
Содержание:
- Что такое схема-терапия
- Как появилась cхема-терапия
- Какие бывают схемы
- Дисфункциональные схемы
- Функциональные, или позитивные схемы
- Что такое режимы в схема-терапии
- При каких расстройствах эффективна схема-терапия
- Сравнение схема-терапии и КПТ
Многое клиентов обращаются к психологам с вопросами: «Почему я постоянно выбираю неподходящих партнеров?», «Почему я постоянно сравниваю себя с другими, как научиться ценить свои достоинства?» или «Я много работаю, но чувствую себя опустошенным и не знаю, чего на самом деле хочу от жизни?». Схема-терапия помогает найти ответы на эти вопросы. Этот метод позволяет заглянуть глубже — в убеждения и эмоциональные реакции, которые формируются еще в детстве и продолжают влиять на жизнь человека.
В данной публикации авторы сотрудничали с экзистенциально-аналитическим и семейным психологом, а также специалистом из НИИДПО, образовательного учреждения, входящего в группу. АкадемСитиТатьяна Вотинцева расскажет о работе схемы-терапии, о случаях ее применения и ее преимуществах.
Что такое схема-терапия
Схема-терапия – метод психотерапии, помогающий человеку осознать повторяющиеся трудности в жизни и изменить деструктивные модели поведения, заложенные в детстве. Если мужчина вновь и вновь выбирает партнеров, которые его не уважают, или постоянно сталкивается с ощущением недооценки на работе, это может быть связано с так называемыми схемами.
Схемы — это устойчивые убеждения о самом себе, других людях и мире, которые формируются в детстве под влиянием родителей или близких. Эти убеждения создают «призму», через которую человек смотрит на мир. Например, ребенок, который часто слышал от родителей, что должен быть идеальным, может вырасти с убеждением, что его ценность зависит только от успехов. Когда такой человек взрослеет, ставит перед собой слишком высокие цели и чувствует себя несчастным, если их не достигает.
Как появилась cхема-терапия
Создателем метода является американский психолог Джеффри Янг. В 1990-е годы он искал способы помочь людям, которым когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не оказывалась достаточно эффективной. КПТ хорошо справлялась с текущими симптомами и поведением, но часто не решала проблему, корни которой лежали в глубоких травмах или сложных эмоциональных переживаниях из детства.
Схема-терапия опирается на принципы разных направлений.
- Янг заимствовал из когнитивно-поведенческой терапии понятие схем — устойчивых убеждений о себе и мире, воздействующих на поведение и эмоции.
- Анализ транзакций — метод изучения состояний личности: ребёнка, взрослого и родителя.
- Теория привязанности Джона Боулби раскрывает, как первые взаимоотношения с родителями влияют на формирование чувства безопасности.
- Гештальт-терапия помогает интегрировать работу с переживаниями и их осознанием.
- Юнг исследовал влияние бессознательных моделей поведения, заложенных в дошкольном возрасте.
Схема-терапия использует схемы и режимы для выявления причин повторяющихся реакций на события.
Инструменты терапии помогают клиентам изменить нежелательные модели поведения на более подходящие.
Джеффри Янг совместно с Жанетт Клоско и Марлоу Вишаром создал книгу, ставшую фундаментом схемы-терапии. В нём изложены теоретические принципы, основные концепции и приемы терапии.
Какие бывают схемы
Схемы фундаментальны для формирования личности. Они задают восприятие себя, других и окружающего мира, рисуя сценарии судьбы. Dysfunctionные схемы могут удерживать в нездоровых отношениях или мешать достижению целей. Функциональные же помогают справляться с трудностями и строить гармоничные связи.
Задача терапевта – не только выявлять и понимать существующие у клиента схемы, но и перерабатывать дисфункциональные модели в здоровые.
Схемы формируют основу человеческого существования, определяя его восприятие самого себя, других людей и мира вокруг.
Дисфункциональные схемы
Вредные убеждения препятствуют полноценной жизни человека. Возникают они при невыполнении базовых детских потребностей в любви, безопасности или автономии. Такие схемы побуждают человека к повторению неудачных сценариев. Джеффри Янг выделил 18 схем и сгруппировал их в пять категорий, или доменов. Каждая соответствует определенным не удовлетворенным потребностям развития.
