Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое схема-терапия
  • Как появилась cхема-терапия
  • Какие бывают схемы
  • Дисфункциональные схемы
  • Функциональные, или позитивные схемы
  • Что такое режимы в схема-терапии
  • При каких расстройствах эффективна схема-терапия
  • Сравнение схема-терапии и КПТ

Многое клиентов обращаются к психологам с вопросами: «Почему я постоянно выбираю неподходящих партнеров?», «Почему я постоянно сравниваю себя с другими, как научиться ценить свои достоинства?» или «Я много работаю, но чувствую себя опустошенным и не знаю, чего на самом деле хочу от жизни?». Схема-терапия помогает найти ответы на эти вопросы. Этот метод позволяет заглянуть глубже — в убеждения и эмоциональные реакции, которые формируются еще в детстве и продолжают влиять на жизнь человека.

В данной публикации авторы сотрудничали с экзистенциально-аналитическим и семейным психологом, а также специалистом из НИИДПО, образовательного учреждения, входящего в группу. АкадемСитиТатьяна Вотинцева расскажет о работе схемы-терапии, о случаях ее применения и ее преимуществах.

Что такое схема-терапия

Схема-терапия – метод психотерапии, помогающий человеку осознать повторяющиеся трудности в жизни и изменить деструктивные модели поведения, заложенные в детстве. Если мужчина вновь и вновь выбирает партнеров, которые его не уважают, или постоянно сталкивается с ощущением недооценки на работе, это может быть связано с так называемыми схемами.

Схемы — это устойчивые убеждения о самом себе, других людях и мире, которые формируются в детстве под влиянием родителей или близких. Эти убеждения создают «призму», через которую человек смотрит на мир. Например, ребенок, который часто слышал от родителей, что должен быть идеальным, может вырасти с убеждением, что его ценность зависит только от успехов. Когда такой человек взрослеет, ставит перед собой слишком высокие цели и чувствует себя несчастным, если их не достигает.

В практике встречаются случаи, когда клиент повторяет тенденцию строить отношения с партнёром, склонным к зависимости. Схема-терапия помогает выявить бессознательные механизмы, лежащие в основе этого паттерна. Обычно это связано с детским опытом наблюдения поведения матери (или значимого взрослого) по отношению к зависимому отцу (партнёру). Цель психотерапевтической работы — осознать дезадаптивные схемы и сформировать способность к автономному выбору в отношениях.

Татьяна Вотинцева

Как появилась cхема-терапия

Создателем метода является американский психолог Джеффри Янг. В 1990-е годы он искал способы помочь людям, которым когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не оказывалась достаточно эффективной. КПТ хорошо справлялась с текущими симптомами и поведением, но часто не решала проблему, корни которой лежали в глубоких травмах или сложных эмоциональных переживаниях из детства.

Схема-терапия опирается на принципы разных направлений.

  1. Янг заимствовал из когнитивно-поведенческой терапии понятие схем — устойчивых убеждений о себе и мире, воздействующих на поведение и эмоции.
  2. Анализ транзакций — метод изучения состояний личности: ребёнка, взрослого и родителя.
  3. Теория привязанности Джона Боулби раскрывает, как первые взаимоотношения с родителями влияют на формирование чувства безопасности.
  4. Гештальт-терапия помогает интегрировать работу с переживаниями и их осознанием.
  5. Юнг исследовал влияние бессознательных моделей поведения, заложенных в дошкольном возрасте.

Схема-терапия использует схемы и режимы для выявления причин повторяющихся реакций на события.
Инструменты терапии помогают клиентам изменить нежелательные модели поведения на более подходящие.

Джеффри Янг совместно с Жанетт Клоско и Марлоу Вишаром создал книгу, ставшую фундаментом схемы-терапии. В нём изложены теоретические принципы, основные концепции и приемы терапии.

Какие бывают схемы

Схемы фундаментальны для формирования личности. Они задают восприятие себя, других и окружающего мира, рисуя сценарии судьбы. Dysfunctionные схемы могут удерживать в нездоровых отношениях или мешать достижению целей. Функциональные же помогают справляться с трудностями и строить гармоничные связи.

