Фото: img.freepik.com

Развитие интеллекта зависит От состояния речи зависит функционирование мышления. Нарушения речи приводят к проблемам в развитии ребенка: социализации, контроле поведения и обучении. Для коррекции применяют различные методики, например, логоритмику. В этом материале рассмотрим главную задачу логопедической ритмики, её применение в разных возрастах.

Применение и задачи логоритмических упражнений.

Речь представляет собой стройный, осмысленный ряд звуков, организованных в определенном темпе и ритме. Для того чтобы грамотно формировать предложения, использовать паузы и регулировать интонацию, ребёнку необходимо развить внутреннее ощущение ритма.

Логоритмика – это методика развития речи, координации движений, музыкального слуха и ритма с помощью двигательных и речевых упражнений. Рассмотрим, как занятия логоритмикой оказывают положительное влияние.

Корректируют речевые нарушенияМетодика применяется при работе с детьми, имеющими

  • заикание;
  • Ребенок с задержкой речевого развития (ЗРР) начинает говорить позднее, чем сверстники, или его речь не соответсвует возрасту.
  • Задержка психоречевого развития характеризуется одновременной задержкой речи и нарушениями внимания, памяти и мышления. Дислексия представляет собой трудности в распознавании и запоминании букв и слов, что не связано с уровнем интеллектуального развития.
  • Дизартрия проявляется нечётким, смазанным произношением с нарушением темпа, ритма и интонации из-за слабости мышц, задействованных в артикуляции: языка, губ или нёба.
  • Диспраксия – это расстройство, мешающее координировать движения при письме, рисовании и выполнении других действий.
  • Алалия — это расстройство речи, возникающее из-за недостаточного развития или повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Ребенок с алалией может совсем не говорить или же его речь будет сильно ограничена и не соответствовать возрасту.

Развивает чувство ритма и координацию движений. Логоритмические упражнения помогают синхронизировать движения с музыкой. Ребенок учится прыгать, шагать, махать руками по тексту песни или стихотворения, что улучшает управление своим телом.

Формируют музыкальный слух. На логоритмике ребёнок постигает нюансы музыкальных произведений, так как ему приходится следить за тем, чтобы движения согласовывались с ритмом мелодии.

Помогают с эмоциональной регуляцией. Во время логоритмических занятий малыш должен сосредоточиться и контролировать свои действия. В некоторых моментах требуется остановить движение, а в других — его начать. Так ребенок учится управлять эмоциональными порывами.


Во время выполнения малышом логоритмических упражнений под музыку его мозг обрабатывает слуховую, зрительную и моторную информацию. Активация различных участков мозга способствует формированию новых нейронных связей. В связи с этим спектр решаемых логоритмикой проблем очень широк.

В чём состоит логоритмика? С какого возраста её можно применять?

Развитие речи у детей наиболее успешно протекает в дошкольном возрасте. Логоритмические занятия рекомендуется начинать с двух лет, когда ребенок постигает речь, учится выражать чувства и общаться с окружающим миром. В этот период мозг гибкий, поэтому малыш быстро и легко усваивает новые умения, особенно в игровой форме.

Какие упражненияиспользуют в логоритмике:

  • Ритмические. Помогают развивать чувство ритма и координацию хлопки в ладоши, шаги или прыжки под музыку или стихи. Учит синхронизировать движения с говорением и слушанием.
  • Музыкальные игры. Музыка значима в логоритмике. Ребята поют, танцуют или двигаются под музыку. Это способствует развитию слухового восприятия и темпо-ритмики речи.
  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ, языка и челюстей способствуют развитию правильной артикуляции и улучшению произношения.
  • Имитационные игрыДети играют, имитируя животных, людей или объекты, повторяя движения и звуки от воспитателя.

В логоритмических занятиях взрослый произносит слова чётко, с подходящей скоростью для ребёнка, чтобы тот мог их соотнести с движениями: поднимать и опускать руки, хлопать в ладоши, подпрыгивать. Сначала малыш повторяет за взрослой, потом выполняет упражнения самостоятельно.


Логоритмические упражнения для дошкольников: как применить

Обучение логоритмике начинается с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Главным принципом является игра: ребенку должно быть интересно выполнять задания. Давайте рассмотрим пять упражнений, которые развивают моторику, речь и мышление.

1. «Топ-топ, хлоп-хлоп» Развивает чувство ритма, тонкую моторику и координацию.

Как выполнять. Ребенок встаёт прямо. Под медленную музыку делает два шага на месте, затем два хлопка. По очереди «топ-топ», потом «хлоп-хлоп». Музыка ускоряется, движения тоже. Когда малыш освоит упражнения, можно произносить слоги при каждом шаге: «та-та» или «па-па».

2. «Ритмичная речевка» Повышает остроту слуха, ясность речи и четкость произношения.

Как выполнять. Выберите небольшое рифмованное стихотворение. Четко произносите слова вместе с ребёнком, показывая образы руками, лицом и телом.

Например, «Муравьиная зарядка»:

3. «Танец животных» Предполагает воображение, координацию движений и актёрские навыки.

Как выполнять. Ребенок демонстрирует движения животных, которые называл педагог: медведя, льва и зайца. Для каждого животного выбирают музыку, соответствующую скорости и ритму его движений, что помогает ребёнку глубже вжиться в роль.

4. «Веселые шаги» Способствует развитию координации и способности отличать музыкальные такты.

Как выполнить. Ребенок находится в центре комнаты и под музыку переходит из шага вперед в шаг назад, влево и вправо. В это время малыш произносит слоги «ма», «па», «та». Затем задачу усложняют: при изменении направления нужно совершить один раз хлопок или присесть.

5. «Барабанный марш» Помогает сохранять скорость движений и двигаться в заданном ритме.

Как выполнять. Ребенок подбивает ритм музыки из динамиков, играя на игрушках-ударных инструментах. Темп мелодии увеличивается.

Другие упражнения по логроитмике демонстрируются в этом видео.

Логоритмика посредством лёгких игр позволяет детям не только научиться говорить, но и ощущать речь. Также она обучает управлению телом, дыханием, а впоследствии помогает выражать мысли и эмоции, что будет полезно во время учёбы.