Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Причины проявлений проблемного поведения у детей с особенностями развития и его виды.
  • Как называется расстройство, провоцируемое противостоянием, и у кого из детей оно проявляется?
  • Какие методы исправления проблемного поведения у детей с особенностями развития?
  • Как не поступать при проблемах в поведении ребенка.

О малыше, который сильно плачет, бьет других, кусается, не выполняет просьбы и разбрасывает предметы, часто говорят «проблемный ребенок». Такое поведение свойственно всем детям, и дело не в том, что с ними что-то не так. Когда плохое настроение или усталость застают ребенка, реакция бурная, потому что управлять эмоциями он еще не умеет. Помочь ребенку справиться непросто, особенно если есть серьезные нарушения развития. Как это сделать — разбираемся вместе с экспертом НИИДПО, образовательной компанией, входящей в группу. АкадемСити, Юлией Иванчиковой.

Каковы причины проблемного поведения у детей с ограниченными возможностями развития, и какие типы такого поведения встречаются?

Поведение ребенка формируется потребностями, индивидуальными чертами и привычками реакции. В раннем возрасте малыш не способен сосредоточить внимание одновременно на ситуации, задаче, собственных интересах и на основе этого подбирать гибкую стратегию поведения. Такой навык обычно развивается к началу школьного возраста. Однако у детей с особыми потребностями развития поведение также определяется особенностями его течения.

Сенсорные перегрузки и дефициты. Дети с повышенной чувствительностью могут раздражаться от громких звуков, яркого света или неприятной текстуры одежды, например, хотят быстро снять шерстяной свитер. Дети же с пониженной чувствительностью ищут дополнительные стимулы — кусаются, крепко сжимают руки при объятиях.

Коммуникативные трудности. Детям с расстройствами аутистического спектра, задержкой речевого развития или умственной отсталостью может быть трудно выражать потребности и эмоции словами. Если не могут сказать, что хотят есть, пить или устал, кричат, бьют себя или других.

Проблемы с регуляцией эмоциями. Дети с ограниченными возможностями развития могут плохо справляться с контролем эмоций и проявлять раздражительность или истерики при возникновении малейших затруднений.

Недостаточная социализированность. Часто характерна для детей с аутизмом: им бывает сложно общаться с другими, и их способы общения не похожи на обычные. К примеру, вместо просьбы игрушка может быть получена, если ребенок ее вырвет из рук.

Проявления поведенческих проблем зависят от характера расстройств здоровья и развития. Вот некоторые общие примеры.

Расстройство

Основные проблемы поведения

Расстройство аутистического спектра (РАС)

При перенасыщении раздражителями закрывает ушные проходы, прячет себя и кричит.

Представления о поведении: жестикулирует руками, вращается, прыгает.

● Наносит вред себе

Задержка психического развития (ЗПР)

● Не может себя контролировать

● Легко отвлекается

Если не понимает задание, может стать агрессивным.

Тяжелые нарушения речи

Если нужда не получает выражения словами и внимания, то впадает в крик и истерику.

  • Замыкается и перестает реагировать

Гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ)

Малоконцентрирован, с трудом удерживает внимание.

● Ведет себя импульсивно

● Не может завершить начатое

Синдром Дауна

Поступает непредсказуемо, когда происходят отклонения от обычного хода вещей.

● Сопротивляется изменениям

Специалисту по работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья необходимы высокое образование, терпение и умение находить индивидуальный подход.

Что представляет собой оппозиционно-деструктивное расстройство и у кого оно может наблюдаться?

Вызывающее расстройство (ОВР) — это поведение, при котором ребенок постоянно игнорирует правила, провоцирует конфликты и проявляет агрессию. Чаще всего его диагностируют у дошкольников. Расстройство поведения у детей школьного возраста можно наблюдать в 9–10 лет. Ребенок с таким нарушением:

  • Часто ссорится со старшим возрастом даже по пустякам.
  • Игнорирует пожелания и инструкции, даже когда понимает их смысл, а в некоторых случаях действует противоположным образом, например, хаотично раскладывает предметы после просьбы убрать.
  • целенаправленно раздражает и провоцирует окружающих;
  • нарушает запреты;
  • Не признает вины, на других возлагает ответственность за свои действия.
  • стремится отомстить тем, кто, по его мнению, обидел.
  • вредит окружающим или животным;
  • часто впадает в истерики;
  • быстро впадает в ярость.

Существуют причины, вызывающие расстройства поведения.

Фактор развития ОВР

Примеры

Биологические

● Наследственная предрасположенность

Сбои функционирования лобных долей головного мозга, отвечающих за управление поведением, могут наблюдаться при…

● Дисбаланс нейромедиаторов — серотонина и дофамина

Семейные

Слишком жёсткое обращение, применение наказаний или, напротив, полное отсутствие ограничений.

