
Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются часто. Проблемы с речью могут повлиять на физическое и умственное развитие, затруднить адаптацию к школе и вызвать трудности в общении со сверстниками. Как правило, коррекция дефектов речи требует комплексного подхода; один из эффективных методов — логоритмика.
Логоритмические занятия полезны как в группах детских садов, так и дома. В предлагаемом материале – простые, забавные и активные упражнения для детей разного возраста. Их можно использовать не только для коррекции речевых нарушений, но и для их предупреждения.
Содержание:
- Что такое логоритмика?
- Кому подходит логоритмика?
- Логоритмика: организация и проведение занятий.
- Можно ли проводить занятия дома?
- Логоритмические упражнения для самых маленьких
- Логоритмика для дошкольников
- Комплекс упражнений для детей 3–4 лет
- Комплекс упражнений для детей 5–6 лет
- Занятия по логоритмике для детей 6–7 лет
- Советы для эффективных домашних занятий
Что такое логоритмика?

Olga Apanasenko/Shutterstock.com
Логопедическая ритмика как самостоятельная наука сформировалась в 80-х годах прошлого века, но о положительном влиянии движения на здоровье и настроение известно давно. Логоритмика — это методика, которая объединяет речевые упражнения, движения и музыку для коррекции нарушений речи. Основная задача логоритмики — развитие речи детей; однако польза от логоритмических упражнений гораздо обширнее:
- Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению координации движений у детей.
- Дети улучшают навигацию по пространству.
- развивается мелкая моторика;
- расширяется словарный запас и кругозор;
- Формируются чувство ритма и музыкальный слух.
- улучшается память и внимание.
Кому подходит логоритмика?

LightField Studios/Shutterstock.com
Логоритмика полезна для исправления и предотвращения проблем с речью, а также способствует развитию малышей до школы. Логоритмика приносит пользу всем детям. Упражнения полезны особенно для маленьких детей с ослабленным здоровьем, потому что способствуют не только красивому и плавному речи, но и общему укреплению организма.
Тем не менее прежде всего систематические логоритмические занятия нужны детям с такими проблемами:
- заикание;
- задержка речевого развития;
- Расстройство речи, характеризующееся искажённым или заменяющим произношением звуков.
- Затрудненное произношение или искажённые слова, вызванные нарушением работы нервной системы.
- Алалия – это недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное повреждением зон головного мозга, отвечающих за речь.
- Слишком быстрый или, наоборот, слишком медленный темп речи.
- Недостаточная координированность движений и развитие общей, а также тонкой моторики.
Логоритмические занятия максимально полезны в период интенсивного развития речи у детей. в 2,5–4 годаЛучшее время для начала занятий — два или три года, когда малыши умеют повторять движения и хоть немного произносить или петь слова. Но занятия можно изменить и для совсем маленьких деток: например, пользуется спросом авторская методика Екатерины Железновой. «Музыка с мамой» подходит для занятий с малышами с 1 года.
Логоритмика: проведение занятий, организация.

Ve.Ro/Shutterstock.com
Логоритмические задания различаются и подбираются специалистами, учитывая особенности и возраст ребенка. В работе часто применяют различные виды упражнений из списка.
- артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика— обучают различать и правильно произносить звуки, контролировать дыхание, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата;
- речевые упражнения без музыкиХодьба и марширование с текстом развивают синхронность движений и координацию.
- ритмические упражненияСпособствуют развитию ощущения ритма и музыкальной пульсации.
- пальчиковая гимнастикаСпособствует развитию речи и тонкой моторики, обучает детей четкому и плавным словоизречению.
- упражнения для тренировки внимания и памятиРазвивают способность к быстрому переключению внимания, тренируют слуховую, зрительную и моторную память.
- коммуникативные игры и танцы — повышают самооценку детей, развивают эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки;
- фонопедические упражненияи чистоговорки— для совершенствования пения и постановки голоса.
- упражнения на развитие словотворчества — для расширения активного словарного запаса;
- мимические упражнения — улучшают подвижность губ и лицевых мышц.
Главный принцип логоритмики — обучение и развитие в игреРазвивающие результаты достигаются благодаря индивидуальному подходу и игре во время занятий. Однако существуют и другие важные принципы, соблюдение которых повышает эффективность логоритмических занятий.
- Тренировки нужно проводить регулярно. При общем развитии достаточно одной встречи по логоритмике в неделю. При устранении нарушений речи требуется два или три занятия каждый день. заикания требуется 4 занятия в неделю.
- Дети усваивают информацию, копируя действия педагога.
- Усложнять задания необходимо постепенно.
- На занятии каждое упражнение проводится до достижения детьми безупречного выполнения.
- Выбор музыки важен: она должна быть по душе детям и подходить ритму действий. Для тихих упражнений лучше классика или звуки природы, для энергичных – веселые детские песни.
Можно ли проводить занятия дома?

