Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Развитие интеллекта зависитРечевое состояние влияет на мышление. Нарушения речи вызывают проблемы с когнитивными функциями. В результате ребенок испытывает трудности с социализацией, самоконтролем и обучением. Для коррекции используют различные методики, одна из которых — логоритмика.

Применение логоритмики: задачи и цели упражнений.

Речь представляет собой систематизированную совокупность звуков, структурированных в определённой тональности и темпе.

Логоритмика — это методика, развивающая речь, координацию движений, музыкальный слух и ритм с помощью двигательных и речевых упражнений. В чем заключаются преимущества занятий логоритмикой?

Корректируют речевые нарушенияМетод применяют при работе с детьми, имеющими …

  • заикание;
  • Ребенок с задержкой речевого развития говорит позже, чем его ровесники, или его речь не соответствует возрасту.
  • Задержка психоречевого развития характеризуется одновременными нарушениями речи, внимания, памяти и мышления у малыша. Дислексия проявляется в затруднении распознавания и запоминания букв и слов, независимо от уровня интеллектуального развития.
  • Дизартрия характеризуется нечеткой, смазанной речью, где нарушается темп, ритм и интонация из-за недостаточной активности мышц, участвующих в артикуляции: языка, губ или нёба.
  • Диспраксия — это расстройство моторной координации, делающее трудными письмо, рисование и контроль движений тела.
  • Алалия — это расстройство речи, возникающее из-за недостаточного развития или повреждения областей головного мозга, отвечающих за речь. В результате алалии ребенок либо не говорит вовсе, либо использует речь очень ограниченно, которая не соответствует возрасту.

Формируют ощущение ритма и согласованность движений. Цель логоритмических упражнений – согласовать движения с музыкой. Ребенок тренируется прыгать, ходить, жестикулировать в ритм текста песни или стихотворного произведения и точнее контролировать своё тело.

Формируют музыкальный слух.На логоритмике ребёнок улучшает способность отличать нюансы музыки, поскольку во время занятия сопоставляет движения с ритмом мелодий.

Помогают с эмоциональной регуляцией. В ходе занятий по логоритмике малыш сосредоточивается и учится управлять собой. В некоторых моментах требуется прекратить движение, а в других — его начинать. Это помогает ему контролировать эмоциональные импульсы.

Решая логоритмические упражнения под музыку, малыш обрабатывает слуховую, зрительную и моторную информацию. Активируются разные участки мозга, образуя новые нейронные связи.

В чём заключаются технологии логоритмики? С какого возраста её можно применять?

Развитие речи дошкольников происходит лучше всего. Логоритмикой полезно заниматься с двух лет, когда ребенок учится говорить, выражать эмоции и общаться с окружающим. В этот период мозг развит подвижно, поэтому малыш быстро усваивает новые навыки, особенно через игры.

Какие упражненияиспользуют в логоритмике:

  • Ритмические.Помогают развивать чувство ритма и координацию. Хлопают в ладоши, шагают или прыгают под музыку или стихи. Учит синхронизировать движения с речью и слушанием.
  • Музыкальные игры.Музыка занимает важное место в логоритмике. Дети поют, танцуют или совершают специальные движения под музыку.
  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ, языка и челюстей помогают сформировать правильную артикуляцию и улучшить речь.
  • Имитационные игрыРебята играют роли зверей, людей или вещей, копируют действия и звуки взрослого. Это тренирует речь, ловкость и фантазию.

Во время логоритмических упражнений взрослый произносит слова четко и с такой скоростью, чтобы ребенок успевал согласовывать их с движениями: поднимать и опускать руки, хлопать в ладоши, подпрыгивать. Сначала малыш повторяет за взрослым, а потом выполняет действия самостоятельно.

Логоритмические упражнения для дошкольников: как применить

Логоритмика начинается с несложных упражнений, которые постепенно усложняются по мере освоения. Основной принцип — игра. Ребенку прежде всего должно быть интересно выполнять задания. Предлагаем пять упражнений, развивающих двигательные навыки, речь и мышление.

1. «Топ-топ, хлоп-хлоп» Развивает чувство ритма, тонкую моторику и координацию.

Как выполнять. Ребенок встает прямо. Под тихую ритмичную музыку он делает два шага на месте, а потом — два хлопка. Поочередно: «топ-топ», затем «хлоп-хлоп». Музыку постепенно ускоряют, и движения становятся быстрее. После освоения упражнений можно добавлять голос: при каждом шаге произносить слоги, например «та-та» или «па-па».

2. «Ритмичная речевка» Повышает остроту слуха, четкость речи и правильность произношения.

Как выполнять. Выберите краткую ритмичную песенку. С малышом четко произносите каждое слово и показывайте сюжет с помощью движений, выражений лица и поз.

Например, «Муравьиная зарядка»:

3. «Танец животных» Требует воображения, ловкости и умения перевоплощаться.

Как выполнять. Ребенок демонстрирует движения животных, названия которых называл педагог: медведя, льва и зайца. Под каждый из видов животных подбирают соответствующую музыку, отражающую скорость и ритм их передвижений. Такая музыка поможет ребенку глубже погрузиться в выбранную роль.

4. «Веселые шаги» Развивает чувство ритма и умение различать музыкальные такты.

Как выполнить. Ребенок стоит в центре комнаты и под ритмичную музыку шагает вперед, назад, влево, вправо. Во время шагов малыш произносит слоги «ма», «па», «та». Постепенно усложняют задачу: при изменении направления малыш должен хлопнуть в ладоши или присесть.

5. «Барабанный марш» Позволяет сохранять равномерность движений и соответствовать установленной мелодике.

Как выполнять. Ребенок поет ритмичную песню под музыку, исполняя ее на игрушечном барабане или другом ударном инструменте. Музыка становится все быстрее.

В данном видео представлены другие логоритмические упражнения.

Логоритмика через игру помогает детям не только начать говорить, но и ощущать речь. Также она обучает управлению телом, дыханием, а выражению мыслей и эмоций, что будет полезно юному ученику в процессе учёбы.