Фото: img.freepik.com

Развитие интеллекта зависит Речь влияет на мышление. Нарушения речи ведут к проблемам с мышлением, что затрудняет социализацию, контроль поведения и обучение ребенка. Для коррекции применяются разные методики, одна из которых — логоритмика. В данном материале рассмотрим главную задачу логопедической ритмики, возрастные особенности ее применения и методы реализации.

Применение и назначение логоритмических упражнений: цели и задачи.

Речь представляет собой упорядоченную и последовательную комбинацию звуков, структурированную особым темпом и ритмом. Для правильного построения фраз, введения пауз и интонации ребёнку необходимо развить внутреннее ощущение ритма.

Логоритмика — методика развития речи, координации движений, музыкального слуха и ритма с помощью двигательных и речевых упражнений. Рассмотрим подробнее, как занятия по логоритмике оказывают положительное влияние.

Корректируют речевые нарушенияМетод применяют при работе с детьми, имеющими .

  • заикание;
  • Ребенок с задержкой речевого развития говорит позже своих ровесников, или его речь не соответствует возрасту.
  • Задержка психоречевого развития характеризуется одновременной задержкой речи и нарушениями внимания, памяти и мышления. Дислексия же представляет собой трудности в распознавании и запоминании букв и слов, не связанные с уровнем интеллектуального развития.
  • Дизартрия характеризуется нечётким, искажённым произношением с нарушением темпа, ритма и интонации. Это происходит из-за недостаточной активности мышц, задействованных в артикуляции: языка, губ или нёба.
  • Диспраксия — это расстройство моторной координации, мешающее письму, рисованию и управлению движением тела.
  • Алалия – это расстройство речи, происходящее из-за неполноценного развития или повреждения областей головного мозга, отвечающих за речь. Ребенок с алалией может совсем не говорить или же его речь будет ограничена и не соответствовать возрасту.

Развивает чувство ритма и координацию движений. Логоритмические упражнения помогают согласовать движения с музыкой. Ребенок тренируется прыгать, шагать, махать руками по тексту песни или стиха и улучшать контроль над собственным телом.

Формируют музыкальный слух. На логоритмике ребёнок развивает слух и умение чувствовать музыку.

Помогают с эмоциональной регуляцией. В ходе занятия по логоритмике малыш тренирует концентрацию и самоконтроль. Задача – реагировать на указания: останавливаться или начинать движение в нужный момент. Так ребенок учится управлять эмоциональными всплесками.


Во время выполнения логоритмических упражнений под музыку мозг ребёнка обрабатывает слуховую, зрительную и моторную информацию. Активизация различных участков мозга способствует формированию новых нейронных связей, что обуславливает широкий спектр решаемых проблем с помощью логоритмики.

Какие технологии применяются в логоритмике? В каком возрасте стоит начать заниматься?

Речь у детей развивается лучше всего в дошкольном возрасте. Логоритмику можно начинать с двух лет, когда ребёнок осваивает речь, учится выражать эмоции и взаимодействовать с окружающим миром. В этот период мозг гибкий, поэтому малыш быстро и легко усваивает новые навыки, особенно через игровые форматы.

Какие упражненияиспользуют в логоритмике:

  • Ритмические. Помогают развить чувство ритма и координацию упражнения с хлопками в ладоши, шагами или прыжками под музыку или стихи. Это учит синхронизировать движения с речью и восприятием звуков.
  • Музыкальные игры. Музыка занимает важное место в логоритмике. Ребята поют, танцуют или двигаются в такт музыке. Такое упражнение улучшает слуховое восприятие и точность ритма речи.
  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ, языка и челюстей формируют точность артикуляции и повышают качество речи.
  • Имитационные игрыДети играют, имитируя животных, людей или предметы, воспроизводя движения и звуки по указанию педагога.

Во время логоритмических упражнений взрослый произносит слова ясно и быстро, давая ребёнку возможность синхронизировать их с движениями: поднимать и опускать руки, хлопать в ладоши, прыгать. Сначала малыш повторяет за взрослым, а потом выполняет действия самостоятельно.


Логоритмические упражнения для дошкольников: как применить

Логоритмика начинается с простых упражнений, которые затем становятся сложнее по мере освоения материала. Игра является главным принципом – ребенку важно получать удовольствие от выполнения заданий. Пять упражнений способствуют развитию моторики, речи и мыслительных процессов.

1. «Топ-топ, хлоп-хлоп» Развивает чувство ритма, тонкую моторику рук и координацию.

Как выполнять. Ребенок стоит прямо. Под медленную и ритмичную музыку он делает два шага на месте, а затем — два хлопка. По очереди: «топ-топ», потом «хлоп-хлоп». Музыка ускоряется, и движения становятся быстрее. Когда малыш запомнит упражнения, можно произносить слоги при каждом шаге, например «та-та» или «па-па».

2. «Ритмичная речевка» Повышает остроту слуха, четкость речи и правильное произношение звуков.

Как выполнять. Выберите небольшое ритмичное стихотворение.
С ребенком произносите его слова ясно и показывайте сюжет с помощью движений, выражения лица и поз.

Например, «Муравьиная зарядка»:

3. «Танец животных» Требует выдумки, ловкости и умения играть.

Как выполнять. Ребенок имитирует движения животных, названных педагогом, например медведя, льва или зайца. Под каждую анимацию подбирают музыку, соответствующую скорости и ритму движений, что также поможет ребенку вжиться в образ.

4. «Веселые шаги» Способствует развитию координации и способности отличать музыкальные такты.

Как выполнить. Ребенок стоит посреди комнаты и под музыку шагает вперед, назад, влево, вправо, произнося слоги «ма», «па», «та». Постепенно задание усложняют: когда ребенок меняет направление, ему нужно один раз хлопнуть в ладоши или присесть.

5. «Барабанный марш» Способствует поддержанию ритма и согласованности движений.

Как выполнять. Ребенок, играя на игрушечном барабане или другом ударном инструменте, воспроизводит ритм музыкальной композиции, звучащей в фоновом режиме. Темп мелодии постепенно увеличивается.

Видео демонстрирует другие логоритмические упражнения.

Логоритмика посредством игры позволяет детям не только начинать говорить, но и ощущать речь. Также она обучает управлению телом, дыханием и выражению мыслей и эмоций, что будет полезно в школе.