Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Что такое когнитивные функции и из чего они состоятКогнитивные функции – это психические процессы, отвечающие за получение знаний, их обработку, запоминание и использование. Они включают в себя ряд отдельных способностей, таких как внимание, память, мышление, речь и исполнительные функции.Что такое когнитивные функции и из чего они состоят
  • Какие бывают когнитивные функции
  • Как проявляются функции в типах личности: таблица когнитивных функций Влияние когнитивных функций на проявление типов личности: таблица MBTI.
  • Как когнитивные функции влияют на жизнь

Одни люди мгновенно схватывают детали окружающего мира, а другие все время погружены в свои мысли. Кто-то принимает решения холодно и рационально, а кто-то полагается на интуицию или эмоции. Так проявляются когнитивные функции, из которых складывается наш способ воспринимать информацию и делать выбор. В статье рассказываем, как у разных психотипов работают интуиция, логика, ощущения и чувства.Некоторые люди быстро улавливают нюансы происходящего, в то время как другие постоянно поглощены внутренними размышлениями. Одни принимают решения, опираясь на логику и расчет, другие – на интуицию или чувства. Именно когнитивные функции определяют, как мы воспринимаем информацию и делаем выбор. В этой статье мы расскажем о том, как интуиция, логика, ощущения и чувства функционируют у разных психотипов.Одни люди мгновенно схватывают детали окружающего мира, а другие все время погружены в свои мысли. Кто-то принимает решения холодно и рационально, а кто-то полагается на интуицию или эмоции. Так проявляются когнитивные функции, из которых складывается наш способ воспринимать информацию и делать выбор. В статье рассказываем, как у разных психотипов работают интуиция, логика, ощущения и чувства.

Что такое когнитивные функции и из чего они состоятКогнитивные функции – это совокупность психических процессов, обеспечивающих обработку информации, принятие решений и адаптацию к окружающей среде. Они включают в себя внимание, память, речь, мышление, восприятие и исполнительные функции.Что такое когнитивные функции и из чего они состоят

Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг придумал концепцию четырёх когнитивных функций: это мышление, чувства, ощущения и интуиция. Юнг полагал, что человек использует каждую из них, но предпочитает одну, которая становится доминирующей.Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг разработал концепцию четырёх когнитивных функций, включающую мышление, чувства, ощущения и интуицию. По мнению Юнга, каждый человек использует все эти функции, однако одна из них является наиболее выраженной и становится основной.Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг придумал концепцию четырёх когнитивных функций: это мышление, чувства, ощущения и интуиция. Юнг полагал, что человек использует каждую из них, но предпочитает одну, которая становится доминирующей.

В В 1940-х годах его идеи послужили фундаментом для создания MBTI — «Типологического индикатора Майерс-Бриггс». Опросник, разработанный американскими психологами Кэтрин Кукс Бриггс и Изабель Бриггс Майерс, определял предпочтения людей в четырех различных категориях., «Типологический индикатор Майерс-Бриггс». Американские психологи Кэтрин Кукс Бриггс и Изабель Бриггс Майерс создали опросник, который измерял предпочтения людей в четырех категориях.

Когнитивные функции Когнитивные функции в типологии MBTI представляют собой ментальные инструменты, которые человек использует для взаимодействия с окружающим миром: для восприятия информации, ее анализа и принятия решений. Их можно провести параллели с «операционной системой» психики — у каждого человека есть свой набор предпочитаемых функций, определяющих уникальный способ мышления. — это ментальные инструменты, с помощью которых человек взаимодействует с миром: воспринимает информацию, анализирует ее и принимает решения. Их можно сравнить с «операционной системой» психики — у каждого из нас свой набор предпочитаемых функций, который и формирует уникальный стиль мышления.