Ground Picture/Shutterstock.com
Каждый родитель может освоить методику проведения логоритмических занятий, ведь именно мама с папой лучше других знают предпочтения малыша в музыке и играх. Регулярные домашние занятия логоритмикой невероятно полезны: формируют красивую и плавную речь, развивают чувство ритма и координацию движений.
В случае отсутствия у ребёнка заметных нарушений речи, домашних занятий может быть достаточно; для решения серьёзных проблем необходима помощь педагога-дефектолога и логопеда. Домашние упражнения в этом случае выполняются под руководством специалиста дополнительно к основным занятиям.
Занятия с логопедом позволяют посещать групповые тренировки, подходящие для детей уже с двух лет. Общение со сверстниками – ещё один плюс таких занятий. Многие упражнения эффективнее выполнять вместе с другими детьми, а малыши охотнее участвуют в них.
Не пропустите ни одной важной жизненной минуты своего ребёнка в детском саду. Установите приложение «Где мои дети»Мониторьте безопасность в режиме реального времени.
Логоритмические упражнения для самых маленьких

BlueOrange Studio/Shutterstock.com
В занятиях с детьми до двух лет преобладает пассивность. Тем не менее этот вид занятий помогает не только укреплять связь между матерью и ребёнком, но и способствует развитию общей и мелкой моторики.
С рождения малышу полезно читать стишки и потешки, петь песни и хлопать в ладоши. Когда ребёнку исполнится год, берём его ладони в свои и помогаем хлопать. Позже, он сам сможет повторить это и другие движения.
Следует контролировать, чтобы ребенок не утомлялся; занятия логоритмикой с малышами от одного до двух лет должны длиться не более пятнадцати минут в день.
«Изобрази животное»
Это упражнение поможет ребёнку повторять движения и звуки различных животных. Например, взрослый показывает утку, имитируя её походку и взмахи крыльев, произнося «кря-кря-кря». Ребёнок должен повторить всё это.
Игра на музыкальных инструментах
Для упражнения подойдёт барабан, ксилофон или маракас. Ребенку нужно не только играть на инструменте, но и пытаться попадать в ритм, задаваемый взрослым: например, взрослый играет простую композицию из нескольких звуков, а ребёнок её повторяет. Потом можно усложнить задание, пытаясь аккомпанировать мелодиям детских песен.
«Зарядка»
По музыкальному сопровождению взрослый читает стихи и показывает движения, которые дети копируют.
Мы ногами топ-топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,
И туда, и сюда
Повернёмся без труда.
Мы головками кивнём,
Дружно ручками взмахнём,
Мы подпрыгнем высоко,
Прыгать вместе так легко!
И туда, и сюда,
Повернёмся без труда.
«Прилетели гули»
Взрослый играет подходящую музыку, демонстрирует движения и говорит слова; малыши повторяют всё за ним.
Ой, люли-люли
Ребята имитируют полёт.
Прилетели гули.
Прилетели, прилетели,
На головку сели.
(руки опускаются на голову)
Логоритмика для дошкольников
В период формирования речи у ребёнка необходимо всячески поощрять речевую активность. Логоритмические упражнения способствуют развитию мускулатуры речевого аппарата и мелкой моторики, тренируют дыхание и артикуляцию.
Комплекс упражнений для детей 3–4 лет

