развивает:
- навыки управления телом;
- мышечную структуру;
- телесные и тактильные ощущения.
Рисование на песке
Для рисования кинетическим песком его нужно предварительно примять и выровнять, иначе рисунок получится нечетким. Лучше всего рисовать острыми палочками или стеками для пластилина.
Такое творчество развивает креативность и учит ребенка управлять своим телом.
Рисование неведущей рукой
ПравилаПопросите маленького художника прикрыть ведущую руку за спиной или положить её на колени. Задания выполняются только не ведущей рукой: левой для правшей и правой — для левшей. Предлагайте ребёнку нарисовать круг, квадрат, волну, заборучик или маленький сюжет, например, солнышко с облаками или цветок на лугу.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- мышление;
- координацию;
- внимание;
- креативность.
Поссорившиеся ручки
ПравилаПоверхность песка разделена линией посередине. Ребенку объясняют, что ручки поругались, обиделись и ушли в разные стороны. Нужно рисовать короткими линиями палочками, постепенно отделяя руки друг от друга. Потом их нужно примирить: рисуем линии в обратном направлении, пока ручки не соединятся посередине.
Вместо линий допустимо изображать волны, заборы, геометрические фигуры.
Игра развивает:
- моторику;
- работоспособность;
- умственную активность;
- концентрацию внимания;
- улучшает эмоциональное состояние;
- помогает справляться с тревогой.
Хаотичное рисование
ПравилаРисование без сюжета и цели лучше выполнять с закрытыми глазами. Игра помогает выплеснуть наружу накопленные переживания и раскрыть внутренний мир ребенка. Ему нужно удобно сесть, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и подумать о том, что его беспокоит или радует. Пусть рисует так, как ему хочется.
В завершении можно рассмотреть рисунок, если ребёнок согласится. Если малыш нарисовал свой страх, возможно, совместно его уничтожить или изменить в нечто позитивное.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- координацию;
- креативность;
- воображение;
- стабилизирует эмоциональное состояние.