Все функции определяют два ключевых параметра — способом обработки информации и направленностью. В таблице показываем, как классифицируются когнитивные функции МБТИ в зависимости от этих параметров.При определении каждой функции учитываются два основных аспекта: способ обработки данных и ориентация. В таблице представлена классификация когнитивных функций MBTI, основанная на этих параметрах.Все функции определяют два ключевых параметра — способом обработки информации и направленностью. В таблице показываем, как классифицируются когнитивные функции МБТИ в зависимости от этих параметров.

Способ обработки информации

Направленность

Рациональные (решающие):

  • Мышление (T)
  • Чувство (F)

Иррациональные (воспринимающие):

  • Ощущение (S)
  • Интуиция (N)

Экстравертные (E)

Интровертные (I)

Есть шесть крупных категорий, сокращенно их называют Существует шесть основных групп, которые обозначаются аббревиатурами T, F, S, N, E и I. Каждая функция объединяет в себе определенный способ обработки информации и ориентацию, например, экстравертное мышление (Te) или интровертная интуиция (Ni).).

Какие бывают когнитивные функции

Параметры по-разному комбинируются друг с другом — и в результате дают Комбинации различных параметров приводят к формированию 8 функций MBTI. Давайте изучим, какие характеристики характера и мышления присущи представителям каждой из них.. Рассмотрим, какие особенности характера и мышления есть у человека с каждой из них.

Интровертная интуиция (Ni). Такой человек мыслит сжато, образами и символами, видит скрытые закономерности и предвосхищает развитие событий. Он может внезапно сказать: «Я знаю, как всё будет», — и часто оказывается прав. У него развита интуиция, поэтому он часто принимает верные решения.Этот человек склонен к лаконичному мышлению, используя образы и символы, он способен замечать неочевидные связи и предвидеть будущие события. Его предсказания часто сбываются, ведь он может неожиданно заявить: «Я знаю, как всё будет». Благодаря развитой интуиции, он нередко принимает правильные решения.Такой человек мыслит сжато, образами и символами, видит скрытые закономерности и предвосхищает развитие событий. Он может внезапно сказать: «Я знаю, как всё будет», — и часто оказывается прав. У него развита интуиция, поэтому он часто принимает верные решения.

Экстравертная интуиция (Ne). Видит сотни возможностей в каждой ситуации, находит неожиданные параллели между вещами или событиями. Носитель экстравертной интуиции (В каждой ситуации он замечает множество перспектив, устанавливает неожиданные связи между различными вещами или событиями. Обладатель экстравертной интуиции (Ne) склонен задаваться вопросом: «А что, если попробовать поступить вот так?». Он обладает богатым воображением, что иногда приводит к уходу от реальности в мир грез.) постоянно восклицает: «А если теперь попробовать вот так?» У него развито воображение, и из-за этого он порой может прятаться от реальности в мечтах.

Интровертное мышление (Ti). Любит дойти до самой сути вещей, проверяет каждую деталь и строит в голове чёткую систему. Он часто задает вопросы: «А почему именно так? Это логично?» Прежде чем принять решение, должен сам во всём разобраться. Люди с развитым интровертным мышлением (ему свойственно глубоко анализировать вещи, тщательно проверять каждую деталь и выстраивать логическую систему. Он склонен задавать вопросы, чтобы понять причины и убедиться в обоснованности: «Почему именно так? Это имеет смысл?» Принятие решения требует от него полного понимания ситуации. Обладатели развитого интровертного мышления (Ti) нередко обращаются за советом к другим и испытывают сомнения в своих действиях.) часто советуются с окружающими и сомневается в своих поступках.

Экстравертное мышление (Te). Тот, у кого развита эта функция, ценит эффективность, структуру и объективные факты. Он быстро анализирует информацию, ставит четкие цели и организует процессы, чтобы добиться результата. Человек с экстравертным мышлением (развитая эта функция позволяет ценить эффективность, структурированность и объективные данные. Такой человек быстро анализирует информацию, устанавливает ясные цели и организует процессы для достижения результата. Обладатель экстравертного мышления (Te) организует процессы, определяет четкие ключевые показатели эффективности, требует конкретики и часто говорит: «Давайте решать по фактам, а не эмоциям»., требует конкретики и часто говорит: «Давайте решать по фактам, а не эмоциям».