ShutterCo/Shutterstock.com
Во время обучения ребёнка 3-4 лет новым упражнениям материал подаётся постепенно: сначала осваиваются движения, потом слова. Занятие длится не более двадцати минут.
«Кот учёный»
Упражнение для тренировки координации проводится без музыкального сопровождения. Ребята медленно произносят слова стихотворения и совершают предусмотренные действия в унисон с родителем.
Вот идёт учёный кот,
Метаются с места на место, не переставая жестикулировать рукам словно лапками.
Притаился, мышку ждёт.
Стали сидеть, упирая подбородки кулаками.
Мышка норку обойдёт,
(кружатся на месте)
И к коту не попадёт!
Выражают сомнение или несогласие.
«У жирафов»
Логоритмическое упражнение исполняется под песню Елены Железновой. «У жирафа»Перед выполнением упражнения покажите ребёнку изображения жирафа, слона, котёнка и зебры. Расскажите о пятнышках жирафов, складках слонов, шёрстке котят и полосках зебр.
Затем разучите движения: пятнышки жирафа показываем, хлопая ладошками по всему телу; складки — слегка пощипываем себя; затем гладим «шёрстку» и, наконец, указательными пальцами рисуем полоски, как у зебр.
В процессе упражнения используется музыкальное сопровождение. Ребенок указывает на соответствующие части своего тела.
Жирафы покрыты пятнами.
Жирафы покрыты пятнами, повсюду.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках и т.д.
«Прятки»
Для артикуляционного упражнения «Прятки» нужно сначала спрятать язык в полости рта, крепко сомкнув губы, а затем широко улыбнуться, демонстрируя зубы. Повторяем несколько раз.
«Цветок»
Возьмите мягкую игрушку или заколку в виде цветка. Предложите ребёнку «вдохнуть» аромат цветка, а на выдохе произнести «Пахнет!». Затем снова вдохните и на выдохе скажите «Как пахнет!». С каждым разом фраза будет длиннее: «Ах, как пахнет!», «Ах, как вкусно пахнет!» и «Ах, как вкусно пахнет цветок!». Упражнение помогает тренировать речевое дыхание.
«Качели»
Дыхательное упражнение выполняется в положении лёжа на спине. Ребёнок кладёт игрушку на живот и пытается «покачать» её на качелях. Для этого он делает глубокий вдох: живот раздувается, и игрушка поднимается вверх. Затем на медленном выдохе живот сдувается, и игрушка опускается.
Комплекс упражнений для детей 5–6 лет

Oksana Shufrych/Shutterstock.com
Взрослые дети в саду могут сочинять движения для стихов и песен.
В занятиях дополнительно используют чистоговорки, логопедическую гимнастику, упражнения на внимание и игры для общения.
Чистоговорка на звук [с]
Са-са-са: в норке спит лиса.
(складываем ладони и кладём их под голову)
Су-су-су: смотрим на лису.
(складываем ладонь козырьком и прижимаем ко лбу)
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
(делаем вид, что поглаживаем лисий хвостик)
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
(топаем ногами или хлопаем в ладоши)
Самомассаж «Черепаха»
Во время занятия ребенок слегка щиплет себя за руки, плечи и ноги, повторяя стихи.
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
«Печатная машинка»
Изначально стоим с соединенными ногами и руками на поясе. По сигналу «раз» ребенок прыгает и раздвигает ноги. По сигналу «два» хлопает ладонями по коленям. По сигналу «три» разводит руки в стороны. По сигналу «четыре» хлопает в ладоши. Когда ребенок освоит упражнение в медленном темпе, можно ускорить его или изменять движения.
Упражнения на мимику
Взрослый показывает движение каждой мышцы лица и говорит о том, что он изображает, потом повторяет все вместе с ребёнком.
- «надуваем шарик» — раздуваем щёки;
- «кошка шипит» — оскаливаем зубы;
- «бука» — хмурим брови;
- «удивляемся» — поднимаем и опускаем брови;
- «плакса» — зажмуриваем глаза.
Освоив отдельные мимические движения, можно добавить сложность заданию, показав разнообразные эмоции: например, страх, счастье, удивление.
«Футбол»
Задача ребенка — повторять одну и ту же фразу разными интонациями. Взрослый говорит начало фразы, а ребенок ее продолжает.
Сказала тётя: «Фи, футбол!»
(с пренебрежением)
Сказала мама: «Фу, футбол!»
(с неприязнью)
Подумал папа: «Мм, футбол!»
(мечтательно)
А я ответил: «Во, футбол!»
(Последнюю фразу ребёнок говорит с восторгом, поднимая большие пальцы обеих рук вверх).
Занятия по логоритмике для детей 6–7 лет