Задача терапевта – не только выявлять и понимать существующие у клиента схемы, но и перерабатывать дисфункциональные модели в здоровые.

Схемы формируют основу человеческого существования, определяя его восприятие самого себя, других людей и мира вокруг.

Дисфункциональные схемы

Вредные убеждения препятствуют полноценной жизни человека. Возникают они при невыполнении базовых детских потребностей в любви, безопасности или автономии. Такие схемы побуждают человека к повторению неудачных сценариев. Джеффри Янг выделил 18 схем и сгруппировал их в пять категорий, или доменов. Каждая соответствует определенным не удовлетворенным потребностям развития.

Нарушение связи и отвержение. Этот домен основывается на убеждении, что внешний мир ненадежен, а отношения с другими не приносят тепла, безопасности и любви. Люди, демонстрирующие этот домен, могут ждать отвержения, избегать близости и постоянно ощущать одиночество и изоляцию.

Схема

Как проявляется

Причина

Эмоциональная депривация

Человек уклоняется от близости к другим или инстинктивно тяготеет к замкнутым и дистанцированным личностям. Постоянно ощущает себя одиноким.

Детство без любви. Родители не проявляли теплоты, не оказывали эмоциональной поддержки и пренебрегали переживаниями ребенка.

Отверженность / Покинутость

Человек убежден, что всех покинут: выберут другого или уйдут из жизни. Трудно переносит даже кратковременное расставание: злится, грустит и проявляет чрезмерную привязанность.

Потребность в безопасности нарушена. В детстве у ребенка не было стабильной и спокойной обстановки в семье. Родители часто ссорились, были отсутствующими или погибли.

Недоверие и жестокое обращение

Человек опасается унижения, обмана и эксплуатации. Не верит никому, сторонится всяческих связей. Вступая в отношения, порой склоняется к партнерам, которые плохо с ним обращаются. Это укрепляет его уверенность: доверять небезопасно.

Наиболее остро нарушена нужда в защите. Ребенок в раннем возрасте подвергался насилию, плохому обращению или угрозам.

Дефектность / Стыд

Человек чувствует себя испорченным, недостающим и непригодным. Думает, что его никогда не примут и не полюбят важные для него личности. Всегда себя с кем-либо сравнивает.

Часто родители или родственники предъявляли ребенку претензии, указывали на его несовершенства и принижали его в присутствии других.

Социальная изоляция / Отчужденность

Чувство не причастности к какой-либо группе, ощущение «чужости».

В детстве ребенок сталкивался с неприятием со стороны сверстников или воспитывался в замкнутой семье.

Нарушенная автономия и снижение компетентности. Схема-терапия выделяет домен «Нарушенная автономия и снижение компетентности», охватывающий трудности в самоопределении, уверенности в себе и умении справляться с жизненными трудностями. Люди с этим доменом часто чувствуют себя неспособными жить самостоятельно, принимать решения и добиваться успеха без поддержки других.

Схема

Как проявляется

Причина

Несостоятельность / Зависимость

Чувство неспособности решать жизненные проблемы самостоятельно и постоянная потребность в поддержке других.

Родители запрещали ребёнку самостоятельно выполнять действия и убеждали его в том, что без их поддержки он не сможет справиться.

Уязвимость

Непрекращающее тревожное ожидание катаклизмов: недугов, происшествий, природных бедствий.

Родители, делавшие из мелочей проблему и слишком уделявшие внимание опасностям, пугали ребенка.

Слияние / Неразвитая идентичность

Человек теряет ощущение собственной индивидуальности, полностью слепо подчиняется другому, игнорируя свои потребности. Взрослый повторяет манеру поведения и убеждения матери, стараясь не вызвать её огорчения.

Объединение с родителями, настаивавшими на неизменном следовании своим указаниям, и ограничивавшей независимость ребенка.

Неудача / Несостоятельность

Уверенный в неудаче человек сторонится нового из-за мысли о невозможности достижения успеха.

