Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Начинающий логопед-практик сталкивается с выбором формата занятий: групповых или индивидуальных. Каждому подходу присущи как плюсы, так и минусы. Об этом рассмотрим в данной статье.
Формы проведения занятий у логопеда
Логопедические занятия организованы в два формата.
Групповые.Дети с речевыми проблемами занимаются единой программой, выполняют одинаковые задания. Такой подход полезен детям с общим недоразвитием речи из-за однородности структуры и цели занятий. В занятиях также предусмотрены совместные дидактические игры, разыгрывание логопедических сказок по ролям и логоритмика.
Групповые занятия нравятся детям до трёх — четырёх лет, потому что им нравится участвовать в играх вместе и повторять упражнения друг за другом.
Занятия в группе полезны и для детей с заиканием, которым необходимо совершенствовать не только речевые упражнения, но и умения общения.
ИндивидуальныеЛогопед работает индивидуально с каждым ребёнком, корректируя речевые нарушения по персональной программе.
Индивидуальные занятия необходимы детям с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, ринолалия. Для коррекции этих нарушений используют особые методики, не применимые к работе в группе. К примеру, логопедический массаж.
Плюсы и минусы частных и групповых занятий.
Для определения подходящего вида логопедической тренировки необходимо проанализировать достоинства и недостатки каждого типа.
Формы логопедической работы |
Преимущества |
Недостатки |
Индивидуальные |
|
|
Групповые |
|
|
Логопед проводит групповые занятия для нескольких детей одновременно, что экономит его рабочее время. Индивидуальные занятия дают возможность логопеду сосредоточиться на одном клиенте и удовлетворить его индивидуальные потребности.
Особенности организации индивидуальных занятий
Программа тренировок разрабатывается после обследования у логопеда. Специалист изучает особенности речи и психологического развития ребёнка, определяет цели и задачи исправления нарушений и создаёт график занятий.
Специалист для каждого занятия подбирает набор методик и материалов. Логопед в индивидуальной работе обращает внимание на интересы и возможности каждого ребенка, отбирая подходящие игры и упражнения.
Индивидуальные занятия проходят два или три раза в неделю и длятся от пятнадцати до тридцати минут, продолжительность зависит от возраста ребёнка и характера речевого нарушения.
Логопед составляют домашку, советует родителям и следит за выполнением рекомендаций.
Особенности организации групповых занятий
Логопед для формирования группы занимается диагностикой каждого ребёнка, определяет уровень развития и особенности его речевых проблем, создаёт план коррекции. Специалист разрабатывает единую программу исправления речевых нарушений всех детей, старается учесть при этом интересы и особенности каждого.
Необходимо предусмотреть создание комфортной и безопасной обстановки в кабинете, чтобы избежать травм детей во время игр и возможных конфликтов.
Логопед собирает детей с одинаковыми нарушениями речи, уровнем развития и возрастом в одну группу. Специалист разрабатывает удобное расписание для каждого участника, согласовывает график занятий с родителями и создаёт общий чат в мессенджере. Необходимо заранее обсудить правила посещения группы, подчеркнуть важность регулярных занятий и продумать алгоритм действий при пропусках по уважительным причинам.
В рамках групповых занятий логопед может проводить подгрупповые занятия для детей. По 2-3 ребенка объединяют в группы, каждая из которых выполняет свое задание. Такой формат удобен, если в группе дети с разным темпом работы, уровнем развития и подготовкой.
Как повысить эффективность групповых занятий
Необходимые условия для получения пользы от групповых занятий каждым участником.
- Обеспечить физический комфорт детям возможно посредством создания в кабинете удобных зон для отдыха, занятий и игр, а также применением мягкого освещения и приятных сенсорных материалов. Детям следует объяснить местоположение туалета и места, где можно попить воды.
- Храните пособия, игры и дидактические материалы в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание детей. Во время занятий доставайте только необходимые пособия. Такой подход создаст эффект новизны, и дети с большим интересом будут участвовать в занятиях.
- Ввести специальные обряды на каждое занятие: песню для приветствия и установленный сигнал перед выполнением заданий.
- В сотрудничестве с детьми создайте «кодовые слова», которые помогут успокоить группу, предотвратить конфликты и перенаправить внимание на задание.
- Внедрить систему поощрений и геймификацию, например, наклейки за каждое выполненное задание, запись в логопедическом альбоме или игрушечную печать. Такой подход создаст дух здоровой конкуренции среди детей.
- Разработайте задания для детей с высокой скоростью выполнения. Пока одна группа работает над упражнением, другие могут играть в развивающую игру или заниматься более сложными задачами.
- Включите в занятия игры и упражнения для развития коммуникации и командного взаимодействия, создавая общую игровую проблемную ситуацию для детей.
Правила способствуют поддержанию порядка во время занятия, концентрации внимания малышей и созданию благоприятной атмосферы для всей группы.
Как избежать конфликтов в групповых занятиях
В группе могут возникнуть разногласия из-за отсутствия четких норм взаимодействия. На первой встрече необходимо установить правила работы группы, проговорить их с участниками и их родителями.
Перед занятием обсуждают, как разрешать конфликты в группе, как участники взаимодействуют друг с другом, и что делать при возникновении недопонимания. Правила можно записать в графики, карточки или плакаты, и по началу каждого занятия вместе с детьми повторять их.
Конфликты могут возникнуть, если ребенок желает большей части внимания логопеда и пытается привлечь его нежелательным поведением. Чтобы этого избежать, советуют распределять внимание между всеми учащимися равномерно в течение каждого занятия.
Формат работы для частной логопедической практики: взгляд специалистов
Выбор вида логопедической работы определяется.
- цели и задач коррекции;
- Стадии развития речи и мышления ребёнка.
- опыта и специализации логопеда;
- технических и временных ресурсов специалиста;
- возможностей и потребностей клиента.
В работе как индивидуально, так и в группе можно успешно решать проблемы речи и общения. Логопед в каждом случае определяет характеристики ребёнка и сравнивает с его способностями.
Практикующие специалисты рекомендуют объединять две формы логопедической помощи. Такой подход способствует коррекции различных нарушений речи, обогащает сферу деятельности логопеда и увеличивает его профессионализм.
Набор учеников для персональных и групповых уроков.
Стратегии подбора детей различаются в зависимости от формата работы.
Для привлечения частных клиентов целесообразно рекламировать услуги в онлайн-пространстве: развиваться в социальных сетях, размещать обзоры на специализированных ресурсах и площадках для обсуждений. В данном случае эффективным инструментом является также «сарафанное радио».
Помогу ребёнку развить речь и преодолеть трудности с произношением!
Помощь ребенку с речью! Индивидуальные занятия у опытного логопеда.
Для формирования групп на занятиях целесообразно взаимодействовать с детскими садами, школами, центрами развития – учреждениями с большим количеством детей. Развитие группы также возможно в социальных сетях или на специализированных площадках.
Описание категории специалистов в социальной сети ВКонтакте.