Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Женя Кац — игропедагог, учитель математики, методист образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» и автор занимательных книг для дошколят.
Создаёт, придумывает и изобретает учебные игры, после которых ребят не оторвать от уроков. Делимся подборкой заданий, которые точно увлекут детей математикой.

  1. «Как два пальца»

Что развивает: навык счета и минимальную изобретательность.

Как играть

Математики-методисты используют счетные материалы: кубики, палочки, фишечки… Но что делать, когда их нет? Можно использовать пальцы! В парах дети покажут друг другу число 12 разными способами. Потом учитель устанавливает условие: нельзя показать 10 пальцев сначала, а потом два. Или нельзя показывать сразу пять пальцев. У нас всего 10 пальцев, но воображения — сколько угодно!

  1. «Черный ящик»

Что развивает: навык вычисления и дедуктивные способности.

Как играть

Каждый участник называет число, а ведущий отвечает другим. Задача – угадать правило, по которому формируется ответ ведущего. Например, если загаданное правило – «+5», то на «12» он скажет «17». Участники могут запросить проверку, если полагают, что отгадали. Ведущий может использовать разные правила для четных и нечетных чисел или считать количество слогов в числе.

  1. Игры с кубиком

Что развивают: Способность считать (часто — быстро), производить вычисления и развивать тонкую моторику.

С кубиком можно играть по-разному.

Игра-ходилка

Как играть: Как в классическую настольную игру с фигурами и игровым полем, но броски делаются двумя кубиками, а ход рассчитывается как сумма или разница выпавших очков.

Десятки и единицы

Как играть: Бросаем два кубика и соглашаемся, что на одном – десятки, а на другом – единицы. Игроки соревнуются, у кого больше получится. Каждый игрок сам решает, где десятки, а где единицы, например, «15» или «51».

Гонки в таблицах

Как играть: Учитель рисует таблицу с колонками от одного до двенадцати. Участники играют в скорость, бросают кубики и пишут сумму в нужную колонку. Например, под колонкой «7» записывают «2+5». Цель игроков – за отведённое время заполнить как можно больше клеток таблицы.

  1. Монстры-обаяшки

Что развивает: Счёт, вычисления и креативное мышление.

Как играть

Представьте себе рисование чудищ! Ребенок бросает кубик: число рук, голов и ног у монстра определяется каждым броском. Например, если выпало «4», «3» и «1», нужно нарисовать монстра с четырьмя головами, тремя руками и одной ногой. Можно использовать это для обучения умножению: спросить о количестве глаз, если у монстра четыре головы и по два глаза на каждой. Так получится нарисовать целую семью чудищ. В дальнейшем учитель использует этих монстров в задачах, например, загадывает одного из них, а дети находят подходящего.

Можно составить таблицу характеристик монстров (руки, ноги, головы) и находить соответствующих по ней существ. В другой вариант учитель предоставляет заполненную таблицу, а ученики создают своих монстров, следуя ей.

  1. Арифметические пирамиды

Что развивает: Способность к расчётам (включая ментальные).

Как играть

Учитель иллюстрирует пирамиду из трех кирпичей, помещая в каждый цифры. В пирамиде как минимум один кирпич пустой. Верхний кирпич — сумма двух нижних. Ученики должны заполнить пробелы. Пирамиды можно усложнять, например, делая их многоэтажными. В основе этого упражнения — обычное уравнение, но в интересной форме.

  1. Раз-два-три-смотри!

Что развивает: скорость счета, умение видеть группами, память.

Как играть

Учитель прячет за завесой из подручных материалов несколько крупных предметов или групп предметов. Затем говорит ученику «Раз, два, три: Смотри!» и на мгновение демонстрирует то, что спрятал. Задача ученика — записать, сколько предметов он увидел, и что это было.

  1. Числовой твистер

Что развивает: навык счета и вычисления.

Как играть

Дети иллюстрируют рисунки кружками с цифровыми значениями. Затем педагог предлагает различные задачи.

  • Выделить цветом все круги с цифрами «5» и «6», а также другие обозначения.
  • Найдите треугольник, квадрат или какую-либо другую фигуру с заданной суммой. В данном случае можно указывать на эти фигуры пальцами. Возможно несколько вариантов.
  1. «Двадцать четыре»

Что развивает: навык вычисления

Как играть

Ученик должен достичь результата 24, применяя цифры из таблицы в четыре ячейки и операции сложения, вычитания, деления, умножения и вынесения за скобки.

Эти игры кажутся порой препростыми. Важно помнить, что предназначаются они детям дошкольного и начального школьного возраста. Игра для них – главное занятие, в которое погружаются с энтузиазмом!


Материалы по теме:

  • Проверьте школьника первого класса по математике, это забавно!
  • Дидактические игры на уроках математики
  • Математика через игры: цифровые раскраски, звездный тренажер и морской бой.