Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Показатели правильного языкового развития: когда следует быть бдительным.
  • Какие трудности преодолевает логопед у детей 2, 3, 4 и 5 лет?
  • Как найти логопеда и как долго длится путь к успеху?
  • Что посоветовать родителям о консультации у логопеда: рекомендации педагогам

Первые признаки необходимости обращения к логопеду могут быть незаметны. Ребенок говорит неправильно или молчит вовсе. Иногда на первые сигналы обращают внимание не родители, а воспитатель детского сада.

Эксперт НИИДПО, образовательной компании из группы, объяснила, когда обращаться к логопеду. АкадемСитиОксана Минеева, кандидат педагогических наук и действующий логопед.

Повод для беспокойства при развитии речи ребенка.

Развитие речи ребёнка свидетельствует о прогрессе его общего психологического и физического становления: формируются мыслительные процессы, восприятие, внимание, память и социальные умения. В норме речь протекает в определённых этапах, каждый из которых характеризуется появлением и закреплением новых речевых навыков.

Возраст

Что появляется в речи

0–6 месяцев

Ребенок издаёт длинные звуки, улыбается при обращении к нему и внимает голосу.

6–12 месяцев

Первые звуки, подражание речи, первые слова как «мама», «папа», «баба», «дай».

1–1,5 года

В возрасте 10-20 месяцев малыш говорит несколько слов и понимает простые просьбы.

1,5–2 года

Словарь пополняется до трёхсот слов, появляются простые предложения: «Мама пить», «Где папа?».

2–3 года

Возникают простые заявления и вопросы: «Я оденусь сам», «Медвежонок спит», «Что это?»

3–4 года

Пишет на русском языке, использует приблизительно тысячу слов, пишет простые рассказы и грамотно строит предложения.

4–5 лет

Обучился строить предложения, может пересказать информацию, речь стала более связной. Пример: «Сегодня был поход в парк, где имелись качели».

5–6 лет

Выступление приобретает стройность и полноту изложения.

Этапы речевого развития условны. К примеру, обычно к году ребенок произносит простые слова. Отсутствие же таких слов не всегда является признаком отклонений.

В полтора года ребенок не понимает обращенную речь и не выполняет просьбы, например, принести что-то или подойти — это повод насторожиться, но нужно учитывать все факторы. Например, появилась ли у ребенка импрессивная, или внутренняя, речь — то есть понимает ли в целом то, о чем говорят.


При возникновении подозрения проверяют слух ребенка. Гуление есть у всех малышей, а лепет появляется только при сохранении слуха. Лепет — это реакция на слова, которые говорят ребенку. При отсутствии слуха лепет не появится. В таком случае нужно обратиться к отоларингологу для проверки слуха.

Оксана Минеева

Какие трудности преодолевает ребенок под присмотром логопеда в возрасте двух, трех, четырех и пяти лет?

Возраст два-пять лет является критическим для развития речи. В это время могут появиться первые речевые нарушения, которые без помощи логопеда перерастают в стойкие патологии. Необходимо отличать нормативные задержки от расстройств, требующих профессионального вмешательства.
Ниже — проблемы, с которыми часто работают логопеды на каждом возрастном этапе.

Два года. В практике работы с детьми в возрасте двух лет специалист по речи чаще всего встречает недостаток или ограниченность речевой активности, а не нарушения произношения. Необходимо различать различные сложности:

  • Ребенок с задержкой речевого развития может молчать или произносить только одно-два слова, не формируя фраз и не показывая стремления говорить.
  • Алалия — это нарушение понимания или формирования речи при сохранении слуха.
  • Нарушение слуха проявляется в том, что ребенок не отвечает на голос и не обращает внимания на говорящего, когда к нему обращаются.
  • Неврологические симптомы проявляются в виде отсутствия интереса к общению и раздражительности.

В работе с детьми двух лет логопед в первую очередь диагностирует и выявляет скрытые проблемы, которые могут привести к нарушениям речи.

Три года. Формы речи приобретают стабильность, одновременно с этим возникают системные и звуковые проблемы.

  • Речь ребёнка отстаёт в развитии: бедна как по смыслу, так и по построению предложений. В его высказываниях много ошибок, понять их трудно даже родным.
  • Ребенок испытывает сложности с произношением похожих звуков и искажает слоги.
  • При раннем обращении к специалисту заикание может быть вылечено.

В этом возрасте логопед использует артикуляционную гимнастику, слуховые тренировки и игры.

Взрослые часто задают вопрос: с какого возраста ребенку нужен логопед? Поведение ребенка подскажет правильный ответ. Если он не понимает речь обращенную к нему, не выполняет инструкции и использует для общения только звукокомплексы или звукоподражания, обратитесь к специалисту.