Интровертное ощущение (Si). «Зачем что-то придумывать, раньше я делал так — и это работало» — так звучит девиз людей с этой функцией. Они опираются на накопленный опыт, сравнивают всё новое с уже известным, ценят проверенные методы и стабильность. От них не укроются даже малейшие изменения в привычной обстановке.«Зачем изобретать новое, когда старый способ работал?» — так рассуждают люди, обладающие этой особенностью. Они полагаются на свой прошлый опыт, сопоставляют всё новое с тем, что уже знают, высоко ценят отработанные методы и стабильность. Они замечают даже незначительные изменения в привычном окружении.. «Зачем что-то придумывать, раньше я делал так — и это работало» — так звучит девиз людей с этой функцией. Они опираются на накопленный опыт, сравнивают всё новое с уже известным, ценят проверенные методы и стабильность. От них не укроются даже малейшие изменения в привычной обстановке.

Экстравертное ощущение (Se). Живёт здесь и сейчас, замечает каждую деталь вокруг, обожает активные действия и новые впечатления. Такой человек часто говорит: «Почему бы и не попробовать?», быстро реагирует на изменения, легко адаптируется к ним — и потому всегда готов к приключениям.Он живёт настоящим моментом, обращая внимание на каждую мелочь, и предпочитает активный образ жизни, полный новых впечатлений. Для такого человека типичной является фраза: «Почему бы и не попробовать?». Он оперативно реагирует на изменения и легко приспосабливается к ним, что делает его всегда готовым к приключениям.Живёт здесь и сейчас, замечает каждую деталь вокруг, обожает активные действия и новые впечатления. Такой человек часто говорит: «Почему бы и не попробовать?», быстро реагирует на изменения, легко адаптируется к ним — и потому всегда готов к приключениям.

Интровертное чувство (Fi). Глубоко воспринимает ценности, эмоции и убеждения, обладает ярким внутренним миром. Он бывает обидчив, но зато обязательно приходит на помощь окружающим. Отстаивает личные ценности, даже если это невыгодно: «Я не могу такое поддерживать и идти против своих принципов».ему свойственны глубокое понимание ценностей, эмоций и убеждений, а также богатый внутренний мир. Он может быть чувствителен к обидам, но всегда готов оказать поддержку другим. Он привержен своим принципам и готов отстаивать личные ценности, даже если это влечет за собой определенные неудобства: «Я не могу такое поддерживать и идти против своих принципов».. Глубоко воспринимает ценности, эмоции и убеждения, обладает ярким внутренним миром. Он бывает обидчив, но зато обязательно приходит на помощь окружающим. Отстаивает личные ценности, даже если это невыгодно: «Я не могу такое поддерживать и идти против своих принципов».

Экстравертное чувство (Fe). Ориентирован на эмоции и гармонию в окружающем мире. Этот тип тонко чувствует атмосферу в коллективе, легко сближается с людьми и стремится к социальной справедливости. Он естественно подстраивается под настроение других, умеет сглаживать конфликты, но иногда может подавлять собственные чувства ради общего блага. От подобных людей можно услышать: «Давайте не будем ссориться, лучше сохраним хорошую атмосферу в коллективе».этот тип личности ориентирован на эмоции и гармонию в окружающем мире. Он чутко воспринимает атмосферу в коллективе, легко находит общий язык с людьми и стремится к социальной справедливости. Такой человек легко подстраивается под настроение окружающих, умеет разрешать конфликты, но иногда может приносить свои чувства в жертву ради блага группы. Часто от них можно услышать: «Давайте не будем ссориться, лучше сохраним хорошую атмосферу в коллективе».. Ориентирован на эмоции и гармонию в окружающем мире. Этот тип тонко чувствует атмосферу в коллективе, легко сближается с людьми и стремится к социальной справедливости. Он естественно подстраивается под настроение других, умеет сглаживать конфликты, но иногда может подавлять собственные чувства ради общего блага. От подобных людей можно услышать: «Давайте не будем ссориться, лучше сохраним хорошую атмосферу в коллективе».