Нарушение связи и отвержение. Этот домен основывается на убеждении, что внешний мир ненадежен, а отношения с другими не приносят тепла, безопасности и любви. Люди, демонстрирующие этот домен, могут ждать отвержения, избегать близости и постоянно ощущать одиночество и изоляцию.
Схема |
Как проявляется |
Причина |
Эмоциональная депривация |
Человек уклоняется от близости к другим или инстинктивно тяготеет к замкнутым и дистанцированным личностям. Постоянно ощущает себя одиноким. |
Детство без любви. Родители не проявляли теплоты, не оказывали эмоциональной поддержки и пренебрегали переживаниями ребенка. |
Отверженность / Покинутость |
Человек убежден, что всех покинут: выберут другого или уйдут из жизни. Трудно переносит даже кратковременное расставание: злится, грустит и проявляет чрезмерную привязанность. |
Потребность в безопасности нарушена. В детстве у ребенка не было стабильной и спокойной обстановки в семье. Родители часто ссорились, были отсутствующими или погибли. |
Недоверие и жестокое обращение |
Человек опасается унижения, обмана и эксплуатации. Не верит никому, сторонится всяческих связей. Вступая в отношения, порой склоняется к партнерам, которые плохо с ним обращаются. Это укрепляет его уверенность: доверять небезопасно. |
Наиболее остро нарушена нужда в защите. Ребенок в раннем возрасте подвергался насилию, плохому обращению или угрозам. |
Дефектность / Стыд |
Человек чувствует себя испорченным, недостающим и непригодным. Думает, что его никогда не примут и не полюбят важные для него личности. Всегда себя с кем-либо сравнивает. |
Часто родители или родственники предъявляли ребенку претензии, указывали на его несовершенства и принижали его в присутствии других. |
Социальная изоляция / Отчужденность |
Чувство не причастности к какой-либо группе, ощущение «чужости». |
В детстве ребенок сталкивался с неприятием со стороны сверстников или воспитывался в замкнутой семье. |
Нарушенная автономия и снижение компетентности. Схема-терапия выделяет домен «Нарушенная автономия и снижение компетентности», охватывающий трудности в самоопределении, уверенности в себе и умении справляться с жизненными трудностями. Люди с этим доменом часто чувствуют себя неспособными жить самостоятельно, принимать решения и добиваться успеха без поддержки других.
Схема |
Как проявляется |
Причина |
Несостоятельность / Зависимость |
Чувство неспособности решать жизненные проблемы самостоятельно и постоянная потребность в поддержке других. |
Родители запрещали ребёнку самостоятельно выполнять действия и убеждали его в том, что без их поддержки он не сможет справиться. |
Уязвимость |
Непрекращающее тревожное ожидание катаклизмов: недугов, происшествий, природных бедствий. |
Родители, делавшие из мелочей проблему и слишком уделявшие внимание опасностям, пугали ребенка. |
Слияние / Неразвитая идентичность |
Человек теряет ощущение собственной индивидуальности, полностью слепо подчиняется другому, игнорируя свои потребности. Взрослый повторяет манеру поведения и убеждения матери, стараясь не вызвать её огорчения. |
Объединение с родителями, настаивавшими на неизменном следовании своим указаниям, и ограничивавшей независимость ребенка. |
Неудача / Несостоятельность |
Уверенный в неудаче человек сторонится нового из-за мысли о невозможности достижения успеха. |
Завышенные требования, акцентирование ошибок и постоянное сравнение с другими — вот что делали родители, чьи ожидания от ребенка были чрезмерными. |
Нарушенные границы. Домен характеризует проблемы с самодисциплиной, соблюдением правил и ограничений. Люди с «Нарушенными границами» могут иметь трудности с регуляцией собственных действий, проявляющиеся в импульсивном поведении, безответственности или нежелании учитывать потребности других.
Схема |
Как проявляется |
Причина |
Избранность / Чувство исключительности |
Человек ставит себя превыше остальных, добивается преимуществ и не принимает принцип взаимности. Думает, что обладает правом на все. Цель – превосходство: быть самым удачливым, влиятельным и управлять другими. |
Почитание чада чрезмерно переходило границы дозволенного, родители не ставили ему пределов и удовлетворяли любые просьбы. |
Недостаток самоконтроля |
Человек тянет время, уклоняется от затруднений. Порой действует по наитию, не обдумывая итогов. Трудно ему следовать плану и завершать начатое. |
Родители предоставляли ребёнку свободу действий, не воспитывая в нём дисциплины. В результате ребёнок не освоил навыки терпения и преодоления препятствий. |
Направленность на других. Этот домен характеризует устойчивый образ поведения, при котором человек ставит потребности, желания и ожидания других превыше собственных. Такое поведение направлено на избегание конфликта, получение одобрения и принятия, что часто приводит к пожертвованию собственными желаниями и чувствами. Формирование этого домена обусловлено страхом отвержения, чувством вины или потребностью в любви и принятии.
