Изображения: Depositphotos, иллюстрации – Юлия Замжицкая.

Наш читатель много лет желает обучать в школе, однако боится трудностей этой профессии. Об этом рассказывают Ольга Тилина, учительница русского языка и литературы из Новгородской области, и Александр Клещев, учитель словесности из Москвы.

С 18 лет задумываюсь о профессии учителя. Очень хороший преподаватель литературы пробудила во мне любовь к словесности и гуманистическое мировоззрение. Это определило занятия и увлечения: филологический факультет, работа редактором и в сфере образования. Часто думал о передаче ценностей детям, но страхи останавливали при возможности сменить деятельность.

Я не справлюсь с детьми

На последнем курсе университета я подался в программу «Учитель для России». Хотел переехать куда-нибудь и стать дипломированным педагогом без отрыва от производства. Прошел первые созвоны, придумал план мини-урока и чувствовал себя уверенно, пока на очном этапе не попал на неожиданный «тест-драйв». Задача была провести занятие на замену, в роли детей были кураторы программы. Видимо, собрали все возможные паттерны непослушания и стали испытывать меня на прочность: кто-то бегал по классу, кто-то ругался, кто-то выглядывал в окно — и далее по списку. В кабинете летали самолетики, стоял гул, а я абсолютно не понимал, как вести себя в этом хаосе.

Эта ситуация опустила меня. Я предполагал, что в школе дети повалят меня, и не останется сил для установления порядка. На «тест-драйве» было еще несколько заданий. По неожиданности я прошел этот этап, но от последующего отказался.

Ольга Тилина:

Хладнокровие, только хладнокровие. Лучше не брать чужие уроки: после других учителей ученикам может быть тяжело. Важно стабилизировать начало урока: все внимание должно быть обращено на вас. Постоянно меняйте задания во время занятия: если дети расшалились — объявите словарный диктант, даже если он не нужен. Написали несколько слов — внимание вернулось — работаем дальше.

Александр Клещев:

Дети на первых уроках шумные — проверяют границы дозволенного. Порой требуется строгий подход или внушительное молчание. Но самое действенное — интересный урок. В школе существует предмет „Родная литература“ без толковой программы и учебника. Поэтому учитель сам себе режиссер. Мне показалось нужным разобрать с ними „Гробовщика“ Пушкина. И зайти пришлось с того, любят ли они ужастики, поговорить про Стивена Кинга и сказать, что Дракулу придумали в России. Все — дети молча работали, все три урока по теме не могли остановиться.


Материалы по теме:

  • Советы по поддержанию порядка в классе.
  • «Это совершенно бесит! Как справляться с недисциплинированными учениками?

У меня не будет личного времени

После окончания университета я стал инструктором в образовательный проект, где обучал педагогов использованию новых технологий. В проекте трудились многие выпускники вузов, молодые люди, администрация активно приглашала их к себе работать. Это был неплохой шанс посмотреть на жизнь школы изнутри и присоединиться к коллективу, если он нравился.

Мысли о риске и карьере учителя вновь посетили меня. Но опыт коллеги, ставшего учителем истории, заставил меня задуматься. Его рабочий день начинался в восемь утра и заканчивался в пять вечера, а выходные уходили на подготовку уроков. До двухмесячного отпуска было далеко. Личная жизнь отсутствовала, оставалась только школа. Это испугало меня, и я снова отложил карьеру учителя.

Ольга Тилина:

Первые два или три года будут сложными. Необходимо самостоятельно изучить материал, понять его, и тогда появятся результаты. На начальном этапе советую: работайте не более 23 часов в неделю, лучше всего параллельно с основной работой, и используйте готовые разработки — существуют отличные учебные пособия.

Александр Клещев:

В первый год работы в школе у меня хватает времени. Работа настолько интересна, что не чувствую усталости. Поэтому осталось больше сил и времени для хобби, чем когда трудился в офисе.


Материалы по теме:

  • Гармония труда, личной жизни и реализации личности у педагогов.
  • Учителя, дышите полной грудью!

Школа — это территория несвободы

После завершения проекта я вновь оказался перед выбором. Решил рискнуть и подать заявку в школу. Добавил резюме на сайте Департамента Образования Москвы и стал ждать ответа. Через неделю меня пригласили на собеседование в школу, которая находилась неподалёку от моего дома.

Первым делом беседовали с заместителем директора, который проверил мои знания предмета и опыт работы. После этого прошли собеседование с директором. Во время разговора директор в окно заметил ученика с хвостом на голове. Прическа вызвала у него такое возмущение, что он поручил разобраться с мальчиком, чтобы в дальнейшем дети в таком виде в школу не появлялись. Выяснилось, что для учащихся и преподавателей учебного заведения действует строгий дресс-код – даже джинсы запрещены. Что уж говорить о хвосте на голове у мальчика.

Мне показалось всё это откровенным мракобесием. В школьные годы мы ходили как хотели и выросли нормальными людьми. Я полагал, что любая школа — штука системная: если где-то разрешат джинсы, то задавят другими формальностями. Поэтому снова забросил свою идею и устроился в ритейл-компанию обучать персонал.

