
Содержание:
- Показатели правильного языкового развития: когда следует быть бдительным.
- Какие трудности преодолевает логопед у детей 2, 3, 4 и 5 лет?
- Как найти логопеда и как долго длится путь к успеху?
- Что посоветовать родителям о консультации у логопеда: рекомендации педагогам
Первые признаки необходимости обращения к логопеду могут быть незаметны. Ребенок говорит неправильно или молчит вовсе. Иногда на первые сигналы обращают внимание не родители, а воспитатель детского сада.
Эксперт НИИДПО, образовательной компании из группы, объяснила, когда обращаться к логопеду. АкадемСитиОксана Минеева, кандидат педагогических наук и действующий логопед.
Повод для беспокойства при развитии речи ребенка.
Развитие речи ребёнка свидетельствует о прогрессе его общего психологического и физического становления: формируются мыслительные процессы, восприятие, внимание, память и социальные умения. В норме речь протекает в определённых этапах, каждый из которых характеризуется появлением и закреплением новых речевых навыков.
Возраст |
Что появляется в речи |
0–6 месяцев |
Ребенок издаёт длинные звуки, улыбается при обращении к нему и внимает голосу. |
6–12 месяцев |
Первые звуки, подражание речи, первые слова как «мама», «папа», «баба», «дай». |
1–1,5 года |
В возрасте 10-20 месяцев малыш говорит несколько слов и понимает простые просьбы. |
1,5–2 года |
Словарь пополняется до трёхсот слов, появляются простые предложения: «Мама пить», «Где папа?». |
2–3 года |
Возникают простые заявления и вопросы: «Я оденусь сам», «Медвежонок спит», «Что это?» |
3–4 года |
Пишет на русском языке, использует приблизительно тысячу слов, пишет простые рассказы и грамотно строит предложения. |
4–5 лет |
Обучился строить предложения, может пересказать информацию, речь стала более связной. Пример: «Сегодня был поход в парк, где имелись качели». |
5–6 лет |
Выступление приобретает стройность и полноту изложения. |
Этапы речевого развития условны. К примеру, обычно к году ребенок произносит простые слова. Отсутствие же таких слов не всегда является признаком отклонений.
При возникновении подозрения проверяют слух ребенка. Гуление есть у всех малышей, а лепет появляется только при сохранении слуха. Лепет — это реакция на слова, которые говорят ребенку. При отсутствии слуха лепет не появится. В таком случае нужно обратиться к отоларингологу для проверки слуха.
Какие трудности преодолевает ребенок под присмотром логопеда в возрасте двух, трех, четырех и пяти лет?
Возраст два-пять лет является критическим для развития речи. В это время могут появиться первые речевые нарушения, которые без помощи логопеда перерастают в стойкие патологии. Необходимо отличать нормативные задержки от расстройств, требующих профессионального вмешательства.
Ниже — проблемы, с которыми часто работают логопеды на каждом возрастном этапе.
Два года. В практике работы с детьми в возрасте двух лет специалист по речи чаще всего встречает недостаток или ограниченность речевой активности, а не нарушения произношения. Необходимо различать различные сложности:
- Ребенок с задержкой речевого развития может молчать или произносить только одно-два слова, не формируя фраз и не показывая стремления говорить.
- Алалия — это нарушение понимания или формирования речи при сохранении слуха.
- Нарушение слуха проявляется в том, что ребенок не отвечает на голос и не обращает внимания на говорящего, когда к нему обращаются.
- Неврологические симптомы проявляются в виде отсутствия интереса к общению и раздражительности.
В работе с детьми двух лет логопед в первую очередь диагностирует и выявляет скрытые проблемы, которые могут привести к нарушениям речи.
Три года. Формы речи приобретают стабильность, одновременно с этим возникают системные и звуковые проблемы.
- Речь ребёнка отстаёт в развитии: бедна как по смыслу, так и по построению предложений. В его высказываниях много ошибок, понять их трудно даже родным.
- Ребенок испытывает сложности с произношением похожих звуков и искажает слоги.
- При раннем обращении к специалисту заикание может быть вылечено.
