
Изображения: Depositphotos, иллюстрации — Юлия Замжицкая.
Книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу!» можно использовать не только для чтения, но и как практическое пособие для педагогов и родителей, чтобы ребёнок стремился к обучению. Учитель начальных классов с опытом работы более 30 лет прочитал книжные советы и рассказал о своей возможности их применять в работе с учениками.
Лайфхак 1. Практический опыт на уроках
В этой школе дети постигают знания не из учебников, а на практике: ботанику изучают в походе, животный мир — в зоопарке или среди природы, географию же — во время туристических поездок. На физкультуре ребят учат единоборствам и навыкам выживания, а математические задачи дети могут решать самыми неожиданными способами.
Марина Дурнева, педагог начальных классов:
Методику возможно использовать в группах малого размера при наличии достаточного оборудования и материала. Важным фактором является природный талант детей – при соблюдении этих условий применение этого метода эффективно.
Лайфхак 2. Полная свобода
Героям книги не задают уроков на дом. Вместо обычных занятий ребята презентуют проекты своего изобретения, а также участвуют в дебатах, где получают дополнительные баллы. Школьникам предоставляется полная свобода выражения своих мыслей: разрешено рассуждать, спорить и выдвигать собственные гипотезы.
Марина Дурнева:
Я согласна со всеми заявленными положениями. Стараюсь давать домашние задания минимально, ведь у учеников ещё есть другие предметы, и им нужно успевать во многом. На выходных дети освобождаются от выполнения домашних заданий.
По поводу проектов есть как у нас, так и я это приветствую: наши школьники участвуют в НПК — научно-практических конференциях, когда ребенок сам собирает материал для исследования и впоследствии защищает свою работу. Вопрос лишь в том, насколько часто у учителя есть желание устраивать такие конференции.
Лайфхак 3. Деление по интересам
В волшебной школе ученики делятся на группы по интересам, независимо от возраста.
Марина Дурнева:
В обычной школе разделение по возрасту всё же сохраняется для предметов, таких как русский язык или литература. Факультативные предметы могут объединять детей по интересам, независимо от возраста. В нашей школе были «экипажи» — группы по общим интересам. Пандемия помешала продолжить эту практику.
Лайфхак 4. Без оценок
В книге оценки предназначены не как наказание, а как поощрение и стимул. Существуют и санкции, например, за агрессивное поведение и оскорбления в адрес других.
Марина Дурнева:
Оценки нужно ставить, даже плохие. Иногда сильного ученика, допустившего ошибку, необходимо напомнить о том, что он человек такой же как и все остальные, снизив ему балл. И наоборот, сегодня я повысила оценку слабому ученику — в качестве стимула, так как видела его старания. Стимулы, баллы, награды — это эффективные мотиваторы.
Согласна с применением штрафных санкций за грубость. Но корень проблемы — в семье, в воспитании. С этим бороться сложно, но я продолжаю повторять хулигану-ученику: плохие поступки авторитета не принесут.
Лайфхак 5. Долой оформление
Учителя обращают внимание не на внешний вид работы, а на её наполнение.
Марина Дурнева:
Порядок — важная составляющая обучения. Плохое письмо детей усилит нагрузку на учителя: разбор каракулей не проста. Вдобавок, соблюдение правил оформления текста — это культура, культура письма.
Недавно в гости к нам пришёл мальчик — пишет неумело, всё перечеркивает. Но задание по математике выполнил верно — и я поставила ему «пять». А вот на уроке русского языка рука не поднялась повторить подвиг, и я вывела «четверку», хотя ошибок не было. Всё же «русский язык» и большое количество помарок несовместимы, нужно соблюдать орфографический режим.
Лайфхак 6. Главное — знания
В магической школе преподаватели не придерживаются расписания и программы, утвержденной Министерством, полагая главным знание. Кроме того, учительская работа в книге отличается от реальной минимальным количеством отчетов.
Марина Дурнева:
Учебный план, как и санитарно-гигиенические нормы, необходимы. Есть обязательные предметы, преподавать которые проще по плану. А вот для дополнительных предметов допустима свобода действий. Если бы была такая возможность, я дополнила бы существующий учебный план интересными предметами — например, «Сервировка стола», «Красивый сад» или тему путешествий.
По минимальной отчетности могу лишь завидовать учителям из книги. Отчётов прибавилось, времени занимают слишком много (что совершенно несоразмерно размерам оплаты труда учителя). Главное, количество отчетов можно сократить без какого-либо ущерба.
Лайфхак 7. За чувство юмора
В тридцать четвёртой школе, о которой рассказывается в книге, преподаватели иногда шутят над учениками. Например, у учительницы русского языка «посмотреть вдаль» — значит поискать значение слова в словаре Даля.
Марина Дурнева:
Обсуждать здесь нечего — это неотъемлемая часть обучения. Я учитель строгий, но добрый: могу посмеяться над собой и с другими шутить. Могу сказать ученику при встрече «Привет!» — без лишней формальности, и от этого комфортно обоим. Шутки и хорошее настроение отлично мотивируют учеников! В жизни бывает так, что ученики хотят в школу, а педагоги дружат и пользуются уважением ребят. Мне повезло в этом плане.