Схема |
Как проявляется |
Причина |
Покорность |
Индивид сдерживает свои нужды и стремления, стараясь предотвратить разногласия и угодить окружающим. |
Родители-авторитарники, настаивавшие на послушании, не учитывали стремления ребёнка. |
Самопожертвование |
Человек жертвовал своими потребностями ради других, чтобы избежать чувства вины из-за кажущегося эгоистичным поведения. Считая окружающих слабыми и беспомощными, взял на себя заботу о них. Однако, отдавая слишком много, часто чувствовал обиду и негодование от отсутствия ответной поддержки. |
Родители воспитывали в детях ценность помощи другим, считая её более важной, чем собственные желания. |
Поиск одобрения |
Людям хочется получать одобрение и признание, даже когда это идет вразрез с их настоящими желаниями. В этом проявляется стремление к статусу, красивой внешности, богатству или успехам. Самооценка складывается из похвалы окружающих, а не личных убеждений. |
Родители измеряли ценность ребёнка исключительно результатами и внешним признаком успеха. Поощряли добродетель в соответствии с их требованиями. |
Сверхбдительность и подавление эмоций. Домен связан с убеждением о том, что мир опасен, а проявление эмоций может иметь негативные последствия. Люди, следуя этому домену, чувствуют необходимость быть постоянно настороже, контролировать эмоции и поведение, чтобы избежать угрозы, осуждения или неудачи. Такое поведение может казаться холодным, напряженным или слишком строгим, но это защитный механизм.
Схема |
Как проявляется |
Причина |
Пессимизм |
Человек предвосхищает неприятности, замечает лишь плохое, пренебрегая положительными сторонами. Часто сетует, пытаясь вызвать сочувствие и внимание, а не добиваясь помощи или советов. |
Часто родители обращают внимание на отрицательные стороны жизни ребенка, либо критикуют его. |
Подавление эмоций |
Человек сдерживает желания и эмоции, опасаясь потери уважения, одиночества или вреда другим. Такой человек не демонстрирует гнева или радости, скрывает свою уязвимость, избегает разговоров о чувствах и неукоснительно следует правилам поведения. |
Родители не одобряли демонстрацию чувств и пренебрегали переживаниями ребёнка. |
Перфекционизм |
Человек добивается идеального результата и от себя, и от окружающих, отдавая при этом здоровье и счастье. Проживает в постоянной тревоге. |
Требование к детям было абсолютным совершенством. Планка постоянно поднималась, а за малейшие огрехи следовал упрёк. |
Жестокость к себе и другим |
Нередко человек предъявляет другим претензии из-за несоблюдения его жёстких норм и настаивает на наказании за проступки. Излишняя требовательность, критичность и нетерпимость к любым погрешностям, в том числе и собственным, являются характерными чертами такого человека. |
Ребенку жестокие наказания полагались за промахи, а родители строго следили за выполнением правил. |
Функциональные, или позитивные схемы
Это прочные и благоприятные установки, помогающие человеку преодолевать жизненные трудности, создавать гармоничные отношения и реализовывать свои цели. Такие схемы формируются при условии удовлетворения основных эмоциональных потребностей ребенка, а также поддержки, любви и принятия со стороны окружающих.
Позитивные шаблоны мысли не входят в первоначальную идею схема-терапии. Сейчас нет установленного списка подобно классификации дезадаптивных схем Джеффри Янга. Функциональные схемы считаются здоровыми установками, противостоящими дезадаптивным.
Здоровая автономияОбладатель такой схемы проявляет самодостаточность, способен действовать самостоятельно и нести за свои поступки ответственность. К примеру, может начать новое дело или перебраться в другое место, уверенный в своей способности преодолеть трудности.
Эмоциональная стабильность. Люди, испытавшие заботу близких в детстве, формируют это убеждение.
