
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Женя Кац — игропедагог, учитель математики, методист образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» и автор занимательных книг для дошколят.
Создаёт, придумывает и изобретает учебные игры, после которых ребят не оторвать от уроков. Делимся подборкой заданий, которые точно увлекут детей математикой.
-
«Как два пальца»
Что развивает: навык счета и минимальную изобретательность.
Как играть
Математики-методисты используют счетные материалы: кубики, палочки, фишечки… Но что делать, когда их нет? Можно использовать пальцы! В парах дети покажут друг другу число 12 разными способами. Потом учитель устанавливает условие: нельзя показать 10 пальцев сначала, а потом два. Или нельзя показывать сразу пять пальцев. У нас всего 10 пальцев, но воображения — сколько угодно!
-
«Черный ящик»
Что развивает: навык вычисления и дедуктивные способности.
Как играть
Каждый участник называет число, а ведущий отвечает другим. Задача – угадать правило, по которому формируется ответ ведущего. Например, если загаданное правило – «+5», то на «12» он скажет «17». Участники могут запросить проверку, если полагают, что отгадали. Ведущий может использовать разные правила для четных и нечетных чисел или считать количество слогов в числе.
-
Игры с кубиком
Что развивают: Способность считать (часто — быстро), производить вычисления и развивать тонкую моторику.
С кубиком можно играть по-разному.
Игра-ходилка
Как играть: Как в классическую настольную игру с фигурами и игровым полем, но броски делаются двумя кубиками, а ход рассчитывается как сумма или разница выпавших очков.
Десятки и единицы
Как играть: Бросаем два кубика и соглашаемся, что на одном – десятки, а на другом – единицы. Игроки соревнуются, у кого больше получится. Каждый игрок сам решает, где десятки, а где единицы, например, «15» или «51».
Гонки в таблицах
Как играть: Учитель рисует таблицу с колонками от одного до двенадцати. Участники играют в скорость, бросают кубики и пишут сумму в нужную колонку. Например, под колонкой «7» записывают «2+5». Цель игроков – за отведённое время заполнить как можно больше клеток таблицы.
-
Монстры-обаяшки
Что развивает: Счёт, вычисления и креативное мышление.
Как играть
Представьте себе рисование чудищ! Ребенок бросает кубик: число рук, голов и ног у монстра определяется каждым броском. Например, если выпало «4», «3» и «1», нужно нарисовать монстра с четырьмя головами, тремя руками и одной ногой. Можно использовать это для обучения умножению: спросить о количестве глаз, если у монстра четыре головы и по два глаза на каждой. Так получится нарисовать целую семью чудищ. В дальнейшем учитель использует этих монстров в задачах, например, загадывает одного из них, а дети находят подходящего.
Можно составить таблицу характеристик монстров (руки, ноги, головы) и находить соответствующих по ней существ. В другой вариант учитель предоставляет заполненную таблицу, а ученики создают своих монстров, следуя ей.
-
Арифметические пирамиды
Что развивает: Способность к расчётам (включая ментальные).
Как играть
Учитель иллюстрирует пирамиду из трех кирпичей, помещая в каждый цифры. В пирамиде как минимум один кирпич пустой. Верхний кирпич — сумма двух нижних. Ученики должны заполнить пробелы. Пирамиды можно усложнять, например, делая их многоэтажными. В основе этого упражнения — обычное уравнение, но в интересной форме.
-
Раз-два-три-смотри!
Что развивает: скорость счета, умение видеть группами, память.
Как играть
Учитель прячет за завесой из подручных материалов несколько крупных предметов или групп предметов. Затем говорит ученику «Раз, два, три: Смотри!» и на мгновение демонстрирует то, что спрятал. Задача ученика — записать, сколько предметов он увидел, и что это было.
-
Числовой твистер
Что развивает: навык счета и вычисления.
Как играть
Дети иллюстрируют рисунки кружками с цифровыми значениями. Затем педагог предлагает различные задачи.
- Выделить цветом все круги с цифрами «5» и «6», а также другие обозначения.
- Найдите треугольник, квадрат или какую-либо другую фигуру с заданной суммой. В данном случае можно указывать на эти фигуры пальцами. Возможно несколько вариантов.
-
«Двадцать четыре»
Что развивает: навык вычисления
Как играть
Ученик должен достичь результата 24, применяя цифры из таблицы в четыре ячейки и операции сложения, вычитания, деления, умножения и вынесения за скобки.
Эти игры кажутся порой препростыми. Важно помнить, что предназначаются они детям дошкольного и начального школьного возраста. Игра для них – главное занятие, в которое погружаются с энтузиазмом!
Материалы по теме:
- Проверьте школьника первого класса по математике, это забавно!
- Дидактические игры на уроках математики
- Математика через игры: цифровые раскраски, звездный тренажер и морской бой.