Людям с другими ведущими функциями МБТИ, а не экстравертным чувством (Людям, у которых другие доминирующие функции в системе MBTI, помимо экстравертного чувства (Fe), часто труднее разрешать конфликты. Однако, освоить конструктивное разрешение споров под силу каждому, и даже извлекать из них выгоду – для этого необходимо применять определенные методики.), обычно бывает сложнее разрешать конфликты. Но любой может научиться делать это конструктивно и даже извлекать пользу из таких ситуаций — для этого нужно использовать ряд рабочих методов.

Читайте также:
Как справляться с конфликтами на работе

Подробнее

Как проявляются функции в типах личности

Все функции делятся на четыре группы:

  1. Первичные — проявляются в человеке постоянно, первыми бросаются в глаза. Он даже сам может не замечать этих качеств, потому что «живет» в них. Представим, что у человека первичная функция — экстравертированное мышление (эти черты характера постоянно проявляются в человеке и сразу бросаются в глаза. Человек может даже не осознавать их наличие, поскольку находится под их влиянием. Если у человека доминирующая функция — экстравертированное мышление (Te), то он демонстрирует решительность, целеустремленность и четкое понимание своих желаний. Он действует оперативно, берет на себя роль лидера, руководствуется логикой и стремится к результативности.), значит, он решительный, целеустремлённый и всегда знает чего хочет. Он действует быстро, руководит другими, ориентируется на логику и эффективность.
  2. Вторичные — их люди используют как средство, которое усиливает доминантную функцию по МБТИ, и часто относят эти черты к своим достоинствам. Тот, у кого вторичная функция — интровертированная интуиция (люди часто используют эти черты как инструмент, усиливающий доминантную функцию в соответствии с типологией Майерс-Бриггс, и склонны воспринимать их как свои достоинства. Человек, для которого вторичной функцией является интровертированная интуиция (Ni), проявляет развитую интуицию, способен распознавать неочевидные связи и разрабатывать стратегические планы на будущее. Он будет рассматривать это как одно из своих ключевых преимуществ и всегда четко представлять себе дальнейшие шаги.), обладает сильной интуицией, умеет видеть скрытые закономерности и строить долгосрочные планы. Такой человек будет считать это своей сильной стороной и всегда хорошо понимать, куда двигаться.
  3. Третичные — помогают в экстренной ситуации, становятся «спасательным жилетом». Обычно они развиваются к среднему возрасту. Если третичной функцией является экстравертированное чувство (— помогают в экстренной ситуации, становятся «спасательным жилетом». Обычно они проявляются к среднему возрасту. Если третичной функцией выступает экстравертированное чувство (Fe), то человек может становиться более восприимчивым к эмоциям других людей. В трудных жизненных обстоятельствах ему легче понять, как поддержать окружающих, быть частью группы и поддерживать гармонию.), то человек порой становится более чувствительным к эмоциям окружающих. В сложных жизненных ситуациях он начинает лучше понимать, как поддерживать других, быть частью коллектива и сохранять гармонию.
  4. Низшие — проявляются совсем редко, слабо развиты. Могут показать себя в стрессовой ситуации. У кого низшая функция — интровертированное восприятие (встречаются они довольно редко и характеризуются недостаточным развитием. В стрессовых ситуациях могут проявляться. Если доминирующей функцией является интровертированное восприятие (Si), то в стрессовом состоянии человек может начать беспокоиться по пустякам, возвращаться мыслями в прошлое и переживать из-за изменений. Это не его сильная сторона, хотя порой именно такие ситуации позволяют переосмыслить жизненный опыт.), тот в стрессе может начать переживать из-за мелочей, мысленно возвращаться к прошлому, тревожиться из-за перемен. Это не его сильная сторона, но иногда именно такие моменты дают возможность взглянуть на жизнь с другой стороны.

