Фото: img.freepik.com

Изображения: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Неправильно написанные буквы – это не только понижение отметок даже за верно выполненные задания и неохота учителя проверять их, но и показатель функционального состояния ребенка. Многие ошибочно думают, что первое и главное в обучении письму – научить держать карандаш и заполнять прописи. Почему это не так и какие еще ошибки допускают родители, рассказывает учитель начальных классов и руководитель студии детского развития « ». Свет Знаний» Светлана Дмитрук.

1. Мало развивают мелкую моторику

Неровные линии и буквы разной высоты – результат недостаточного развития мелкой моторики, а не спешки или невнимательности. Начать работу над её развитием нужно ещё до года: укреплять мелкие мышцы рук и пальцев для точного управления движениями при письме.

Во время обучения держанию карандаша и ведению линий вместо бумаги целесообразно применять меловые и маркерные доски, лотки с песком, сахаром или солью для рисования пальцами. В этом периоде освоение застегивания пуговиц, нанизывание бисера на нить, лепка букв из пластилина окажется более эффективным, чем непрерывное выполнение упражнений в прописях.

Если малыш не способен усидеть долго, попросите его помогать на кухне: нарезать стручковую фасоль, месить тесто, открывать контейнеры. Также можно поручить ему поливать комнатные растения из пульверизатора – это тренирует силу ручек.

2. Не учат правильному хвату

Почерк часто портится из-за того, что родители не обращают внимания на хват карандаша с детства. Это создаёт привычку, которую сложно изменить. Несмотря на то, что мелкая моторика развивается у каждого ребенка по-своему, считается, что учить правильно держать ручку можно приблизительно в 3 года.

Научить правильной посадке карандаша просто. Положите карандаш кончиком к руке ребёнка и попросите взять его большим и указательным пальцами. Перевернув карандаш, чтобы начать рисовать, ребёнок зажмёт его правильно. Другой способ: взять карандаш за кончик большим, указательным и средним пальцами, а затем скользить ими вниз. Во время этого движения пальцы сами примут правильное положение.

3. Не работают над развитием чувства ритма

Чувство ритма оказывает влияние на аккуратность почерка: оно способствует тому, чтобы буквы были округлыми, написаны с одинаковым наклоном и силой нажатия, а также чтобы между словами сохранялись равные интервалы.

Полезны упражнения, где взрослый демонстрирует ритм, а ребёнок его повторяет.

Предлагается лишь однообразный вид пишущих приборов.

Чтобы ребёнку научиться писать аккуратно, попробуйте разные инструменты: ручки, карандаши, фломастеры и мелки различной толщины и длины. Меняйте их, чтобы сохранить интерес и разнообразие.

Пишите не очень толстым инструментом, чтобы между пальцами оставался небольшой промежуток.

5. Не следят за силой нажима

Ребенок иногда слишком сильно надавливает карандашом или ручкой, оставляя на бумаге рельеф от букв. Такое давление напрягает пальцы и мешает рисовать плавные линии. Почерк при этом может оставаться читабельным, но в будущем это грозит судорогами пальцев.

При излишнем давлении во время письма спасает механический карандаш с более ломким стержнем, чем у стандартного.


Материалы по теме:

  • О чем говорит выражение «как курица лапой»? Важность обучения красивому письму для детей.
  • Тренировки для ума: 5 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста и взрослых.
  • 6 ошибок воспитания, способствующих нарушениям речи у малышей.