Фото: img.freepik.com

Первая встреча со школой – праздник и стресс для ребёнка. Ребёнок приобретает новую роль, попадает в незнакомую среду и знакомится с многими людьми. В этот день важно помочь первокласснику адаптироваться и мотивировать к учебе. Как педагогу достичь этих целей и разработать небанальный план проведения классного часа, рассказала Валерия Семёнова, PR-менеджер школы креативного мышления ИКРА.

Цели классного часа

Методология способствует созданию высококачественных разработок часов. CRAFT. Подробнее о ней писали в этой статьеДля того чтобы классный час в начальной школе был радостным и запоминающимся, нужно учитывать возраст детей. Первоклассники — малыши, которые всё ещё любят играть, поэтому на этом можно строить выбор формы проведения занятия.

Дети нашего времени играют или хотя бы слышали от друзей из садов о Among Us, где выполняют задания на космическом корабле. Игра напоминает всем известную игру «Мафия», но в космической обстановке — есть мирные жители, есть мафия, город засыпает, а за это время совершаются преступления.

Классный час, основанный на игре, погрузит учеников в знакомый увлекательный мир, а педагогу позволит ознакомить их друг с другом, школьным правилам и этикету общения.

Знакомство учителя с классом

Разместите парты так, чтобы в каждой группе было 4-6 человек. На дверях и стенах кабинета разместите плакаты с высказываниями, побуждающими к действию.

  • Исследователи нашли новую планету, но пока не раскрывают её название.
  • «Есть ли жизнь на новой планете?»
  • «Кто полетит изучать новую планету?»
  • «Объявляем набор в исследовательскую группу»
  • «Кто за это возьмется?»

Добавит драйва музыке из игры, которую участники моментально поймут — ее можно запускать в фоне.

Рассмотрим два сценария знакомства.

Сценарий 1: для семейных мероприятий. Инопланетяне отключили голос учителя. Дети должны помочь ему вернуть его, чтобы понять дальнейшие действия. Учитель напоминает взрослым, что руководство по действиям будет осуществлять именно их.

Вырезав из газеты комментарий очевидца с описанием исчезновения голоса после появления «зеленых человечков», можно прикрепить его к доске. Родители могут помочь детям прочитать фразы на плакатах и статью — это обозначит проблему и подтолкнёт к поиску решения.

Дети разгадывают ребус, чтобы вернуть голос учителю. В нём, к примеру, можно зашифровать имя педагога. Так первоклассники сразу начнут работать и произойдёт первое взаимодействие в парах.

Сценарий 2: для самостоятельного решения задач. Если дети входят в класс не все одновременно, вариант с пропавшим голосом неприменим. В таком случае при входе можно устроить воркшоп — зону «снаряжения» для путешествия. Ребята возьмут со стола материалы, например, фольгу, и инструкцию, как из нее сделать защитные шлемы, рукава или жилеты. С разрешения родителей приобретите угощение, например, яблочное пюре в мягкой упаковке, как аналог космического питания.

При входе ребенка в класс можно запустить инструкцию, озвученную роботизированным голосом: «Для посадки на корабль наденьте защиту, возьмите космическое питание, сделайте десять приседаний, подойдите к капитану корабля и громко произнесите свое имя». Такое аудио легко создать с помощью онлайн-переводчика. Для этого введите фразу, нажмите кнопку «Озвучить» и запишите на диктофон телефона.

Предлагаю выбрать первый вариант. В проблемной ситуации, требующей действия, дети проявят самостоятельность. Некоторые перешептываются: “Почему учитель не разговаривает?”, “Как заставить его говорить?”. Другие ищут способ вернуть голос. Третьи уже пытаются решить загадку. Так первоклассники становятся активными участниками игры.

Валерия Семёнова

Знакомство детей друг с другом

Собрались все? Тогда начинаем космическое путешествие! Учитель объявляет себе капитаном экспедиции и предлагает вместе отправиться на исследование новой планеты. Но сначала стоит друг друга узнать.