Иногда ребенок может быть очень тихим. Даже играя в одиночестве, обычно малыш описывает свои действия и издает звуки. Если такого не происходит, стоит обратиться к специалисту — логопеду.

Оксана Минеева

Четыре года. В этом возрасте логопед сталкивается с нарушениями речи, которые раньше могли оставаться незамеченными.

  • Ребенок говорит, но речь страдает на всех уровнях: словах, грамматике и звуках.
  • Все группы звуков произнесены неправильно.
  • Из-за того, что ребёнок не умеет отличать звуки речи, затрудняется его произношение.
  • Слова с разным количеством слогов произносятся неправильно.

Логопед развивает у ребенка связную речь, умение правильно говорить и помогает ему справиться с речевым страхом.

Пять лет. К этому возрасту у ребенка должна быть сформирована речь. В противном случае логопед встречает стойкие нарушения, прямо сказывающиеся на усвоении знаний.

  • Ребенок с фонематическим недоразвитием плохо различает звуки, что повышает вероятность возникновения дислексии и дисграфии во время учебы в школе.
  • Речевое развитие задерживается — грамматика и построение фраз не соответствуют возрасту, повышается вероятность проблем в школе.
  • Расстройства речи и познавательной сферы проявляются в виде неустойчивого внимания, сниженной памяти и ограниченного словарного запаса.
  • Нерешенные проблемы с произношением связаны с дефектами звуков [ш], [ж], [р], [л] и межзубными искажениями. Требуется поставить и автоматизировать эти звуки.

В пять лет логопед занимается развитием речи и подготовкой к обучению чтению и письму: проводит работу по звуковом анализу и синтезу, логике, правильному использованию грамматических категорий.

Взрослые порой ждут 4-5 лет, полагая, что ребенок вырастет и всё наладится. Но это происходит очень редко. Обычно к пяти годам ясно видно: одноклассники уже декламируют стихи, а ребёнок молчит.


Посидеть в детском саду год бывает более выгодно, чем идти в школу с неразвитой речью, психикой и недостаточной готовностью к обучению. Проблемы с развитием речи приводят к серьезным последствиям.
Из-за этого страдает чтение и письмо: ребенок не применяет правила, неправильно использует предлоги, пропускает и меняет местами буквы, не дописывает окончания.

Оксана Минеева

Как найти специалиста по речи и как долго требуется для достижения результатов?

При подозрении на нарушения речи у ребёнка необходимо обратиться к квалифицированному логопеду. В статье рассмотрим особенности выбора специалиста и ожидаемый результат коррекционной работы.

Где

Какие преимущества

Что важно учитывать

Детская поликлиника или ПМПК

Бесплатная диагностика, направление на занятия

Количество мест ограничено

Кабинеты логопедии и центры ранней помощи в детских садах.

Доступность, специализируются на раннем возрасте

Возможны очереди, занятий не более двух раз в неделю.

Частные логопеды

Удобное расписание, персонализированное обучение, новейшие подходы.

Обращайте внимание на навыки, а не только на рекомендации.

Срок коррекции определяется типом нарушения, возрастом, частотой занятий и помощью родных в домашних условиях.

Невозможно заранее сказать, сколько потребуется времени на исправление расстройства речи. Можно лишь предупредить об объёме работы. К примеру, если ребёнок не говорит, сразу сообщаю, что предстоит продолжительное сотрудничество — два или три года.


Скорость улучшений определяется желанием всех принимающих участие. Логопедические занятия проводятся два или три раза в неделю, но без дополнительных упражнений и закрепления навыков прогресс будет очень медленным.

Оксана Минеева

Рекомендации воспитателям по обращению родителей к логопеду.

Бывает, родители проигнорируют необходимость визита к специалисту. Чтобы избежать ухудшения ситуации, воспитателям нужно при первых же подозрениях деликатным образом обсудить с родителями поведение ребенка, вызвавшее беспокойство: например, молчание, игнорирование просьб и отсутствие общения с другими детьми.

Объясните, почему затягивать с обращением к специалисту по речи нежелательно.

  • Речь должна сформироваться до семи лет. Без этого в школе могут появиться трудности с чтением, письмом и учёбой.
  • Ребенок с нарушением звукопроизношения в подготовительной группе может столкнуться с трудностями при письме.

Начните с позитивных моментов, например, участия ребенка в играх. Затем опишите свои наблюдения, а не ставьте диагноз. Помогите родителям увидеть проблему и начать искать решение, поддерживая их и показывая свою готовность помочь.