
Изображения: Pixabay / Рисунок: Юлия Замжицкая
Многие учителя сталкивались с моментом, когда задали вопрос, а ответ не последовал. Для заполнения тишины применяются разные способы: формулирование ответа самостоятельно или обращение к отличникам. Четыре стратегии, побуждающие даже молчунов активно участвовать в обсуждениях на уроке, представлены кратко. переводе статьи, опубликованной на образовательном портале Edutopia.
1. Обращаться к менее активным ученикам
В тишине учитель вынужден обращаться к тем, кто ответит наверняка. Благодаря этому «надежные» ученики совершенствуются, а сомневающиеся всё меньше участвуют и уходят в себя.
Исследования показываютЕсли учитель обращается чаще к менее активным ученикам, то это создаёт более справедливую обстановку для обучения и приводит к более полным и плодотворным обсуждениям в классе.
Некоторые специалисты высказывают беспокойство, что данная стратегия может вызвать у учащихся чувство страха и стыда. исследованиеИсследование, проведённое в 2022 году, показывает, что при использовании учителями данной методики в поддерживающем ключе класс ощущает безопасность, готов ответить на вопросы и не боится допускать ошибки.
Чтобы получить более полные ответы, используйте приглашающие фразы: «Хотел(а) бы услышать несколько идей…», «Не ожидаю идеального ответа, просто интересуюсь вашим мнением по теме» или «Вопрос сложный, интересно узнать ваше мнение».
А что подрывает Чувство безопасности и уверенности у учеников может быть нарушено агрессивным или снисходительным тоном голоса, пренебрежительным выражением лица или отчужденным языком тела.
Предоставлять дополнительное время для размышления.
В 2018 году педагог Джон Маккарти, проанализировав результаты личного исследования, пришёл к выводу, что учителя делают паузу всего на 0,9 секунды после постановки вопроса. По словам Маккарти, нужно увеличить время, даваемое ученикам для осмысления и обработки информации.
Исследования указываютТри секунды оказывают положительное влияние на процесс обучения: число учеников, участвующих в обсуждении, растет, а их ответы становятся более развернутыми. Маккарти выступает за увеличение времени ожидания до 15 секунд: «Я считаю про себя до 15. В большинстве случаев получаю ответы через 10–12 секунд».
3. Использовать методы кооперативного обучения
Обсудите сложный вопрос попарно. «Что ты думаешь?» Даёт возможность двум ученикам генерировать идеи и выбирать самые удачные, после чего представить их всему классу.
Ученики часто отвечают неполно или неточно? Для более полных и точных ответов можно давать им подсказки. «Я согласен с вами, потому что…», «Я не согласен с вами, потому что…» или «Мне нужно больше информации, потому что…» — с этого можно начинать фразы.
Если ответ не достаточно подробен, можно использовать такие выражения: Согласен, но можно было бы дополнить это… , Предположим, попробую ещё раз. Думаю, получится. Переход от кратких ответов к конструктивному обсуждению способны обеспечить следующие вопросы: «Кто-нибудь может развить это?» или «Все согласны? Вы не согласны? Почему?».
4. Дать возможность высказаться анонимно
Для привлечения к дискуссии более пассивных учеников можно использовать Google Docs для сбора вопросов и ответов. Это снизит напряжение тех, кто испытывает трудности с высказыванием своих мыслей публично.
Техническими инструментами можно создавать опросы, где учащиеся анонимно высказывают своё мнение.
Материалы по теме:
- Реверсивное обучение: почему преподаватели меняют структуру занятий?
- Три творческие техники для упрощения труда педагогов.