Чтобы поддержать тему и упростить детям задачу представиться, лучше прибегнуть к практическому действию. На партах — вырезанные из белой бумаги фигурки персонажей игры. Сначала учитель просит раскрасить фигурки любимым цветом. Когда с этим справились, ребята по очереди называют имена героев.

Учитель распределяет учеников по группам, ориентируясь на схожие цвета персонажей, создавая тем самым несколько космических кораблей.

  • капитан корабля;
  • штурман;
  • отвечает за провизию;
  • тренер;
  • отвечает за порядок на корабле.
Предлагаем пять ролей для детей, но возможность придумать собственную тоже есть. Поинтересуйтесь у ребят, чем им нравится заниматься. Полученная информация поможет учителю в будущем при организации творческих проектов.

Валерия Семёнова

От капитана каждой команде выдаётся бортовой журнал, и участники придумывают имя своей группы.

Знакомство с правилами поведения в школе

Для начала можно спросить у детей, как считают, какие правила существуют на планете, куда летят. Затем учитель включается видео, на котором показывается школа, и рассказывает:

  • Как эффективно перемещаться по зданию школы, пользоваться лестницами для подъема и спуска.
  • где переобуться и оставить верхнюю одежду;
  • где помыть руки перед столовой;
  • Где находятся библиотека, спортивный зал и актовый зал?

Люди сравнивают свои гипотезы с содержанием видеозаписи. Для каждого правила создают символ и записывают его в дневник наблюдений.

Ознакомление с правилами и инструктаж по установлению личных границ.

Для достижения общей цели и путешествия к планете необходимо умение находить компромиссы и проявлять уважение; с этого можно начать обсуждение темы личных границ.

Руководитель предоставляет группам образцы девизов. Дети по минуте отрабатывают совместное выступление, после чего каждая команда представляет себя.

  • Вперед, [название команды], к звёздам! Раскрываем тайны планет.
  • Команда отправляется в путешествие по галактике, где ждут чудеса.
  • Команда всё невиданное раскроет, с дружелюбием и радостью мир одолеет!
  • [Название команды] смело покоряет космос и готово к чудесам!
  • Команда [название команды] уверенно шагает вперёд, изучает планеты и направляет звёзды.

Воспитатель объясняет понятие личных границ с помощью кодекса поведения для пассажиров космического корабля. Кодекс включает правила вежливости, просьб о помощи и разрешения конфликтов.

  1. Обращайся к членам экипажа по имени Если вы не помните имени кого-то из команды, вместо «Эй, мальчик» или «Эй, девочка», скажите: «Извините, я не помню вашего имени, расскажите, пожалуйста, как вас зовут?»
  2. Уважай личное пространство Необходимо уважать личное пространство других людей.
  3. Спрашивай разрешения Перед тем как забрать имущество товарища по космическому путешествию, обратись с просьбой.
  4. Слушай и уважай чувства других Если кто-то из команды выскажет свое неудовольствие чем-либо, следует уважить его мнение и прекратить действия, вызывающие дискомфорт.
  5. Разрешай конфликты мирно Если какая-то проблема появилась или кто-то перешёл границы, надо спокойно сказать, что неприятно.

Предварительно сформированные правила можно записать на листе ватмана и разместить в классе для неоднократного использования в течение учебного года с добавлением новых пунктов по мере необходимости.

Знакомство с предметами в начальной школе

Учитель сообщил, что корабли прибыли на планету [название]. Её можно назвать по-разному: например, планета Знаний, Планета-24 — по году первого класса, или Планета-[номер кабинета], чтобы дети скорее запомнили его.

Командам предстоит исследовать планету, её страны названы предметами.

  • Математика
  • Русский язык и чтение
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Изобразительное искусство
  • Технология
  • Музыка
  • Физкультура

Учитель выдает командам ватманы. Дети должны нарисовать страну, её жителей и ответить на вопрос: «Что даёт страна планете?».

Классный час станет креативным стартом учебного года: порадует учащихся и зарядит педагога на реализацию смелых идей. Обязательно делитесь опытом с коллегами, лучше всего работайте вместе — это способствует развитию и появлению новых решений и возможностей в деятельности педагогов!

Валерия Семёнова