Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Начинающий логопед-практик сталкивается с выбором формата занятий: групповых или индивидуальных. Каждому подходу присущи как плюсы, так и минусы. Об этом рассмотрим в данной статье.

Формы проведения занятий у логопеда

Логопедические занятия организованы в два формата.

Групповые.Дети с речевыми проблемами занимаются единой программой, выполняют одинаковые задания. Такой подход полезен детям с общим недоразвитием речи из-за однородности структуры и цели занятий. В занятиях также предусмотрены совместные дидактические игры, разыгрывание логопедических сказок по ролям и логоритмика.

Групповые занятия нравятся детям до трёх — четырёх лет, потому что им нравится участвовать в играх вместе и повторять упражнения друг за другом.

Занятия в группе полезны и для детей с заиканием, которым необходимо совершенствовать не только речевые упражнения, но и умения общения.

ИндивидуальныеЛогопед работает индивидуально с каждым ребёнком, корректируя речевые нарушения по персональной программе.

Индивидуальные занятия необходимы детям с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, ринолалия. Для коррекции этих нарушений используют особые методики, не применимые к работе в группе. К примеру, логопедический массаж.

Плюсы и минусы частных и групповых занятий.

Для определения подходящего вида логопедической тренировки необходимо проанализировать достоинства и недостатки каждого типа.

Формы логопедической работы

Преимущества

Недостатки

Индивидуальные

  • Для каждого ребёнка можно найти подходящий подход и методы, разработать персональную программу коррекции.
  • Удобнее отслеживать прогресс ребенка.
  • Можно изменять занятие по мере необходимости.
  • Можно быстрее получить результаты.
  • Внимание уделяется одному человеку.
  • Работа индивидуальная требует меньше энергии.
  • Ребенок становится более уверенным, не боясь совершить ошибку или подвергнуться насмешкам.
  • Сохраняется дисциплина на занятии.
  • Можно проводить в маленьком кабинете.
  • Цена за час работы меньше, чем на занятиях с несколькими участниками.
  • Расписание становится более полным из-за необходимости принять большое количество детей в течение дня.
  • Создание графика занятий, удовлетворяющего потребностям всех детей, и подбор времени для каждого — непростая задача.

Групповые

  • За час группового занятия можно заработать больше, чем при индивидуальной работе.
  • Легче составить расписание и учесть пожелания всех заинтересованных лиц.
  • Дети с большим увлечением участвуют в занятии при повторении действий друг за другом.
  • Можно исправлять дефекты речи и развивать умение общаться, сотрудничать с другими.
  • Составить группу непросто, поскольку требуется найти детей с одинаковыми проблемами.
  • Всех участников невозможно постоянно и качественно обслуживать.
  • Необходимо учитывать способности и скорость усвоения информации каждого ребенка.
  • Возникают конфликты между детьми.
  • Необходимо учитывать потребности большинства детей, поскольку тех, кто нуждается в поддержке или готов перейти к следующему этапу, зависит от остального коллектива.
  • Вычисляется продвижение группы, а не одного ребёнка.
  • Для работы требуется более просторный кабинет, нежели при индивидуальном выполнении задач.

Логопед проводит групповые занятия для нескольких детей одновременно, что экономит его рабочее время. Индивидуальные занятия дают возможность логопеду сосредоточиться на одном клиенте и удовлетворить его индивидуальные потребности.

Особенности организации индивидуальных занятий

Программа тренировок разрабатывается после обследования у логопеда. Специалист изучает особенности речи и психологического развития ребёнка, определяет цели и задачи исправления нарушений и создаёт график занятий.

Специалист для каждого занятия подбирает набор методик и материалов. Логопед в индивидуальной работе обращает внимание на интересы и возможности каждого ребенка, отбирая подходящие игры и упражнения.

Индивидуальные занятия проходят два или три раза в неделю и длятся от пятнадцати до тридцати минут, продолжительность зависит от возраста ребёнка и характера речевого нарушения.

Логопед составляют домашку, советует родителям и следит за выполнением рекомендаций.

Особенности организации групповых занятий

Логопед для формирования группы занимается диагностикой каждого ребёнка, определяет уровень развития и особенности его речевых проблем, создаёт план коррекции. Специалист разрабатывает единую программу исправления речевых нарушений всех детей, старается учесть при этом интересы и особенности каждого.