Ольга Тилина:

Форму одежды можно назначить и в других местах. Посмотрите на любой офис, лицеи, гимназии – там вообще форма. Не бойтесь этого. Важнее то, что внутри: состав коллектива, возможности, организация работы с одаренными детьми.

Александр Клещев:

Все зависит от конкретной школы. В нашей, например, двум восьмиклассницам, которые каждый день приходят в новых косплей-нарядах, только пальцем грозят. Не скажу, что это правильно — но и несвободой вроде не назовешь. Учителей это тоже касается — никаких эльфийских ушек, конечно, но и в костюмы никто себя не затягивает. К тому же — свобода проявляется в творчестве на уроках и детях. Мальчик из моего класса как-то решил разукрасить всем желающим одноклассникам лица гуашью — нарисовал маски клоуна из фильма «Оно» по Кингу, например. И так они пошли на музыку. Обошлось — несвобода, как говорится, не в коридорах, а в головах.


Материалы по теме:

  • Не ценится имидж? Почему в школах не любят необычных учителей.

Я не прокормлю себя на зарплату учителя

Внезапно меня охватило чувство пустоты от нового дела. Уволился я, решил стать копирайтером, погрузился в это занятие, пишу о образовании. И снова задумался: раз всю сознательную жизнь кручусь на одном месте, пора бы сделать решительный шаг.

Жил тогда я в Подмосковье и с резюме пришел в школу. Готов был ко всему: к нарушителям дисциплины, дресс-коду, нагрузкам. Хотелось осмысленного труда, искреннего. Но про деньги забыл совсем. Начинающему специалисту обещали двадцать тысяч рублей в месяц. С классным руководством. А я всего пятнадцать отдавал за жилье. Лодка самоотверженности разбилась о финансовый вопрос.

Ольга Тилина:

В нашем регионе молодым педагогам платят так. В начале моей карьеры проживала в общежитии. Это экономически выгодно.

Добро пожаловать в деревню! Разнообразные социальные программы доступны здесь. За качественную работу гарантируются внушительные премии. У меня, к примеру, ежемесячная оплата за результативность — пять тысяч рублей, плюс премии.

Александр Клещев:

Учитель в Москве получает весьма высокий заработок, превышающий средний показатель по региону. Для поддержания жизни достаточно этих денег. Однако предъявляются соответствующие требования: желательно сдать ЕГЭ по предмету преподавания на экспертный уровень (не менее 85 процентов). Показатели учеников также оказывают влияние на зарплату и настроение директора, но у меня пока не возникало проблем в этом плане.


Материалы по теме:

  • Пять способов увеличить доход, работая учителем в школе.
  • Где российскому педагогу достойно проживать? Анализируем заработные платы в разных краях.

Мой труд не оценят по достоинству

В последнее время мысли о работе учителем приходят ко мне реже. Может быть, этот вопрос всплывет вновь на новом этапе поиска себя. Недавно случилось событие, которое заставило меня задуматься: правильно ли мне отдавать себя целиком этой профессии?

У меня есть друг-педагог, который пошёл преподавать литературу в региональной школе, невзирая на финансовые и психологические трудности. Создавал авторские пособия, художественные проекты, знакомил детей с современными писателями. Преподавал нестандартно. Ученики полюбили его и предмет, а вот родители — нет.

В течение года несколько раз высказывали недовольство тем, что мой приятель ходит в кроссовках, учит с детьми стихи современных авторов (а как же драгоценная классика?!), чуть ли не пропаганду ведет на уроках. В итоге после таких жалоб его уволили.

Мне подумалось, что школе, большинству родителей и детей, наверное, не нужны благородные порывы. Наградой за труд могут быть всего лишь два-три увлеченных ребёнка из класса, с которыми мы будем на одной волне. Стоит ли тратить на это время моей жизни? Я сомневаюсь.

Ольга Тилина:

Существуют разные родители, это естественно. Управление ориентировано на стабильность, что вполне приемлемо. Творческая личность не всегда находит понимание. Важно обрести свою нишу.

Человечность важна в нашей работе. Нельзя сравнивать её с деятельностью, где итог очевиден сразу. Наш вклад будет заметен лишь спустя 15-20 лет.

Александр Клещев:

Родители – не самое ужасное. Гораздо страшнее для специалиста, когда ловишь себя на мысли, что детям все неинтересно. Вот здесь благородные порывы рушатся в прах. Но и с этим можно сражаться – если помнить, что хотя бы до трех-четырех человек доходит смысл происходящего.

В начале апреля у меня возникло это ощущение. На уроке по рассказу «Васюткино озеро» Астафьева один мальчик предложил вместо чтения разобрать текст, приведя пример: герой не ест хлеб из запасов после того, как потерялся, потому что его испекла мама — и это его единственная связь с цивилизацией. Вот это было круто — и тогда уже никакие родители не страшны.


Материалы по теме:

  • Почему люди выбирают профессию педагога? Психолог выделил семь причин.
  • Некоторые молодые педагоги покидают профессию раньше, чем более опытные.
  • Разница невелика: мне двадцать два, а ученикам — восемнадцать. История завоевания авторитета.
  • Советы новоиспеченному педагогу перед началом учебного года. »