В этом возрасте логопед использует артикуляционную гимнастику, слуховые тренировки и игры.
Иногда ребенок может быть очень тихим. Даже играя в одиночестве, обычно малыш описывает свои действия и издает звуки. Если такого не происходит, стоит обратиться к специалисту — логопеду.
Четыре года. В этом возрасте логопед сталкивается с нарушениями речи, которые раньше могли оставаться незамеченными.
- Ребенок говорит, но речь страдает на всех уровнях: словах, грамматике и звуках.
- Все группы звуков произнесены неправильно.
- Из-за того, что ребёнок не умеет отличать звуки речи, затрудняется его произношение.
- Слова с разным количеством слогов произносятся неправильно.
Логопед развивает у ребенка связную речь, умение правильно говорить и помогает ему справиться с речевым страхом.
Пять лет. К этому возрасту у ребенка должна быть сформирована речь. В противном случае логопед встречает стойкие нарушения, прямо сказывающиеся на усвоении знаний.
- Ребенок с фонематическим недоразвитием плохо различает звуки, что повышает вероятность возникновения дислексии и дисграфии во время учебы в школе.
- Речевое развитие задерживается — грамматика и построение фраз не соответствуют возрасту, повышается вероятность проблем в школе.
- Расстройства речи и познавательной сферы проявляются в виде неустойчивого внимания, сниженной памяти и ограниченного словарного запаса.
- Нерешенные проблемы с произношением связаны с дефектами звуков [ш], [ж], [р], [л] и межзубными искажениями. Требуется поставить и автоматизировать эти звуки.
В пять лет логопед занимается развитием речи и подготовкой к обучению чтению и письму: проводит работу по звуковом анализу и синтезу, логике, правильному использованию грамматических категорий.
Посидеть в детском саду год бывает более выгодно, чем идти в школу с неразвитой речью, психикой и недостаточной готовностью к обучению. Проблемы с развитием речи приводят к серьезным последствиям.
Из-за этого страдает чтение и письмо: ребенок не применяет правила, неправильно использует предлоги, пропускает и меняет местами буквы, не дописывает окончания.
Как найти специалиста по речи и как долго требуется для достижения результатов?
При подозрении на нарушения речи у ребёнка необходимо обратиться к квалифицированному логопеду. В статье рассмотрим особенности выбора специалиста и ожидаемый результат коррекционной работы.
Где |
Какие преимущества |
Что важно учитывать |
Детская поликлиника или ПМПК |
Бесплатная диагностика, направление на занятия |
Количество мест ограничено |
Кабинеты логопедии и центры ранней помощи в детских садах. |
Доступность, специализируются на раннем возрасте |
Возможны очереди, занятий не более двух раз в неделю. |
Частные логопеды |
Удобное расписание, персонализированное обучение, новейшие подходы. |
Обращайте внимание на навыки, а не только на рекомендации. |
Срок коррекции определяется типом нарушения, возрастом, частотой занятий и помощью родных в домашних условиях.
Скорость улучшений определяется желанием всех принимающих участие. Логопедические занятия проводятся два или три раза в неделю, но без дополнительных упражнений и закрепления навыков прогресс будет очень медленным.
Рекомендации воспитателям по обращению родителей к логопеду.
Бывает, родители проигнорируют необходимость визита к специалисту. Чтобы избежать ухудшения ситуации, воспитателям нужно при первых же подозрениях деликатным образом обсудить с родителями поведение ребенка, вызвавшее беспокойство: например, молчание, игнорирование просьб и отсутствие общения с другими детьми.
Объясните, почему затягивать с обращением к специалисту по речи нежелательно.
- Речь должна сформироваться до семи лет. Без этого в школе могут появиться трудности с чтением, письмом и учёбой.
- Ребенок с нарушением звукопроизношения в подготовительной группе может столкнуться с трудностями при письме.
Начните с позитивных моментов, например, участия ребенка в играх. Затем опишите свои наблюдения, а не ставьте диагноз. Помогите родителям увидеть проблему и начать искать решение, поддерживая их и показывая свою готовность помочь.