То, как в одном человеке сочетаются разные когнитивные функции, определяет его тип личности. Всего их Сочетание различных когнитивных функций в личности определяет ее тип. Существует 16 таких типов: ISTJ, ISFJ, INFJ, INTP, ISTP, ISFP, INFP, INTJ, ESTJ, ESFJ, ENFJ, ENTJ, ESTP, ESFP, ENFP и ENTP. Каждый тип характеризуется своими уникальными чертами характера и особенностями поведения. Так, у представителей типа INTJ преобладает интровертная интуиция (Ni), а дополнительная функция – экстравертное мышление (Te) – способствует практической реализации задуманного.) помогает реализовывать идеи на практике.

По мнению авторов Авторы типологии MBTI утверждают, что понимание когнитивных функций помогает выявить незначительные различия между схожими типами личности и их скрытые аспекты. Это позволяет преподавателям учитывать индивидуальные особенности восприятия и мышления учащихся. Так, ребёнок, у которого преобладает интровертированная интуиция (Ni), лучше усваивает информацию, представленную в виде структурированных схем и прогнозов, а школьник с экстравертным чувством (Fe) положительно реагирует на эмоциональную подачу материала и работу в группах. Учитель, принимающий во внимание такие различия, сможет сделать учебный процесс более продуктивным и интересным.) откликается на эмоциональную подачу материала и групповые проекты. Специалист, который учитывает эти различия, сможет сделать уроки более эффективными и вовлекающими.

Кроме того, МБТИ может стать мощным инструментом для самопознания педагога. Если он узнает свои сильные и слабые стороны, то будет:Также, МБТИ может служить действенным инструментом для самопознания педагога. Понимание своих сильных и слабых сторон позволит ему:Кроме того, МБТИ может стать мощным инструментом для самопознания педагога. Если он узнает свои сильные и слабые стороны, то будет:

  • Легче справляться со стрессом
  • Понимать, как влияют когнитивные функции на его жизньНеобходимо осознавать, каким образом когнитивные способности воздействуют на его повседневную жизнь.Понимать, как влияют когнитивные функции на его жизнь
  • Улучшать коммуникацию с коллегами и родителями
  • Чётко выстраивать профессиональную стратегию
  • Делать образовательный процесс целостным и личностно-ориентированнымОбеспечение целостности и личностной ориентированности образовательного процесса.Делать образовательный процесс целостным и личностно-ориентированным

Узнать свой тип можно, если пройти тест на когнитивные функции можно изучить влияние когнитивных функций на типы MBTI с подробным объяснением. Альтернативный подход – ознакомиться с описаниями типов и сопоставить их с личными переживаниями. с расшифровкой. Есть и другой вариант: почитать описания типов и свериться с собственными ощущениями.

Как использовать когнитивные функции в жизни

Знание когнитивных функций МБТИ — это не просто теория, а инструмент для повседневной жизни. Особенно актуален он для преподавателей, которые каждый день взаимодействуют с разными типами личностей. Вот что можно улучшить с помощью таких знаний:Владение информацией о когнитивных функциях, связанных с типологией Майерс-Бриггс (MBTI), представляет собой не просто академические знания, а полезный инструмент для применения в реальной жизни. Он особенно ценен для преподавателей, поскольку они постоянно общаются с людьми, обладающими различными типами личности. Благодаря этим знаниям можно добиться значительных улучшений в различных аспектах.Знание когнитивных функций МБТИ — это не просто теория, а инструмент для повседневной жизни. Особенно актуален он для преподавателей, которые каждый день взаимодействуют с разными типами личностей. Вот что можно улучшить с помощью таких знаний:

  • Самопознание и саморазвитие. MBTI позволяет педагогам глубже осознавать индивидуальные особенности учеников, выявляя их сильные и проблемные аспекты. Так, преподаватель, для которого характерна доминирующая функция интровертированное чувство (Fi), может улучшить ясность своих инструкций и установление границ при взаимодействии с учащимися. А специалист, ориентированный на экстравертное мышление (Te), должен обращать внимание на эмоциональную атмосферу в классе и адаптировать свой метод преподавания.) — учитывать эмоциональное состояние класса и корректировать свой стиль подачи материала.
  • Общение и отношения. Если знать функции других, можно говорить на «их языке»: например, с Понимание функционала других людей позволяет выстраивать общение, соответствующее их предпочтениям: например, для людей с доминирующей функцией Fe стоит акцентировать внимание на чувствах и гармонии, а с теми, у кого преобладает Te, – общаться лаконично и по существу. Такой подход будет особенно эффективен в образовательной среде, поскольку он уменьшит вероятность возникновения конфликтов, повысит уровень взаимопонимания и сделает взаимодействие более результативным.-типами общаться четко и по делу. Это будет особенно полезно при работе в классе: снизит конфликты, улучшит взаимопонимание и сделает общение более продуктивным.
  • Работу с учениками и дифференциацию обучения. Когнитивные функции могут помочь учителю видеть, как воспринимают информацию и принимают решения его ученики. Например, мальчик или девочка с развитым экстравертным ощущением (понимание когнитивных функций позволяет учителю лучше осознавать, как ученики воспринимают информацию и принимают решения. Так, ребенок с ярко выраженным экстравертным ощущением (Se) с большей вероятностью будет активно участвовать в практических заданиях и групповой работе, в то время как Ni-тип склонен к работе с абстрактными концепциями и планированию долгосрочных проектов. Учитель может учитывать эти особенности, чтобы оптимизировать способы представления материала и повысить учебную мотивацию.-тип предпочитает работать с абстрактными идеями и долгосрочными проектами. Преподаватель может использовать это, чтобы адаптировать методы подавать материал и повысить мотивацию учащихся.
  • Стресс-менеджмент и взаимосвязи в коллективе. В сложных ситуациях люди часто сталкиваются с недостатками своей ведущей функции: например, В трудных обстоятельствах люди могут ощущать ограничения своей основной функции: например, под воздействием стресса Si-тип может начать беспокоиться по пустякам. Понимание этого позволяет выявлять подобные модели поведения и менять тактику. Кроме того, знание MBTI оказывает пользу при работе в команде, способствуя предотвращению недоразумений и укреплению деловых связей. полезно при работе в команде — оно помогает избежать недопониманий и укрепить профессиональные отношения.
  • Карьерный трек. С МБТИ проще планировать свой профессиональный путь. Например, педагог с доминирующей экстравертной интуицией (Использование типологии MBTI может облегчить выбор профессионального пути. Так, педагог, у которого ярко выражена экстравертная интуиция (Ne), способен быстро приспосабливаться к переменам и создавать новые идеи, что делает его эффективным новатором в сфере образования. Человек, ориентированный на интровертированное мышление (Ti), может добиться успеха в исследовательской деятельности или в разработке собственных методик. Понимание своих основных когнитивных функций помогает в выборе подходящей специализации, однако важно не ограничивать себя предписанными рамками типа.), может успешно заниматься исследованиями или разрабатывать собственные методики. Если понимать свои ведущие функции, можно легче выбирать подходящую нишу, но главное — не ограничивать себя рамками типа.

Важно помнить, что функции Функции MBTI – это широко распространенный, но не являющийся научно обоснованным инструмент. Для личностного и профессионального развития целесообразно изучить когнитивные функции человека и провести самотипирование по MBTI. Однако полученные результаты следует рассматривать как один из способов самопознания и адаптации к потребностям учащихся, а не как абсолютную истину. MBTI является лишь компонентом более комплексного подхода к психологии личности и педагогике. — лишь часть более широкого подхода к психологии личности и педагогике.