Завышенные требования, акцентирование ошибок и постоянное сравнение с другими — вот что делали родители, чьи ожидания от ребенка были чрезмерными.

Нарушенные границы. Домен характеризует проблемы с самодисциплиной, соблюдением правил и ограничений. Люди с «Нарушенными границами» могут иметь трудности с регуляцией собственных действий, проявляющиеся в импульсивном поведении, безответственности или нежелании учитывать потребности других.

Схема

Как проявляется

Причина

Избранность / Чувство исключительности

Человек ставит себя превыше остальных, добивается преимуществ и не принимает принцип взаимности. Думает, что обладает правом на все. Цель – превосходство: быть самым удачливым, влиятельным и управлять другими.

Почитание чада чрезмерно переходило границы дозволенного, родители не ставили ему пределов и удовлетворяли любые просьбы.

Недостаток самоконтроля

Человек тянет время, уклоняется от затруднений. Порой действует по наитию, не обдумывая итогов. Трудно ему следовать плану и завершать начатое.

Родители предоставляли ребёнку свободу действий, не воспитывая в нём дисциплины. В результате ребёнок не освоил навыки терпения и преодоления препятствий.

Направленность на других. Этот домен характеризует устойчивый образ поведения, при котором человек ставит потребности, желания и ожидания других превыше собственных. Такое поведение направлено на избегание конфликта, получение одобрения и принятия, что часто приводит к пожертвованию собственными желаниями и чувствами. Формирование этого домена обусловлено страхом отвержения, чувством вины или потребностью в любви и принятии.

Схема

Как проявляется

Причина

Покорность

Индивид сдерживает свои нужды и стремления, стараясь предотвратить разногласия и угодить окружающим.

Родители-авторитарники, настаивавшие на послушании, не учитывали стремления ребёнка.

Самопожертвование

Человек жертвовал своими потребностями ради других, чтобы избежать чувства вины из-за кажущегося эгоистичным поведения. Считая окружающих слабыми и беспомощными, взял на себя заботу о них. Однако, отдавая слишком много, часто чувствовал обиду и негодование от отсутствия ответной поддержки.

Родители воспитывали в детях ценность помощи другим, считая её более важной, чем собственные желания.

Поиск одобрения

Людям хочется получать одобрение и признание, даже когда это идет вразрез с их настоящими желаниями. В этом проявляется стремление к статусу, красивой внешности, богатству или успехам. Самооценка складывается из похвалы окружающих, а не личных убеждений.

Родители измеряли ценность ребёнка исключительно результатами и внешним признаком успеха. Поощряли добродетель в соответствии с их требованиями.

Сверхбдительность и подавление эмоций. Домен связан с убеждением о том, что мир опасен, а проявление эмоций может иметь негативные последствия. Люди, следуя этому домену, чувствуют необходимость быть постоянно настороже, контролировать эмоции и поведение, чтобы избежать угрозы, осуждения или неудачи. Такое поведение может казаться холодным, напряженным или слишком строгим, но это защитный механизм.

Схема

Как проявляется

Причина

Пессимизм

Человек предвосхищает неприятности, замечает лишь плохое, пренебрегая положительными сторонами. Часто сетует, пытаясь вызвать сочувствие и внимание, а не добиваясь помощи или советов.

Часто родители обращают внимание на отрицательные стороны жизни ребенка, либо критикуют его.

Подавление эмоций

Человек сдерживает желания и эмоции, опасаясь потери уважения, одиночества или вреда другим. Такой человек не демонстрирует гнева или радости, скрывает свою уязвимость, избегает разговоров о чувствах и неукоснительно следует правилам поведения.

Родители не одобряли демонстрацию чувств и пренебрегали переживаниями ребёнка.

Перфекционизм

Человек добивается идеального результата и от себя, и от окружающих, отдавая при этом здоровье и счастье. Проживает в постоянной тревоге.

Требование к детям было абсолютным совершенством. Планка постоянно поднималась, а за малейшие огрехи следовал упрёк.

