Движение и математика в детстве тесно связаны. Дети, например, используют пальцы при запоминании чисел и в процессе обучения сложению и вычитанию. Такое взаимодействие способствует визуализации абстрактных понятий. Исследования показываютЕсли ученикам добавить в занятия с математикой упражнения с обручем, то мотивация у них вырастет на 16 процентов по сравнению с обычными занятиями. статьи, опубликованной на образовательном ресурсе Edutopia.

1. Переключать движения

Обучая детей считать до двадцати, предложите им выполнить десять прыжков, а затем — десять хлопка. Или до пятнадцати: десять хлопков плюс пять прыжков. Можно использовать другие движения, например прыжки на одной ноге, бег на месте с высоким подниманием коленей, приседания и т.д.

2. Пропускать движения

Чтобы развить беглость счета, дайте числам определенные движения. Например, изучая четные числа, попросите класс встать в круг и считать вслух, заменяя нечетные хлопками или приседаниями. Получится так: «Два, [хлопок], четыре, [хлопок], шесть, [хлопок]…».

3. Расширять словарный запас

Для наглядного представления терминов можно применять упражнения на растяжку. Например, для демонстрации равнобедренного треугольника дети располагают ноги и рукой от пупка двигаются вниз по одной стороне, через основание и вверх по третьей стороне. Также можно увидеть симметрию: ученики поднимают руки вверх, формируя прямую линию телом, и называют симметричные части своего тела.

4. Делать подсчеты на переменах

Пусть ученики посчитают шаги до столовой, спортзала и библиотеки. По мнению Курта Стилоу, декана школы Святого Марка в Милуоки, подобные задачи способствуют концентрации внимания.

5. Соединить математику и баскетбол

Пусть ученики измерят количество попаданий мячом в корзину с трёх метров и с одного метра, а потом складывают, делят, умножают полученные числа или сравнивают, во сколько раз одно число больше другого.

Баскетбол с дробями — ещё один способ тренировать ментальную арифметику и продемонстрировать учащимся равенство чисел, таких как 0,75 и ¾. На баскетбольном поле линии имеют очки в виде обыкновенных и десятичных дробей. За попадание мячом в кольцо можно получить очки: на трехочковой линии — 1, а ближе к кольцу — ¼, ½ и ¾.

Пример такой баскетбольной площадки:

Дети могут забрасывать мяч в корзину до тех пор, пока количество попаданий не станет равным заданному числу очков, например 3,5. Также можно разделить класс на пары: один ребенок бросает мяч как можно больше раз за отведенное время, а другой фиксирует попадания и складывает дроби. Можно попросить детей переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот, чтобы глубже понять разные виды представления чисел.

7. Устроить математические танцы

Решать уравнения можно с помощью хореографииПусть вращение будет переменной x, а притопывание — переменной y. Решая уравнение типа 3(x+y), движения могут помочь ученикам понять, что сложная формула означает 3x + 3y, или три поворота плюс три притопа.


Материалы по теме:

  • 8 математических игр для дошкольников и младшеклассников от Жени Кац
  • 9 подходов к стимуляции интереса к математике у школьников
  • Математика в игровой форме: цифровые раскраски, звездный тренажер, морской бой с учениками.