Ground Picture/Shutterstock.com
Логоритмические занятия для учеников первого класса способствуют развитию речи, слуха, памяти и внимания – качеств, важных для усвоения школьной программы.
«Кенгуру»
Задания сочетает в себе работу с речевым аппаратом и самомассажем. Можно сначала отдельно тренировать выговаривание слогов и выполнение движений, а потом соединить эти элементы в комплекс.
Ру-ру-ру — рано-рано поутру
Выполняем массаж точки на груди, в её центре.
Ру-ру-ру — прискакал к нам кенгуру.
(массаж точек над бровями)
Ра-ра-ра — закричал: «Вставать пора!»
(массаж крыльев носа)
Ра-ра-ра — начинается игра!
(слегка пощипываем щёки)
Ри-ри-ри — будем прыгать: раз, два, три!
Три раза опускаем вниз мочки ушей.
Ры-ры-ры — нет счастливей детворы!
(хлопаем в ладоши)
«В лесу»
Взрослый называет грибы и ягоды из леса, а ребёнок хлопает в ладоши (или звенит в бубне) при появлении конкретного звука. Например, нужно искать звук [к]. Белый гриб, волнушка, подосиновик, калина, малина, клубника, мухомор, черёмуха, груздь, брусника и так далее. Любая тема подойдет, а звук можно услышать лишь одним путем.
«Эхо»
Игра «Эхо» развивает слух и внимание. В начале нужно спеть песенку, сопровождая ее хлопаньем в ладоши.
Эхо, эхо, вот потеха!
Не могу сдержать я смеха!
Поиграю я в игру:
Всё, что хлопнешь — повторю.
Затем взрослый показывал простую ритмическую последовательность руками, ребенок ее повторял. При ошибке песня начиналась заново, и упражнение выполнялось с новым ритмом.
Скороговорки
Логоритмические скороговорки способствуют не только отработке отдельных звуков, но и тренировке речевого дыхания. Выбирайте скороговорки в зависимости от трудных для ребёнка звуков; важно произносить их на одном выдохе.
Два маленьких пса играют с щеткой.
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
У четырёх черепашек четыре черепашонка и т. д.
«Угадай по интонации»
Ребенку предстоит показать различные эмоции с помощью междометий («Ах!», «Ох!», «Ай!» и тому подобных), мимики и жестов: например, испуг («Ой-ой-ой!»), недовольство («Ай-ай-ай!»), удивление («Ах!») и другие. Взрослый или другие дети должны угадать изображенную эмоцию.
Статья была полезной? Подписывайтесь на рассылкуРаз в месяц из нашего блога высылаем самые интересные материалы на вашу почту.
Советы для эффективных домашних занятий

New Africa/Shutterstock.com
Для достижения позитивных результатов во время домашних занятий логоритмикой придерживайтесь этих рекомендаций.
- Проводите логоритмические занятия регулярно. Если у ребенка есть проблемы с речью, только постоянные занятия два-три раза в неделю помогут их преодолеть. Первые результаты появятся примерно через шесть месяцев, поэтому будьте терпеливы.
- Чтобы ребёнок занимался с удовольствием, придумайте интересную историю для урока, воспользуйтесь героями из любимых рассказов и песнями малыша.
- Сначала выполняйте лёгкие задания, затем понемногу увеличивайте сложность, чтобы ребёнок адаптировался к объёму работы.
- Введите ритмичные песни в формате видеороликов на уроки.
- Поддерживайте ребёнка, даже в случаях неудачи. При необходимости прервите выполнение задания и вернитесь к нему позже.
- Изменяйте упражнения в комплексе не спеша: для достижения точного воспроизведения звуков и речи возможно потребуется многократно повторять материал.
- Учитывайте потребности ребёнка при выборе упражнений и их уровня сложности, исходя из существующих проблем.
- Не нужно выполнять все задания сразу. Некоторым упражнениям можно уделить время в свободное от основных занятий время: повторить чистоговорки по дороге в детский сад, подвижные игры организовать на прогулке, а перед сном сделать пальчиковую гимнастику и артикуляционные упражнения.
Логопедическая ритмика – эффективный способ развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия можно проводить дома без специальной подготовки. Комплексы упражнений развивают не только речь, но и координацию движений, моторику рук, укрепляют мышцы и органы дыхания, улучшают внимание и память. Всё это происходит весело и без стресса. Для коррекции серьёзных нарушений рекомендуется работать со специалистами.