
Фотографии: студия Бурцева / YouTube. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Кинопедагог и методист платформы «Ноль Плюс» Елена Самойлова. делится Разработка для осмысленного совместного с учениками просмотра фильмов.
Этот план я разработала и неоднократно применяла при работе над короткометражной кинолентой « Возвращение домойСергей Бурцев предлагает трёхминутную зарисовку о солдате, возвращающемся с фронта после Великой Отечественной Войны. Такая же структура может помочь осмыслить любой другой фильм.
Тема урока: Я люблю свою Родину.
Цели урока:
— воспитание патриотизма;
— развитие нравственных и духовных качеств;
Воспитание патриотизма.
Задачи урока:
Представить детям формат короткометражных фильмов.
— воспитывать нравственность по отношению к окружающей среде.
Почувствовать сильные эмоции по поводу событий из прошлого.
Аудитория: 1-3 классы.
Время занятия: 40-45 минут.
План урока
Блок 1. Создание контекста
Перед просмотром фильма я помогаю аудитории понять его содержание, рассказывая об историческом контексте, важных понятиях и ценностях, которые будут подниматься в фильме.
Понятия родины и патриотизма
Вместе с учениками размышляю над этими понятиями.
— Ребята, как вы думаете, что такое родина?
— Что такое патриотизм, кто такой патриот?
— Как связаны понятия «родина» и «дом»?
Когда надлежит защищать свою Родину, свой дом?
Какие профессии подходят человеку, считающему себя патриотом Родины?
Информация о ВОВ
Вкратце рассказываю детям о войне и затем обсуждаем важность этого события для всех людей мира и необходимость защиты родной земли.
Предложи идею для небольшого задания по достижению мира на Земле.
Иногда я демонстрирую ребятам исторические фотографии или фрагменты из фильмов о войне и предлагаю им рассказать, что изображено на этих снимках и как это связано с темой урока.
Понятие ответственности
Данный блок предназначен для детей старшего возраста. Его содержание более сложное, так как касается абстрактных понятий.
Полезны упражнения, развивающие вербальное и образное мышление: демонстрирую картинки и прошу детей описать происходящее. Что делают дети на каждом рисунке, и почему это важно для всех людей? Как можно назвать детей на картинке одним словом, в чём ценность их действий?
Попросите придумать историю для каждой картинки: придумывайте имена героям, разгадывайте начало и конец их жизненных путей.
Блок 2. Акцентирующая беседа
Создав контекст, я немного рассказываю о фильме. Сначала предлагаю подумать: о чём может быть фильм под названием «Возвращение домой»? Кто и откуда возвращается, и почему это так важно человеку, что про него сняли отдельный фильм?
Попросите детей рассказать о том, как они возвращаются из школы и что чувствуют.
Перед просмотром попрошу детей уделять особое внимание эмоциям героя.
Просмотр фильма с выделением важных деталей.
Смотрите фильм и прямо во время просмотра фиксируйте увиденное. Вначале попрошу малышей рассказать о том, что происходило на экране (это оказывается непросто).
Если выполняют без труда, предлагаю более креативное задание:
Как бы вы рассказали родителям о фильме, не раскрывая главных поворотов сюжета?
Блок 4. Обсуждение.
Герой/герои
Сначала попрошу малышей поведать всё о персонажах киноленты.
- Какие персонажи представлены в кинокартине и кто является главным героем?
- Что известно о главном персонаже: имя, род занятий, лет, увлечения?
- Зачем герою дано имя?
- Куда направляет его путь? Что волнует его мысли, какие чувства и надежды испытывает?
- Что позволяет нам считать героя фильма настоящим героем для всех людей?
Затем я задаю вопросы, проверяющие внимательность к мелочам, например, в этом случае спрашиваю детей, что у героя в руках.
Пространство и время
Мы всё больше погружаемся в анализ художественных средств и рассуждаем о причинах выбора конкретной локации и времени действия.
- Где происходят события фильма?
- Чем важен дом? Кто там живет?
- Почему нам показывают лестницу в доме?
- В какой час начинается и заканчивается фильм?
- Как устроены сожители героя, какое время одежды носят его соседи?
- Как объяснить стремительный ход времени в кинокартине? И что это говорит нам? Сколько реально прожил главный персонаж от момента входа в подъезд до прибытия к квартире?
Визуальный язык
Этот блок может быть слишком сложным для самых маленьких детей, поэтому его можно не изучать.
В данном случае я прошу учащихся разъяснить: каким образом им удалось понять содержание истории, учитывая её минимальный словесный контекст? Как же иллюстрации, изображения и звуки способны донести информацию без использования слов?
Можно задать вопрос: от чьего имени нам повествуется история? Видим ли мы самого действующего лица? В какой момент мы оказались на месте героя? Как это произошло и с какой целью? (В фильме используется прием «субъективной камеры»; для введения этого термина в урок целесообразно обсудить его в рамках акцентирующей беседы).
Ценности и смыслы:
Сначала разговариваю с ребятами о самом понятии «ценности»: что это, какие виды ценностей существуют? Что такое материальные и нематериальные ценности? (ответить можно на доске).
Далее рассматриваем ценности, представленные в кинофильме.
- Что ценно для героя фильма?
- Как герой кинофильма выражает свою любовь к Родине?
- Как его отношение к миру показано в действиях?
- Почему для нас ценен День Победы?
Финал
Интересуюсь мнением детей о финале фильма.
Кажется ли им конец завершенным или нет? Что он внушает – счастье или другое чувство?
- Кто ждет героя в конце фильма?
- Для какой цели герой сражался и вернулся на родину?
- В кино, что связывает «дом» и «родину»?
Замечательная задача: сравнить начальные и финальные кадры фильма. В чём отличие? Самые наблюдательные увидят, что девочка — одна и та же, хоть персонажи разные (бабушка и внучка). А мужчина-старшина и юноша — один человек.
Блок 5. Активности
Чтобы понять и запомнить изученный материал, детям ставлю творческие задачи. Выполняют их все вместе или по группам. Например, прошу ребят:
- написать небольшое стихотворение о родине;
- Изготовим постеры к киноленте и устроим их показ в кабинете.
- Подготовить беседу о фильме перед семейным просмотром.
Блок 6. Подведение итогов
В этом контексте речь идет не о фильме как таковом, а о наших личных переживаниях и выводах после просмотра.
- Что из фильма нас удивило больше всего?
- Что из увиденного в фильме вызвало наибольшее сожаление, а что — ликование?
- Какими качествами героя ты хотел бы обладать самому?
- Я люблю свою Родину за то, что…
Блок 7. Дополнительные материалы
Завершая занятие, я предоставляю рекомендации по дальнейшему изучению данной темы самостоятельно. Например, после урока о любви к родине:
- «Девочка из города», О.Николаевский, 1984;
- «Солдатик», В. Фанасютина, 2019;
- «Сестренка», А. Галибин, 2019.
Составляя «глоссарий» — список ключевых терминов с определениями — можно помочь детям в работе над фильмом.
— Родина;
— Ценность;
— Патриот;
— ВОВ;
— Семья;
— Постер.
Можно поместить этот блок в начало работы или добавлять его в любые обсуждения для более легкого понимания детьми терминов.
Блочная система даёт возможность составить план занятия для разных возрастных групп.