Фото: img.freepik.com

Фотографии: Агентство городских новостей «Москва». Изображение: Юлия Замжицкая.

Анна Литягина, автор Дзен-канала «Записки счастливого учителя» и книги «Заметки Марьяны Указкиной, или Руководство для будущих учителей Автор делится своим подходом к классификации школьников, имеющих трудности в обучении, и описывает взаимодействие с различными категориями недисциплинированных учеников.

В класс пришел ты, ведешь урок, как задумал. Говоришь плавно и вдохновенно, а дети – в покое, руки на партах, спины прямые, слушают с раскрытыми ртами, не отрываясь взглядом.

Дети — это не куклы или поделки, они ведут себя так, как умеют и хотят, а не то, что удобно учителю. В классе есть отличники, двоечники, трудолюбивые и лентяи, тихие и хулиганы. Хочу поговорить о хулиганах.

«Хулиган» вынужденный

Вернувшись с декрета, меня назначили на третий класс. Прежний учитель ушел, а детей нужно было чему-то научить. Знающие коллеги предупредили: класс в целом неплохой, но там есть Женя Терентьев – он один стоит десятерых.

Хорошо, думаю, где наша пропала. Узнаем, кто такой этот Женя. Представляемся.

Приветствую вас, меня зовут Марьванна, теперь я ваш наставник.

— Привет, Марьванна! Ты уйдешь от нас? — спрашивают дети.

— Зачем мне бежать? Вы за учителя считаете себя?

Антонина Петровна ушла, её добил наш Женя.

— Ну же, — говорю, — выходи, храбрый Женя.

С Камчатки встаёт белобрысый парень. Привлекательный, с умными глазами и спортивной фигурой.

— Вы о мне не слыхали? Странно… Я известна! Все достаю. И вас достану. — И улыбается.

— Поживем, увидим, — говорю.

Женя тут же появился во всей своей красе: драчун, хулиган и двоечник. Такой классический тип, словом. Но я — птица опытная, меня без помощи не берут. Все-таки нашла у Женьки слабое место.

Женька был одиноким волком. В классе никто с ним не дружил: боялись связываться, потому что бил больно. У мамы с папой он тоже один. Видел родителей только перед сном. А что делает ребенок, если вынужденный одиночка? Привлекает к себе внимание так, как это лучше всего действует. Хорошими делами прославиться нельзя — прославимся плохими.

Женька страдал от одиночества и не умел привлекать внимание окружающих иначе: «Берусь за драку, потому что по-другому не получается общаться. Все держатся подальше. А я злюсь и дерусь». Безнадежно? Нет. Хулиганом он вынужденный. Надо было просто поговорить с ребенком откровенно, понять проблему, а не наклеивать на него ярлык, в который поверил сам.



«Хулиган» назначенный

В четвёртый класс ко мне пришел мальчик Антон. Сначала я ознакомилась с его дневником: это зрелище не для слабонервных, understatement — дневник словно из жанра хоррор, весь исписан красным: «Был дракой, кричал матом, бросил учебник в учителя…». Принять такого ученика в класс может только учитель, который готов на самоубийство.

В итоге пришёл мальчик, напоминающий одуванчик, совершенно не соответствующий званию хулигана — мучителя учителей и детей. Ясноглазый, открытый, интеллигентный, воспитанный, мягкий, робкий, неуклюжий из-за высокого роста.

Единственный «грех» — дислексия. Показатели класса портил, видимо. Что следовало делать, чтобы он дрался, орал матом, бросил учебник в учителя? Не представляю. В каком кошмаре ребенок находился благодаря учителю? Страшно подумать.



«Хулиган» невиноватый

Никита – хороший парень, но ужасно неудобен в учебе. Бегает, кричит, как заряженный, сидеть спокойно ни минуту не может. Хуже всего, что всё время говорит, говорит, говорит! Или поёт. Конечно же, на уроке. Даже когда один за партой, сам с собой. Иногда даже не замечает. Просто радиоприемник без кнопки выключения.

Этот постоянный шум на уроке приводит меня к отчаянию. Иногда теряю самообладание (правда, сначала предупреждаю: помолчи, Никита, сейчас потеряю самообладание!). А смысл? Эффект равен нулю. Тишины хватает ненадолго.

Никита не виноват. Ещё одна жертва СДВГ. Страшно представить, что в средней школе другие учителя увидят в нём хулигана, мешающего ведению уроков. Из-за этого появятся конфликты.


Хулиган избалованный


Без всяких кавычек. Павлик — мамин сыночек, бабушкин внучек, надежда и отрада, солнце красное, Финист — Ясный сокол. Родители в разводе. Павлик — единственный мужчина в семье, обласкан до приторности. Все, что он делает — хорошо. Ему все можно. Павлик и рад стараться. Авторитетов для него нет, он сам себе авторитет. На окружающих — тьфу! Матом на одноклассника — всегда пожалуйста, выдернуть стул из-под соседа — с радостью, задрать юбки девчонкам — с удовольствием. Все это с гиканьем или с подленьким таким хихиканьем.

Мать Павлика пожаловалась мне: «Марьянна оскорбила её сына перед всем классом. Ему причинена душевна травма, ему было тяжело. Нарушьте Марьянну».

Сын в присутствии всех одноклассников ругался грубыми словами, вытащил стул из-под соседа, подкалывал девочек. Такая тонкая душевная организация позволяла. Но замечание сделать ему не мог учитель. А я считаю: при всем классе наделал неприятностей — при всем классе и отвечай. Нечего прятаться за маму.



Хулиган-социопат

Мне повезло, что такое не встречал. Такие расстройства встречаются достаточно редко у детей. Им необходима помощь психологов и психиатров.

Я всё это написала для того чтобы донести мысль: настоящих хулиганов среди детей немного. Чаще всего такие «хулиганы», поставленные в кавычки, просто попали в сложные жизненные ситуации. Никакие вовсе не хулиганы, а добрые люди. Взрослым (учителям) не стоит спешить навешивать ярлыки на детей и вступать с ними в непримиримую борьбу. Нужно больше внимания, понимания и знаний о медицинских диагнозах у детей. Тогда неудобных учеников-«хулиганов» в школе будет меньше.


Материалы по теме:

  • Троечники, столь разный каждый – всех ждет успех?
  • Подростковый период: причины смены поведения у подростков. »