
Лэпбук — это относительно новое средство обучения, которое всё чаще используется. Это книжка-раскладушка с рисунками, текстом, кармашками, окошками, карточкой, подвижными элементами и вкладками.
Лэпбук можно приобрести в магазине, но чаще всего его изготавливают родители самостоятельно, подбирая тематику и элементы по интересам ребенка. «Лэпбук» — это словосочетание из двух английских слов: «lap» — коленка, «book» — книжка, то есть «наколенная книга». Тэми Дюби, американскую учительницу, считают автором этого метода. Она с детьми наполнила папку кармашками, поделками и картинками для закрепления знаний и поделилась идеей в интернете. Педагоги и родители быстро оценили изобретение, которое стало признанной эволюционной методикой обучения.
Как это работает
Такая книга посвящена определённым темам: профессиям, растениям, буквам, предметам интерьера, временам года и так далее. Тактильные ощущения и эмоции малыша превращают обучение в увлекательную игру, ненавязчиво погружая ребёнка в тему, предоставляя ему глубокие знания и формируя мотивацию к получению знаний.
Преимущества лэпбуков. О чем нужно знать.
- Ребенок не просто рассматривает картинки, а взаимодействует с ними, погружаясь в процесс. Извлечение из кармашков-сюрпризов, сортировка и перемещение прекрасно тренируют крупную и мелкую моторику, что напрямую влияет на речь, память и мышление. Это особенно важно для детей-кинестетиков, которым необходимы тактильные ощущения при познании мира.
- Собирая информацию по одной теме в единое пособие, можно рассмотреть её со всех сторон. Такая подача информации подходит детям больше всего.
Лучше не размещать в лэпбуке сразу несколько тем, результат может быть менее выразительным. - Поскольку ребёнок воспринимает занятие как игру, родителям легко заинтересовать его и сохранить внимание. Эффективно это особенно для подвижных детей, которым тяжело сконцентрироваться на традиционных занятиях.
- Ребенок разворачивает сюжет с помощью картонных зайчиков, которые он двигает по дорожке. Зайчики считают морковки и прячутся от волка, а ребенок придумывает им истории.
- Впечатления от действий легче запомнить, чем информацию из слов.
Работа по лэпбуку в группах малого размера вызывает интерес педагогов необычным фактом: восприятие одной темы разными детьми может существенно варьироваться. Это порождает оживленные дискуссии, в которые дети с азартом погружаются, превращаясь в маленьких специалистов и исследователей.
Как заниматься по лэпбуку
Взаимодействие с лэпбуком похоже на игру, поскольку дети в раннем возрасте лучше всего учатся через игры.
Занятия – это не только предоставление информации, но и побуждение ребёнка к открытиям: узнать, кто за окном, помочь мишке пройти лабиринт и найти мед, украсить дерево листиками, придумать продолжение сказки или истории.
Занятия можно начинать с годичного возраста. Первые лэпбуки состоят из 2-3 страниц с яркими картинками и большими элементами, такими как вращающиеся детали, окошки, вставляемые фигурки. По мере того, как малыш взрослеет, количество страниц увеличивается. Добавляются карточки для логических игр, кармашки, стрелки, игры-ходилки. В дальнейшем включаются таблички со стихами, интересными фактами, пословицами и вопросами.
На первом занятии нужно познакомиться с пособием: рассмотреть иллюстрации и поиграть с элементами. Важно заинтересовать ребенка, показать ему возможные действия и побудить к самостоятельному изучению информации. Полезно дать малышу потрогать все элементы и получить тактильные ощущения.
Это важно!
Не нужно спешить с малышом. Во время игры с кармашками, деталями и подвижными частями ребёнок формирует непроизвольную память и постепенно усваивает большие объёмы информации.
На следующей встрече продемонстрируйте ребёнку разкладывание картинок по конвертам, закрывание окошек секретиков, сворачивание лепестков цветков, сортировку предметов (например, овощи и фрукты по корзинкам), прохождение лабиринтов.
После освоения данного этапа можно предложить более сложные лэпбуки с подписями слов, тестами, поиском ответов на вопросы, установлением порядка развития событий в истории или сказке.
Игра «Что у меня в руке»
Взрослый просит малыша достать карточки с картинками из домика с окошками и перевернуть их картинками вниз. Затем взрослый накрывает одну из них рукой и описывает предмет. Ребенок угадывает, что это. Например: «Это домашнее животное, любит пить молочко и мяукает. Кто это?». «Это одежда, которую надевают на голову. Что это?».
Игра «Найди пару»
Взрослый поручает малышу вытащить «секретики» — карточки с изображением — из кармана. Затем раскладывает их на две кучи и просит найти пару каждой по цвету, форме или теме.
Игра «Что лишнее»
Ребенок с помощником берет карточки из конвертов, рассматривает их и называет изображения. Потом ему показывают ряд из 4-5 карточек и предлагают найти лишний предмет. По мере роста ребенка количество картинок в ряду увеличивают до 8-10 штук.
Как сделать лэпбук своими руками
Совместное создание лэпбука с ребенком наиболее увлекательно: интерес малыша к пособию вырастет, а сам процесс станет полезным и интересным занятием.
Изготовление лэпбука не представляет сложности. В качестве основы можно применять готовую картонную папку, картон или коробку. Предпочтительный размер лэпбука – формат А4 в сложенном виде и А3 в раскрытом. Такой размер оптимально подходит для самостоятельной работы ребенка с лэпбуком: его удобно держать руками, выполнять задания и писать. Классический формат – прямоугольник (также круг, квадрат или любая другая геометрическая фигура).
Кроме того, понадобятся цветная бумага (глянцевая, шероховатая и подобная), клей, ножницы, скотч, степлер, линейка и простой карандаш. Для создания тактильных поверхностей полезны ткань, войлок, шерстяные нитки, пуговицы, мешковина.
Страницы лэпбука следует соединить скотчем или клеем, а затем обклеить бумагой. Затем выкладываем конверты, домики, лепестки и кармашки на поверхность страниц и крепим их к ней клеем или скотчем.
Чтобы кармашки были удобнее в использовании, к основе можно приклеить полоски из гофрокартона.
Вращающиеся элементы крепятся на пуговицы, а на конвертики пришиваются полоски ткани различной фактуры для развития сенсорных ощущений.
Необходимо заполнить созданные интерактивные элементы содержанием по теме: карточками, картинками, фигурками, цифрами и буквами, стихами и загадками.
Ваш лэпбук готов!
В ходе занятий с лэпбуками мамы наблюдают равную вовлеченность как детей, так и взрослых. Такое взаимодействие побуждает детей к познанию и впоследствии развивает интерес к учебе.