Реалистичные ожидания. Эта схема помогает человеку принимать себя без стремления к недостижимым идеалам. Неудачи воспринимаются как опыт, а не повод для самокритики.
Забота о себе и других. Человек проявляет заботу к близким, принимая их помощь, откровенно выражает свои нужды. Важно для человека уважать собственные интересы, равно как и чужие, и находить время для личного досуга.
Эмоциональная открытость. У людей, научившихся в детстве понимать и принимать собственные эмоции, формируется способность открыто говорить о переживаниях и строить доверительные отношения.
Если в детстве основные потребности человека не были удовлетворены, такие схемы можно сформировать в процессе терапии. Например, терапевт помогает клиенту осознать и заменить деструктивные убеждения на более полезные. Постепенно человек начинает доверять себе, своим чувствам и окружающим, что делает жизнь более гармоничной.
Что такое режимы в схема-терапии
Эмоциональные состояния или «роли», в которые человек переходит под влиянием схем, называют режимами. Изменение этих состояний может быть быстрым, особенно при стрессе или эмоциональных переживаниях. Понимание своих режимов — первый шаг к обучению управлению эмоциями и более осознанному реагированию на ситуации.
Детские режимы Формируются в детстве и обусловлены не удовлетворёнными базовыми потребностями. Это эмоциональные состояния, возникающие при столкновении человека с трудностями.
- Уязвимый ребенок. Ощущение стыда, одиночества, грусти или страха. Человек верит, что потребности его никому не интересны и что его в итоге покинут. Не доверяет людям, боится обид и воспринимает мир как опасный. Часто испытывает одиночество и грусть, ведет себя как чувствительный ребенок, который боится остаться один и привязывается к окружающим.
- Злой ребенок. В таком состоянии человек испытывает гнев, раздражение и недовольство из-за угроз, критики, несправедливости или отказа в желаемом. Могут предъявляться грубые и завышенные требования, считая окружающих обязанными перед собой. Иногда гнев проявляется не напрямую, а пассивно — через упрямство и нелогичное поведение.
- Импульсивный ребенок. Желания старается исполнить моментально, не задумываясь о последствиях. Поступает эгоистично и импульсивно, словно избалованный ребёнок. Трудно выполняет привычные задачи, выдерживает неудобства и доводит начатое дело до конца. С легкостью теряет интерес, отвлекается, не может сосредоточиться и быстро сдаётся.
Критикующие, или родительские, режимы Это «голоса» из прошлого, зачастую внутренне усвоенные позиции родителей.
- Требовательный критик. Вечно толкает к осуществлению невозможного. У него преувеличенные, высоких запросы к себе.
- Наказывающий критик. Показана жестокость и агрессия по отношению к самому себе. Не простит ошибок, постоянно критиковал и обвинял себя, иногда приходя к самоповреждению. Чувствует стыд, ненависть и презрение к себе.
- Внушающий вину критик. В таком состоянии человек испытывает чувство вины и ответственности за благополучие остальных. Ему сложно отказываться в отношениях, ставить границы и высказывать свои потребности, поскольку считает нужды окружающих важнее своих.
Копинговые режимы Способы, которыми человек справляется с эмоциональной болью, не решают проблему, а помогают избежать неприятных переживаний.
Основные копинг-стратегии:
- Избегание: Человек стремится избегать болезненных чувств. Избегает обсуждений о трудных вещах, уходит в работу, откладывает дела, прибегает к алкоголю или другим средствам, чтобы подавить эмоциональные переживания.
- Гиперкомпенсация: Желание опровергнуть утверждение побуждает человека доказать своей собственной и чужой точки зрения ошибочность схемы.
- Капитуляция: Восприятие себя как жертвы. Человек находится в пассивной позиции и не стремится воздействовать на сложившуюся обстановку.
Механизмы выживания могут сохранять жизнь, но иногда приводят к повторению разрушительных моделей поведения. Понимание способов реагирования человека на страдание — важный этап в терапии.
Здоровые режимы Это состояния личности, при которых человек демонстрирует эмоциональную устойчивость, осознанность и здоровые стратегии взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Такие состояния помогают справляться с трудностями, поддерживать гармоничные отношения и удовлетворять базовые потребности без активации дезадаптивных схем.
