Фото: img.freepik.com

Фотографии: студия Бурцева / YouTube. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Кинопедагог и методист платформы «Ноль Плюс» Елена Самойлова. делится Разработка для осмысленного совместного с учениками просмотра фильмов.

Этот план я разработала и неоднократно применяла при работе над короткометражной кинолентой « Возвращение домойСергей Бурцев предлагает трёхминутную зарисовку о солдате, возвращающемся с фронта после Великой Отечественной Войны. Такая же структура может помочь осмыслить любой другой фильм.

Тема урока: Я люблю свою Родину.

Цели урока:

— воспитание патриотизма;

— развитие нравственных и духовных качеств;

Воспитание патриотизма.

Задачи урока:

Представить детям формат короткометражных фильмов.

— воспитывать нравственность по отношению к окружающей среде.

Почувствовать сильные эмоции по поводу событий из прошлого.

Аудитория: 1-3 классы.

Время занятия: 40-45 минут.

План урока

Блок 1. Создание контекста

Перед просмотром фильма я помогаю аудитории понять его содержание, рассказывая об историческом контексте, важных понятиях и ценностях, которые будут подниматься в фильме.

Понятия родины и патриотизма

Вместе с учениками размышляю над этими понятиями.

— Ребята, как вы думаете, что такое родина?

— Что такое патриотизм, кто такой патриот?

— Как связаны понятия «родина» и «дом»?

Когда надлежит защищать свою Родину, свой дом?

Какие профессии подходят человеку, считающему себя патриотом Родины?

Информация о ВОВ

Вкратце рассказываю детям о войне и затем обсуждаем важность этого события для всех людей мира и необходимость защиты родной земли.

Предложи идею для небольшого задания по достижению мира на Земле.

Иногда я демонстрирую ребятам исторические фотографии или фрагменты из фильмов о войне и предлагаю им рассказать, что изображено на этих снимках и как это связано с темой урока.

Понятие ответственности

Данный блок предназначен для детей старшего возраста. Его содержание более сложное, так как касается абстрактных понятий.

Полезны упражнения, развивающие вербальное и образное мышление: демонстрирую картинки и прошу детей описать происходящее. Что делают дети на каждом рисунке, и почему это важно для всех людей? Как можно назвать детей на картинке одним словом, в чём ценность их действий?

Попросите придумать историю для каждой картинки: придумывайте имена героям, разгадывайте начало и конец их жизненных путей.

Блок 2. Акцентирующая беседа

Создав контекст, я немного рассказываю о фильме. Сначала предлагаю подумать: о чём может быть фильм под названием «Возвращение домой»? Кто и откуда возвращается, и почему это так важно человеку, что про него сняли отдельный фильм?

Попросите детей рассказать о том, как они возвращаются из школы и что чувствуют.

Перед просмотром попрошу детей уделять особое внимание эмоциям героя.

Просмотр фильма с выделением важных деталей.

Смотрите фильм и прямо во время просмотра фиксируйте увиденное. Вначале попрошу малышей рассказать о том, что происходило на экране (это оказывается непросто).

Если выполняют без труда, предлагаю более креативное задание:

Как бы вы рассказали родителям о фильме, не раскрывая главных поворотов сюжета?

Блок 4. Обсуждение.

Герой/герои

Сначала попрошу малышей поведать всё о персонажах киноленты.

  • Какие персонажи представлены в кинокартине и кто является главным героем?
  • Что известно о главном персонаже: имя, род занятий, лет, увлечения?
  • Зачем герою дано имя?
  • Куда направляет его путь? Что волнует его мысли, какие чувства и надежды испытывает?
  • Что позволяет нам считать героя фильма настоящим героем для всех людей?

Затем я задаю вопросы, проверяющие внимательность к мелочам, например, в этом случае спрашиваю детей, что у героя в руках.

Пространство и время

Мы всё больше погружаемся в анализ художественных средств и рассуждаем о причинах выбора конкретной локации и времени действия.

  • Где происходят события фильма?
  • Чем важен дом? Кто там живет?
  • Почему нам показывают лестницу в доме?
  • В какой час начинается и заканчивается фильм?
  • Как устроены сожители героя, какое время одежды носят его соседи?
  • Как объяснить стремительный ход времени в кинокартине? И что это говорит нам? Сколько реально прожил главный персонаж от момента входа в подъезд до прибытия к квартире?

Визуальный язык

Этот блок может быть слишком сложным для самых маленьких детей, поэтому его можно не изучать.

В данном случае я прошу учащихся разъяснить: каким образом им удалось понять содержание истории, учитывая её минимальный словесный контекст? Как же иллюстрации, изображения и звуки способны донести информацию без использования слов?

Можно задать вопрос: от чьего имени нам повествуется история? Видим ли мы самого действующего лица? В какой момент мы оказались на месте героя? Как это произошло и с какой целью? (В фильме используется прием «субъективной камеры»; для введения этого термина в урок целесообразно обсудить его в рамках акцентирующей беседы).

Ценности и смыслы:

Сначала разговариваю с ребятами о самом понятии «ценности»: что это, какие виды ценностей существуют? Что такое материальные и нематериальные ценности? (ответить можно на доске).

Далее рассматриваем ценности, представленные в кинофильме.

  • Что ценно для героя фильма?
  • Как герой кинофильма выражает свою любовь к Родине?
  • Как его отношение к миру показано в действиях?
  • Почему для нас ценен День Победы?

Финал

Интересуюсь мнением детей о финале фильма.
Кажется ли им конец завершенным или нет? Что он внушает – счастье или другое чувство?

  • Кто ждет героя в конце фильма?
  • Для какой цели герой сражался и вернулся на родину?
  • В кино, что связывает «дом» и «родину»?

Замечательная задача: сравнить начальные и финальные кадры фильма. В чём отличие? Самые наблюдательные увидят, что девочка — одна и та же, хоть персонажи разные (бабушка и внучка). А мужчина-старшина и юноша — один человек.

Блок 5. Активности

Чтобы понять и запомнить изученный материал, детям ставлю творческие задачи. Выполняют их все вместе или по группам. Например, прошу ребят:

  • написать небольшое стихотворение о родине;
  • Изготовим постеры к киноленте и устроим их показ в кабинете.
  • Подготовить беседу о фильме перед семейным просмотром.

Блок 6. Подведение итогов

В этом контексте речь идет не о фильме как таковом, а о наших личных переживаниях и выводах после просмотра.

  • Что из фильма нас удивило больше всего?
  • Что из увиденного в фильме вызвало наибольшее сожаление, а что — ликование?
  • Какими качествами героя ты хотел бы обладать самому?
  • Я люблю свою Родину за то, что…

Блок 7. Дополнительные материалы

Завершая занятие, я предоставляю рекомендации по дальнейшему изучению данной темы самостоятельно. Например, после урока о любви к родине:

  • «Девочка из города», О.Николаевский, 1984;
  • «Солдатик», В. Фанасютина, 2019;
  • «Сестренка», А. Галибин, 2019.

Составляя «глоссарий» — список ключевых терминов с определениями — можно помочь детям в работе над фильмом.

— Родина;
— Ценность;
— Патриот;
— ВОВ;
— Семья;
— Постер.

Можно поместить этот блок в начало работы или добавлять его в любые обсуждения для более легкого понимания детьми терминов.

Блочная система даёт возможность составить план занятия для разных возрастных групп.