Противоречия в отношениях родителей, насилие в окружении

● Недостаток внимания или чрезмерная гиперопека

Социальные

● Плохие отношения со сверстниками

● Отсутствие правил от педагога

● Подражание окружающим агрессивным взрослым

Не каждое упорство или каприз свидетельствует о расстройстве аутистического спектра. Диагноз ставится ребенку только в том случае, если поведение повторяется постоянно, заметно проявляется и сохраняется как минимум полгода.

Какие методы исправления нежелательного поведения применяют к детям с ограниченными возможностями?

Педагогу, исправляющему нежелательное поведение ребенка, следует хвалить и чётко следовать установленным правилам. Изменение границ дозволенного в разные дни затрудняет усвоение системы правил. Рассмотрим методики, рекомендованные педагогам.

Позитивное подкрепление. Для исправления нежелательного поведения необходимо отмечать каждое успешное избегание им ребенком. Важно хвалить словами и использовать наглядную систему поощрений, например, дневник достижений: за каждый успех в поведении ребенок получает наклейку. Это позволит ребенку, родителям и педагогу видеть прогресс.

Расписание. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья ощущают себя более спокойно, когда день их продумано и структурирован. Для этого можно применять визуальное расписание с карточками на липучках: каждая активность — отдельная картинка. При смене деятельности педагог сообщает о предстоящем занятии.

За день педагог вместе с детьми сверяется с расписанием. Когда активность завершится, снимают карточку. Важно комментировать происходящее: «Посмотрим расписание. Игра закончена. Собираем игрушки. Идем одеваться на прогулку». Короткие фразы лучше воспринимаются детьми с ОВЗ.

Юлия Иванчикова

Альтернативные способы выражать эмоции. И obiettivo — научить ребёнка выражать свои нужды понятным ему образом, а не криками или капризами. Например, если ему хочется пить, пусть скажет об этом или покажет жестами.

Не все дети могут выражать потребности словами. При серьёзных нарушениях речи или аутизме специалисты могут посоветовать использовать систему альтернативной коммуникации ПЕКС. Это карточки с картинками, помогающие ребёнку и взрослому общаться.

Динамические паузы. Чаще всего осуществляют в середине урока или между уроками.

Ребенку с гиперактивностью во время занятий может быть сложно усидеть на месте, поэтому можно провести разминку для выплеска энергии. Важно избегать слишком активных движений, чтобы нервная система не перевозбудилась. Подходят легкие прыжки, приседания или танцы.

Релаксационные упражнения. Пусть дети расположатся удобно, закрывают глаза и делают глубокий вдох носом на четыре счета, удерживают дыхание на четыре счета и выдыхают ртом на четыре счета. Эту процедуру можно повторить 3-4 раза.

Релаксационные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния и уменьшают проявления двигательной расторможенности — чрезмерной подвижности, импульсивности и недостатка контроля над движениями. Это может проявляться в виде постоянного желания бегать, прыгать, размахивать руками или совершать хаотичные движения.

Юлия Иванчикова

Взаимодействие педагога с родителями играет важную роль. Узнайте о методах воспитания, которые наиболее эффективны для ребёнка, и обменивайтесь своими наблюдениями. Опыты семьи могут ускорить исправление проблемного поведения.

Неправильные реакции на трудности поведения ребёнка.

Взрослый влияет на скорость восстановления ребенка и его успокоения. Рассмотрим неверные реакции взрослых и как их исправить.

🚫 Как не стоит реагировать на проблемное поведение

✅ Что делать вместо этого

Агрессия, крик и санкции ребёнок с ограниченными возможностями развития может не связать со своими поступками. Это вызывает у него страх и тревогу, что приводит к ухудшению поведения.

Позвольте ребёнку немного успокоиться, ненадолго отложив общение.

Предложите другие способы выражения чувств. Например: «Понимаю, что тебя волнует. Может, лучше обсудим это или нарисуем?».

Если ребёнок вредит себе или другим, игнорирование может сделать положение хуже.

Если ребёнок дракуется или вредит себе физически, аккуратно удержите его руку и спокойно скажите: «Нет, так больно».

Пугание портит доверие к старшим.

Четко опишите результаты: «Если ты будешь разбрасывать игрушки, я их уберу». Введите принятые меры, если ребёнок всё равно это делает.

Если малыш начинает плакать эмоционально и непонятно, чего ему хочется, не давайте распоряжений, а предложите варианты: «Ты можешь сказать словами или показать руками».

Высмеивание или унижение ребёнка снижает его самооценку и может увеличить замкнутость.

Помните о уважении к ребенку: вместо фразы «Не кричи!» предпочтительнее сказать «Давай говорить тише» или «Покажи, что ты хочешь».

Поведение нуждается в комплексной коррекции с учетом особенностей каждого ребенка. Важно учить альтернативным способом взаимодействия вместо наказания за трудности поведения, снижать стресс и укреплять положительные отношения.