Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Школьников раздражаетЧто им диктуют, в чем ходить на уроки и как выглядеть, а администрация выступает за строгость во внешнем виде детей. Педсовет решил узнать, действительно ли школьная форма дисциплинирует и за что бьются ученики. Альфией МячинойСпециалист по психологии и педагогике, проводящий мобильные психологические школы для детей юношеского возраста.

Выделить и уравнять

Школьная форма выполняла две роли: выделяла и уравнивала.

Первую форму представили около двухсот лет назад во времена правления Николая I.
Она выделяла гимназистов среди других ребят. Ею чувствовали гордость, и носили её везде: в учебном заведении, на улице и на торжествах.

После революции 1917 года всех уравняли, и различия в форме одежды потеряли смысл, так как у семей средств на это не было.

После войны ввели повсеместное обмундирование. Во всех ведомствах — министерствах, госслужбах, Госбанке — установили строгий дресс-код. В конце 1940-х годов единую форму внедрили и для школьников. Для девочек — коричневые платья с черными фартуками в будни и белые — на праздники. Для мальчиков — сначала гимнастерки, а затем пиджаки с брюками. Такая одежда была нужна для уравнивания всех, ведь в СССР никто не должен был выделяться.

Школьницы-героини фильма «Первоклассница», 1948 год.

После распада СССР обязательная школьная форма исчезла. Ребята получили свободу и стремились выделяться яркой одеждой, необычными прическами и макияжем. Для многих родителей перестроечные времена стали испытанием: отсутствие работы, задержка зарплат не позволяли им одевать детей как более обеспеченные семьи. Социальное неравенство вызывало конфликты между учениками.

Главные герои сериала «Простые истины» (1999-2003).

С 1 сентября 2013 года, согласно закону В России возрождают школьную форму, но каждая школа совместно с учащимися и родителями определит её вид.

По замыслу властейШкольная форма сглаживает социальные различия между детьми, но одновременно выявляет разницу между учениками из различных гимназий и школ.

Согласно закону «Об образовании», учебное заведение может потребовать от учащихся ношение формы. При нарушении правил администрация может вынести предупреждение, выговор или применить отчисление. Дальнейшие действия по отношению к ученикам не входят в компетенцию администрации.

Независимо от одежды, ребёнка должны принять на уроки.

В действительности подобное не всегда происходит. Школьные сотрудники стремятся контролировать не только одежду, но и облик детей. В связи с этим возбуждались даже судебные дела, однако решения принимались в пользу учащихся: такие требования ограничивают свободу самовыражения ребёнка и не способствуют созданию условий, уважающих человеческое достоинство.

Ученики против

Самовыражение – природная потребность каждого человека. Стремление быть непохожим на других особенно заметно у подростков.

Из-за этого возникает интерес к пирсингу, волосам нестандартного окраса, большому количеству украшений и яркому макияжу. Призывы педагогов удалить макияж, укоротить ногти, изменить цвет волос незаконны. в законе В тексте «Об образовании» не упоминается цвет волос и длина ногтей.

Некоторые педагоги порой предвзято оценивают учеников с ярким образом жизни, уделяя больше внимания их одежде или прическам, чем знаниям.

В подростковом возрасте чувство справедливости обостряется. Если педагоги ходят в школу с окрашенными волосами, не в форме и с макияжем, то почему детям этого нельзя? Такие двойные стандарты очень раздражают подростков, как, в принципе, и всех нормальных людей, — говорит Альфия Мячина. Подростковый возраст — это время бунта, и по природе своей детям необходимо бороться с кем-то и отстаивать свою территорию. Взрослые иногда ведут себя авторитарно, грубо и унизительно по отношению к детям — это дает еще больше поводов для конфликта. В итоге природная тяга к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школ. И подростки начинают нарушать правила.

Форма и дисциплина

Что побуждает учителей проявлять строгость по отношению к ученикам? Почитатели школьной униформы убеждены, что она обучает дисциплине, мотивирует к учёбе и улучшает учебные результаты.

Вместе с тем наука этому не даёт подтверждения. В период с 2006 по 2007 год на территории Соединённых Штатов Америки была проведена . экспериментВлияет ли школьная форма на дисциплину и успеваемость учеников? Два группы детей 11-14 лет участвовали в эксперименте: одни носили форму, другие одевались как хотели. Дисциплина и успеваемость в обеих группах оказались примерно одинаковыми.

Альфия Мякина не видит прямого отношения между дисциплиной и строгим нарядом.

Форма сама по себе не в состоянии привить дисциплину. Для этого необходимы устойчивые ценности и ясные рамки поведения. Если мы способны разъяснить правила детям вместо того, чтобы просто говорить «Потому что так надо», тогда появится настоящая дисциплина.

С этим мнением солидарна Татьяна Есина, директор московской школы «Феникс»:

Не желаю школьной формы. Против унификации. Аргументы о красоте, удобстве и простоте выбора, — это родительские мысли, а не детских. Удобна та одежда, которую ребёнку нравится и что он сам подбирает.

В «Фениксе» установили понятные требования к одежде, прописанные на бумаге и согласованные с детьми для сохранения дисциплины. Например, нельзя носить рваные джинсы и шорты. При нарушении правил отправляют домой переодеваться. Дреды и цветные волосы под запрет не попадают. Три года назад в школе появились бомберы или толстовки с логотипом школы.

Ученики частной школы «Феникс»

Дети самостоятельно выбирали цвета, дизайн и модели одежды. Носить бомбер в школе необязательно. Никто не будет требовать соблюдения школьной формы. Однако на мероприятиях дети сами договариваются одеваться одинаково. Так получается, что нет строгой формы, а есть чувство принадлежности к школе.

Если детям нравится проводить время в школе, если им хочется быть частью этого коллектива, то школьную форму будут носить с удовольствием. Но если ребёнку в школе некомфортно, то всё, что связано с формой, будет его раздражать.