
Картинки: Викимедиа-Commons. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Психолог, мать семи детей, Лариса Суркова. делится своим мнением О приоритетах школьного обучения, поддержке ребенка на пути к успеху и воспитании всесторонне развитой личности.
О том, зачем нужна школа
Школа прежде всего — психологическое, социальное и воспитательное пространство. В нём ребёнок проходит кризисы, учится отстаивать свою позицию, понимает свое место в мире. Все это подготовка к жизни после выпуска. Школьную программу можно освоить за четыре года, если очень захотеть.
Главное — освоить навыки обучения и привязаться к процессу. В настоящее время признано, что определиться с профессией в 17 лет сложно, поэтому принято получать несколько образований, дополняя фундаментальное новыми навыками. Однако если у человека отпала охота учиться и ему кажется это скучным занятием, в какой-то момент он замедлит свой собственный рост.
О важности позитива
Отношение родителей к школе сказывается на отношении ребенка. Важно внедрять позитивные моменты. Можно применять технику «Пять радостей дня». Каждый вечер перед сном рассказывает о том, что его порадовало, чтобы заснуть в хорошем настроении.
В психологии существует эффект Пигмалиона. Согласно мифу, он создал прекрасную статую и настолько сильно полюбил ее, что она ожила. Эффект объясняется влиянием ожиданий на действия. Розенталь провел эксперимент, посвященный этому эффекту. В начале учебного года школьников протестировали и сообщили им, что они гении, надежда школы с завышенным IQ. Несмотря на то, что дети были обычными, к концу учебного года результаты показали улучшение на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом.
В девятом, десятом и одиннадцатом классах учителя зачастую говорят о предстоящем году как о трудном из-за экзаменов, не ожидающих ничего хорошего. Класс же, по их мнению, самый худший. Вместо этого можно сказать: «Ребята, у вас такие светлые глаза! Я так рада вас видеть! Я чувствую в вас потенциал! У нас столько творческих возможностей!»
О домашних заданиях
Родители часто видят домашние задания и учёбу как общее дело, поэтому говорят: «Мы учимся в седьмом классе, у нас большие проблемы с домашними заданиями, мы тратим на них много времени». Взрослые искренне верят, что оценки показывают, насколько хорошими они родители. Часто полностью берут на себя выполнение домашних заданий, и вместе с этим учёба теряет свою главную функцию.
Родители должны вмешиваться по просьбе ребенка. Иногда оценки оставляют желать лучшего, но ребенок не обращается за помощью. Попытайтесь предложить ее сами, если уверены, что это не испортит отношения. Вы можете быть отличным специалистом в математике, но плохим учителем. Если школа не справляется, а вы не можете помочь, наймите репетитора.
Об оценках
Родителям следует понимать, что оценка — сугубо индивидуальное мнение и к знаниям она может не всегда быть связана. Проверить уровень усвоения материала можно с помощью онлайн-тестиров — результат такого теста не будет зависеть от личного отношения преподавателя.
Мы более склонны обращать внимание на негатив, чем на позитив. При получении хорошей оценки скажем «Молодец», а при неудовлетворительной — погружаемся в горе и много раз повторяем «Ну как же так?!». Так ребёнок учится, что ему уделяют больше внимания, когда оценки плохие или он совершает ошибки. И поэтому неосознанно начинает стремиться к этому.
Существует метод зеленой руки, когда отмечают и поощряют хорошее поведение. Родители могут уделять больше внимания успехам, а не ошибкам. Прогресс заметен через 2–3 месяца, если отслеживать каждый успех, даже маленький.
О мотивации
Часть родителей мотивируют детей к учёбе деньгами за хорошие оценки. Один отец рассказывал, что не смог заплатить сыну за все пятерки и пришлось пересматривать условия. Желательно уменьшить материальную составляющую в отношениях, в приоритете – эмоции.
Не все предметы интересны детям, что-то ближе по духу, а что-то нет. Проблемы часто возникают в старших классах, когда появляются физика и химия, давать которые бывает трудно. В такой ситуации стоит подумать о профильных классах, чтобы уроков, вызывающих трудности, было меньше.
Об экзаменах
Конкурентная среда заставляет взрослых оказывать давление на детей. Когда подобное давление исходит ещё и от школы, последствия могут быть трагическими, доходя до самоубийства. Ребенок оказывается под двойным давлением и действительно может считать, что неидеальный исход событий приведёт к концу жизни. Конечно, нельзя утверждать, что экзамены — это пустяки. Их нужно изучать, они открывают возможности. Необходимо принять, что их формат останется неизменным, поскольку благодаря этому ребятам из регионов есть шанс поступить в престижные университеты.
Многолетняя практика показывает, что у детей всё получается, если учатся. В 11 классе готовят к ЕГЭ. Если прессуете ребенка, он не сдаст: испытает стресс, страх, не сможет собраться и действительно будет считать, что это конец.
Подготовьте ребенка морально. Не справляетесь самостоятельно – обратитесь к профессионалам. Заметили смену поведения и требуется помощь? Изучите возможности бесплатных психологических линий.
Об эмоциональном интеллекте
Эмоциональный интеллект у современных детей развивается недостаточно. Гаджеты предоставляют информацию, но не эмоции. Взрослые также чрезмерно оберегают детей: избегают показывать грустные фильмы о животных, чтобы не вызвать расстройство и слезы. Родители, видя слезы, чувствуют себя неловко и не знают, как с этим справиться. В результате дети не получают возможности прочувствовать полный спектр эмоций.
Иногда проводят любопытные исследования. Например, просят описать мамины руки. Когда-то отвечали, что они добрые, заботливые, любимые. Сейчас же говорят о том, сухие или мягкие, холодные или теплые. Эмоции и фантазия при этом отключены. Это во многом проблема образования: сейчас сочинение нужно уложить в определенное количество слов — какие при этом чувства можно туда вписать?
Читайте вслух, смотрите мультфильмы и фильмы вместе, анализируйте чувства героев. Не забывайте говорить о своих чувствах. Ребенок с самого рождения обращает внимание на лицо матери – так ему живется. Если мама плачет, а он спрашивает, что случилось, а она говорит, что все хорошо, у него возникает противоречие. Ему подаётся сигнал, что врать — это правильно.
Расскажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете: грустно ли вам, печально или больно. Не обязательно всегда показывать только одну эмоцию — малыш понимает, что это невозможно, ведь и сам бывает в разном настроении, поэтому улыбку может посчитать искусственной.