Счастливый ребенок |
Заботливый родитель |
Здоровый взрослый |
Чувствует радость, довольство, любопытство и ощущение защищённости. В таком состоянии человек открыто проявляет чувства и радуетя жизнью. |
Чувствует и разделяет чувства других, оказывает поддержку и проявляет заботу как к себе, так и к окружающим. Способен сопереживать и осознавать собственные нужды. |
Принимает разумные решения, несет ответственность за собственную жизнь и заботится о себе и окружающих. Ощущает собственные эмоции и умеет управлять ими.
|
Терапевт помогает клиенту понять, как его фундаментальные убеждения и связанные с ними негативные модели поведения проявляются в повседневной жизни. Эти схемы и модели, подобно «навигатору», ведут человека по жизни, заставляя попадать снова и снова в одни и те же ловушки. Схема-терапия помогает клиенту сформировать здоровые модели, которые позволят жить более осознанно и свободно.
При каких расстройствах эффективна схема-терапия
Схема-терапия помогает преодолевать глубокие эмоциональные трудности и жизненные проблемы, часто связанные со старыми убеждениями и привычками поведения. Данный метод показывает хорошие результаты в работе с психологическими и эмоциональными расстройствами, особенно если те связаны с детскими травмами.
Расстройства личности. Схема-терапия позволяет изменять глубоко укоренившиеся модели мышления, формирующие такие состояния.
- Люди с пограничным расстройством личности испытывают резкие скачки настроений, боятся одиночества и сталкиваются с проблемами в общении. Благодаря терапии им удаётся снизить интенсивность эмоциональных всплесков и учиться создавать устойчивые отношения.
- Схема-терапия помогает справиться с завышенными ожиданиями и стремлением к признанию, которые скрывают внутреннюю неуверенность при нарциссическом расстройстве личности.
- Люди с избегающим расстройством личности стремятся избежать близости, защищаясь от потенциальной боли. Терapia может помочь снизить страх отвержения и развивать здоровые отношения.
Депрессивные расстройства. Схема-терапия полезна при лечении депрессии, возникшей из-за негативных представлений о себе и окружающем мире. Люди ощущают себя бесполезными и неспособными что-либо изменить. Лечение помогает выявить такие мыслительные шаблоны и заменить их более позитивными.
Тревожные расстройства. Терапия эффективна, потому что выявляет убеждения, которые усиливают тревогу, и заменяет их здоровыми. Например, люди с генерализированным тревожным расстройством часто беспокоятся из-за уверенности в небезопасности мира. Метод снижает уровень тревоги и учит справляться с неуверенностью.
Зависимости. Попытки избегать эмоциональных страданий часто приводят к использованию этой схемы терапии.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В процессе терапии можно переосмыслить травмирующий опыт и скорректировать убеждения, которые усугубляют страдания, например «Я немощный» или «Мир представляет угрозу».
Созависимые отношения. Потребности каждого человека важны и не стоит их упускать из виду ради других в попытках установить крепкие отношения.
Сравнение схема-терапии и КПТ
Схема-терапия и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогают людям преодолевать эмоциональные трудности и изменить деструктивные модели поведения. Методы работают с мыслями, эмоциями и поведением, но отличаются фокусом, глубиной и методами работы. Несмотря на общее начало, схема-терапия включает особенности других практик.
В схеме-терапии внимание уделяется изучению прошлого клиента. Специалист помогает разобраться, как детские события повлияли на формирование дисфункциональных схем, и учит преодолевать их. Например, если человек ощущает отсутствие любви со стороны окружающих, терапевт помогает ему обнаружить связь с детскими переживаниями и корректировать это убеждение.
В когнитивно-поведенческой терапии внимание уделяется настоящему моменту. Клиент обучается распознавать и изменять автоматические мысли, формирующие его поведение. Так, человек с социальной тревогой может научиться заменять мысль «Я выгляжу глупо» на утверждение «Мне не нужно быть идеальным, чтобы общаться».
Схема-терапия и КПТ предназначены для решения разных задач, поэтому выбор метода зависит от потребностей клиента. КПТ способствует быстрому преодолению актуальных затруднений, а схема-терапия более глубоко воздействует на убеждения и эмоции. Совместное применение этих подходов может комплексно решать психологические проблемы.
Схема-терапия позволяет выявить глубинный источник повторяющихся трудностей клиента. Метод помогает разобраться с внутренними конфликтами и переосмыслить привычные сценарии. Это ведет к лучшему пониманию собственных эмоций, укреплению уверенности в себе и формированию более здоровых отношений.