Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay/Wikimedia commons. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Все больше детей В наши дни многие нуждаются в помощи логопеда, но найти хорошего специалиста рядом с домом не всегда удается. В этом случае на помощь приходит онлайн-обучение. Но как определить, когда дистанционные занятия будут эффективны, а когда все же нужен личный прием у специалиста? Об этом расскажет логопед Екатерина Трунилова.

Когда онлайн подходит

Выбор логопедической методики и формата занятий определяется типом нарушения речи, требующего коррекции. В дистанционном формате удается эффективно работать над следующими проблемами звукопроизношения:

  • Дислалия

    Сбой в произношении, при котором ребёнок пропускает, заменяет или искажает звуки. Например, «корова» становится «коову», а «лошадь» — «вошадь». В таких случаях полезна артикуляционная гимнастика. Если дислалия вызвана трудностью различать звуки на слух, сначала нужно заниматься фонематикой.

Видео из личного архива

  • Дизартрия

    Когда у ребенка из-за повышенного или пониженного тонуса мышц возникают трудности с управлением органами речи — языком, мягким небом, губами, это нарушение называется дизартрией. В онлайн-формате можно работать со стертой дизартрией или дизартрией первой и второй степени. Для этого применяют самомассаж (ребенок может делать его самостоятельно или с помощью мамы) и артикуляционную гимнастику.
  • Фонетико-фонематические нарушения.

    Иногда у ребёнка развивается нормально речевой аппарат и слух, но он не различает звуков.
    В таком случае дают разнообразные задания на узнавание звуков: отличить глухие от звонких, свистящие от шипящих и тому подобное.

Видео из личного архива

Некоторые нарушения, обусловленные недопониманием речи, можно исправлять онлайн.

  • Сенсорная алалия

    Отсутствие речи, вызванное повреждением определенных участков головного мозга. Ребенок может не понимать сказанное, произносить отдельные слова, но не составлять целых предложений.
  • Эхолалия

    Повторение фразы без её понимания.

В обоих ситуациях первоначально ведется работа по развитию навыков аудирования. Для ребёнка предоставляются зрительные подсказки и создаётся контекст, упрощающий восприятие слов и последующих предложений.

Онлайн подходит и для работы с детьми-билингвамиГоворящие на двух или более языках нуждаются в корректировке произношения, расширении словаря и усовершенствовании грамматических навыков.

С нарушениями письменной речи — дисграфией, дисклексией, дизорфографией — можно работать дистанционно. Важно помнить, что часто нарушение письма связано с запущенными фонематическими нарушениями. Если проработать их в устной речи до того, как ребенок научится писать, проблем с письмом не возникнет. Бывает также оптическая дисграфия, когда ребенку сложно различить все закорючки и палочки на письме. В этом случае онлайн-обучение со всеми его наглядными инструментами подходит идеально.

Когда онлайн не подходит

  • При алалии и Задержке развития речи первого и второго степеней. Алалия характеризуется полным отсутствием речи, ребёнок не произносит ни отдельные слова. Это вызвано повреждением зон головного мозга, отвечающих за речь. Нарушения речи первого и второго уровней проявляются в том, что ребёнок либо совсем не говорит, либо почти не употребляет фраз.


    Стандартные подходы неприменимы к работе с детьми, которые не говорят.
    Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подборе методик. Игры и упражнения следует умело комбинировать, учитывая механизм нарушения и уровень языковых способностей. Часто требуется помощь специалистов: невролога, нейропсихолога, иногда психиатра.

  • При ринолалии

    Это искаженное или неверное произнесение звуков, обусловленное неверным строением органов речи.


    Ребенку при этом, кроме коррекции тембра голоса и дыхательной артикуляционной гимнастики, нужен логопедический массаж, вследствие чего требуются занятия в оффлайн формате.

  • При заикании

    Нарушение нужно прорабатывать совместно с неврологом, логопедом и психологом по комплексным методам.
  • При дизартрии третьей и четвертой степени

    Это состояние развивается из-за нарушений передачи нервных импульсов к мышцам органов речи, лица и дыхания. Тяжелые случаи дизартрии часто сопровождаются ярко выраженной симптоматикой: обильное слюнотечение, паралич лицевого нерва, язык «комком» оттянут назад, движения языком почти невозможны. В таком случае требуются консультации других специалистов: невролога, нейропсихолога и так далее.

  • Если родители хотят научить трехлетнего ребенка произносить звуки «р» и «л», помощи специалиста не требуется.

Как сделать уроки логопеда онлайн продуктивными?

Родители часто либо завышают, либо занижают значимость проблемы. Иногда убеждены, что у ребёнка «все плохо», а по итогу нарушение исправляется за несколько занятий. А иногда говорят, что ребёнок не выговаривает «один звук», а выясняется множество других проблем. Чтобы понять, подходят ли дистанционные занятия с логопедом, нужно отправить ребенка на диагностику (ее можно провести онлайн).

Выбрав онлайн-формат обучения, родители часто посещают первое занятие, чтобы убедиться в его корректном прохождении и оказать ребёнку техническую и моральную поддержку. В дальнейшем занятия обычно проходят индивидуально: логопеду для дистанционной работы помощь родителя не нужна.

Семья обязана участвовать в логопедической работе, потому что 80 процентов успеха определяется выполнением домашних заданий. Не важно, проходят ли занятия онлайн или офлайн: результат зависит от точности и методичности выполнения рекомендаций дома.

Видео из личного архива

Прогноз количества занятий с логопедом, как в онлайне, так и офлайн, индивидуален. Однако можно сказать, что онлайн-занятия требуют меньше времени на адаптацию к новым условиям и незнакомому взрослому человеку. Ребенок может бояться кабинета логопеда, инструментов и халата. На дистанционных занятиях ребенок остается в привычных, комфортных условиях, чувствует себя безопасно, легче идет на контакт и охотнее выполняет задания.

Партнерский материал