Необходимо предусмотреть создание комфортной и безопасной обстановки в кабинете, чтобы избежать травм детей во время игр и возможных конфликтов.

Логопед собирает детей с одинаковыми нарушениями речи, уровнем развития и возрастом в одну группу. Специалист разрабатывает удобное расписание для каждого участника, согласовывает график занятий с родителями и создаёт общий чат в мессенджере. Необходимо заранее обсудить правила посещения группы, подчеркнуть важность регулярных занятий и продумать алгоритм действий при пропусках по уважительным причинам.

В рамках групповых занятий логопед может проводить подгрупповые занятия для детей. По 2-3 ребенка объединяют в группы, каждая из которых выполняет свое задание. Такой формат удобен, если в группе дети с разным темпом работы, уровнем развития и подготовкой.

Как повысить эффективность групповых занятий

Необходимые условия для получения пользы от групповых занятий каждым участником.

  1. Обеспечить физический комфорт детям возможно посредством создания в кабинете удобных зон для отдыха, занятий и игр, а также применением мягкого освещения и приятных сенсорных материалов. Детям следует объяснить местоположение туалета и места, где можно попить воды.
  2. Храните пособия, игры и дидактические материалы в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание детей. Во время занятий доставайте только необходимые пособия. Такой подход создаст эффект новизны, и дети с большим интересом будут участвовать в занятиях.
  3. Ввести специальные обряды на каждое занятие: песню для приветствия и установленный сигнал перед выполнением заданий.
  4. В сотрудничестве с детьми создайте «кодовые слова», которые помогут успокоить группу, предотвратить конфликты и перенаправить внимание на задание.
  5. Внедрить систему поощрений и геймификацию, например, наклейки за каждое выполненное задание, запись в логопедическом альбоме или игрушечную печать. Такой подход создаст дух здоровой конкуренции среди детей.
  6. Разработайте задания для детей с высокой скоростью выполнения. Пока одна группа работает над упражнением, другие могут играть в развивающую игру или заниматься более сложными задачами.
  7. Включите в занятия игры и упражнения для развития коммуникации и командного взаимодействия, создавая общую игровую проблемную ситуацию для детей.

Правила способствуют поддержанию порядка во время занятия, концентрации внимания малышей и созданию благоприятной атмосферы для всей группы.

Как избежать конфликтов в групповых занятиях

В группе могут возникнуть разногласия из-за отсутствия четких норм взаимодействия. На первой встрече необходимо установить правила работы группы, проговорить их с участниками и их родителями.

Перед занятием обсуждают, как разрешать конфликты в группе, как участники взаимодействуют друг с другом, и что делать при возникновении недопонимания. Правила можно записать в графики, карточки или плакаты, и по началу каждого занятия вместе с детьми повторять их.

Конфликты могут возникнуть, если ребенок желает большей части внимания логопеда и пытается привлечь его нежелательным поведением. Чтобы этого избежать, советуют распределять внимание между всеми учащимися равномерно в течение каждого занятия.

Формат работы для частной логопедической практики: взгляд специалистов

Выбор вида логопедической работы определяется.

  • цели и задач коррекции;
  • Стадии развития речи и мышления ребёнка.
  • опыта и специализации логопеда;
  • технических и временных ресурсов специалиста;
  • возможностей и потребностей клиента.

В работе как индивидуально, так и в группе можно успешно решать проблемы речи и общения. Логопед в каждом случае определяет характеристики ребёнка и сравнивает с его способностями.

Практикующие специалисты рекомендуют объединять две формы логопедической помощи. Такой подход способствует коррекции различных нарушений речи, обогащает сферу деятельности логопеда и увеличивает его профессионализм.

Набор учеников для персональных и групповых уроков.

Стратегии подбора детей различаются в зависимости от формата работы.

Для привлечения частных клиентов целесообразно рекламировать услуги в онлайн-пространстве: развиваться в социальных сетях, размещать обзоры на специализированных ресурсах и площадках для обсуждений. В данном случае эффективным инструментом является также «сарафанное радио».

Помогу ребёнку развить речь и преодолеть трудности с произношением!

Помощь ребенку с речью! Индивидуальные занятия у опытного логопеда.

Для формирования групп на занятиях целесообразно взаимодействовать с детскими садами, школами, центрами развития – учреждениями с большим количеством детей. Развитие группы также возможно в социальных сетях или на специализированных площадках.

Описание категории специалистов в социальной сети ВКонтакте.