
Содержание:
- Разница между повышением квалификации и переподготовкой: процесс обучения и длительность программ.
- Кому требуется повышение квалификации? В каких ситуациях оно нужно?
- Что повышает уровень профессионализма у учителей?
- Категории курсов профессионального развития для сотрудников: по структуре, продолжительности и методам преподавания.
- Требования к программам профессионального развития учителей.
- Как получить повышение квалификации и какие курсы сейчас популярны?
Для сохранения конкурентоспособности необходимо совершенствовать знания и быть в курсе последних трендов своей области. В этом могут помочь программы повышения квалификации. Рассмотрим, как подобрать обучение для получения практической выгоды.
Разница между повышением квалификации и переподготовкой: формат обучения и продолжительность программ.
Переподготовка и повышение квалификации относятся к дополнительным видам образования. Получить их могут только лица с высшим или средне-специальным образованием, а также студенты вузов и ссузов. В последнем случае документ об окончании курсов выдаётся не раньше получения диплома института или колледжа.
Разберемся, чем отличаются два вида допобразования:
Повышение квалификации |
Переподготовка |
|
Цель |
Повысить квалификацию |
Развить новые способности для работы в новой должности. |
Аудитория |
Эксперты, стремящиеся к совершенствованию навыков или расширению знаний в существующей области. |
Желающие освоить новую профессию в существующей или иной области. |
Форма обучения |
Краткосрочные программы обучения, такие как курсы, семинары, тренинги, мастер-классы и прочие, длительностью от нескольких часов до нескольких недель. |
Обучение может растягиваться на месяцы или даже годы. |
Сроки обучения |
Не менее 16 академических часов |
Минимум 250 академических часов |
Периодичность |
Один раз в 3–5 лет |
По желанию специалиста |
Документ |
Удостоверение о прохождении курса |
Диплом о переподготовке |
Переподготовка позволяет сменить род деятельности. Например, педагог может стать психологом.
Курсы повышения квалификации совершенствуют умения и знания в нынешней профессии.
Кто и когда нуждается в повышении квалификации?
Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании», педагоги обязаны повышать квалификацию каждые три года. Работодатель выбирает и оплачивает обучение. У педагога есть право предложить программу, которую он считает полезной освоить, например, курс по проектной деятельности. Однако окончательное решение принимает директор.
Руководство может рекомендовать учителю повысить свою квалификацию.
По вопросу о работе во время отпуска по уходу за ребёнком читайте материал. ссылке
Чем повышает квалификацию педагоги?
Среднее профессиональное и высшее образование обеспечивают фундаментальными знаниями, но для развития в выбранной области необходимо их постоянно обновлять. Разберем более подробно, какие ещё преимущества предоставляют курсы.
Актуализируют знания и навыки. Образование постоянно совершенствуется: возникают новые методы, инструменты и подходы к обучению. Учеба позволяет быть в тренде.
В Национальном исследовательском институте дополнительного образования учителей русского языка обучают методике подготовки учеников к ЕГЭ и ОГЭ на высокие баллы за три недели.
Повышают мотивацию и уверенность. Изучение нового освежает взгляд на привычную работу, что особенно актуально для специалистов, работающих в одной сфере много лет.
Построить нетворкинг. На курсах повышения квалификации часто учатся совместно с коллегами из разных учреждений.
Расти по карьере. Курсы повышают квалификацию специалистов, делая их более конкурентоспособными. Такой специалист имеет больше шансов на получение новой должности или участия в важных проектах.
Развивать набор методик и повышать уровень преподавания. Качество обучения и успешность учеников во многом определяются знаниями педагога. На курсах можно освоить новые эффективные методики преподавания.
Повышение квалификации – не только обязанность педагогов, но и шанс на развитие, освоение новшеств и совершенствование практики. Это способствует росту в профессиональной и личной сферах.
Классификация программ профессионального развития для сотрудников: по структуре, срокам и методам обучения.
Длительность, организация и формат курсов различаются.
Классификация курсов повышения квалификации |
||
По длительности:
|
По формату:
|
По организации:
|
По приказу Минобрнауки Продолжительность курсов повышения квалификации составляет не менее 16 академических часов. Проектное обучение. Управление проектами в школах. » длится 72 академических часа, а «Подготовка к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: предъявляемые требования и применяемые технологии » — 144 академических часа.
Преподаватель способен прекращать свою деятельность согласно установленной программе. К примеру, при проведении занятий в очном формате в учебном центре, если время совпадает с расписанием школы. Специалисту при этом сохраняется оплата труда и должность.
С истечением трёх лет после последней учебы необходимо подать заявление директору для направления педагога на курсы. ссылке.
Нормативы для программ профессионального роста учителей
Не все курсы подходят для регулярного обязательного повышения квалификации. Обучение засчитывается только при его соответствии требованиям.
Документы. Для повышения квалификации доступны государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации: университеты, колледжи, учебные центры. Учебное заведение должно иметь государственную лицензию для защиты прав обучающихся.
Содержание учебной программы. Обучение должно обеспечить слушателей качественными знаниями для развития в профессии. В программе указано:
- Цели и результаты обучения – это приобретаемые умения.
- В учебном плане отражены предметы, занятия, порядок проверки знаний и продолжительность каждого модуля.
- Учебный график отображает даты прохождения предметов и сдачи экзаменов для студентов.
- Рабочие программы дисциплин определяют разделы, темы и виды занятий для каждого предмета.
- Условия организации и преподавания раскрывают сведения о лицах, отвечающих за обучение слушателей, методах и технике проведения занятий.
- В этом документе изложены критерии оценки знаний.
Документ о повышении квалификации. После прохождения обучения слушатель получает удостоверение. Внешний вид документа устанавливает организация, но с учётом требований.
- Документ издаётся на бланке с защитой от подделки.
- текст пишут на русском языке;
- ставят печать;
- Указывают номер регистрации, наименование учебного заведения, населенный пункт и дату выдачи.
- Указывают наименование программы, период обучения и продолжительность.
Как получить повышение квалификации и какие курсы сейчас актуальны?
Для получения актуальных знаний нужно руководствоваться собственными профессиональными потребностями.
Определите цели. Определите, что желаете совершенствовать в своей деятельности и какие её стороны нуждаются в доработке. Возможно, потребуется углублённое изучение работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, или освоение новейших технологий.
Рассмотрите информацию о подходящих для вас курсах. Проверьте, подходит ли программа вашим задачам и требованиям.
Убедитесь, что организация, к которой обратились, обладает лицензией. Дипломы образовательных учреждений без лицензии считаются недействительными.
Проверьте квалификацию преподавателей. Проведите расследование о преподавателях курса. Курс будет более полезен, если его ведут специалисты с достаточным опытом работы в этой сфере.
Оцените формат обучения. Учеба требует времени и сил. Рассчитайте, хватит ли вам времени на курс.
Изучите отзывы. Обучающиеся после окончания курсов делятся своими мнениями о плюсах и минусах программ. Опыты в реальной обстановке способны дать представление о том, чего ожидать от обучения.
В Национальном исследовательском институте доступно более 140 курсов по педагогике. Все программы по педагогике в НИИ ДПО и возможность подачи заявки — по . ссылке.