Жестокость к себе и другим

Нередко человек предъявляет другим претензии из-за несоблюдения его жёстких норм и настаивает на наказании за проступки. Излишняя требовательность, критичность и нетерпимость к любым погрешностям, в том числе и собственным, являются характерными чертами такого человека.

Ребенку жестокие наказания полагались за промахи, а родители строго следили за выполнением правил.

Функциональные, или позитивные схемы

Это прочные и благоприятные установки, помогающие человеку преодолевать жизненные трудности, создавать гармоничные отношения и реализовывать свои цели. Такие схемы формируются при условии удовлетворения основных эмоциональных потребностей ребенка, а также поддержки, любви и принятия со стороны окружающих.

Позитивные шаблоны мысли не входят в первоначальную идею схема-терапии. Сейчас нет установленного списка подобно классификации дезадаптивных схем Джеффри Янга. Функциональные схемы считаются здоровыми установками, противостоящими дезадаптивным.

Здоровая автономияОбладатель такой схемы проявляет самодостаточность, способен действовать самостоятельно и нести за свои поступки ответственность. К примеру, может начать новое дело или перебраться в другое место, уверенный в своей способности преодолеть трудности.

Эмоциональная стабильность. Люди, испытавшие заботу близких в детстве, формируют это убеждение.

Реалистичные ожидания. Эта схема помогает человеку принимать себя без стремления к недостижимым идеалам. Неудачи воспринимаются как опыт, а не повод для самокритики.

Забота о себе и других. Человек проявляет заботу к близким, принимая их помощь, откровенно выражает свои нужды. Важно для человека уважать собственные интересы, равно как и чужие, и находить время для личного досуга.

Эмоциональная открытость. У людей, научившихся в детстве понимать и принимать собственные эмоции, формируется способность открыто говорить о переживаниях и строить доверительные отношения.

Если в детстве основные потребности человека не были удовлетворены, такие схемы можно сформировать в процессе терапии. Например, терапевт помогает клиенту осознать и заменить деструктивные убеждения на более полезные. Постепенно человек начинает доверять себе, своим чувствам и окружающим, что делает жизнь более гармоничной.

Что такое режимы в схема-терапии

Эмоциональные состояния или «роли», в которые человек переходит под влиянием схем, называют режимами. Изменение этих состояний может быть быстрым, особенно при стрессе или эмоциональных переживаниях. Понимание своих режимов — первый шаг к обучению управлению эмоциями и более осознанному реагированию на ситуации.

Детские режимы Формируются в детстве и обусловлены не удовлетворёнными базовыми потребностями. Это эмоциональные состояния, возникающие при столкновении человека с трудностями.

  1. Уязвимый ребенок. Ощущение стыда, одиночества, грусти или страха. Человек верит, что потребности его никому не интересны и что его в итоге покинут. Не доверяет людям, боится обид и воспринимает мир как опасный. Часто испытывает одиночество и грусть, ведет себя как чувствительный ребенок, который боится остаться один и привязывается к окружающим.
  2. Злой ребенок. В таком состоянии человек испытывает гнев, раздражение и недовольство из-за угроз, критики, несправедливости или отказа в желаемом. Могут предъявляться грубые и завышенные требования, считая окружающих обязанными перед собой. Иногда гнев проявляется не напрямую, а пассивно — через упрямство и нелогичное поведение.
  3. Импульсивный ребенок. Желания старается исполнить моментально, не задумываясь о последствиях. Поступает эгоистично и импульсивно, словно избалованный ребёнок. Трудно выполняет привычные задачи, выдерживает неудобства и доводит начатое дело до конца. С легкостью теряет интерес, отвлекается, не может сосредоточиться и быстро сдаётся.

Критикующие, или родительские, режимы Это «голоса» из прошлого, зачастую внутренне усвоенные позиции родителей.

  1. Требовательный критик. Вечно толкает к осуществлению невозможного. У него преувеличенные, высоких запросы к себе.
  2. Наказывающий критик. Показана жестокость и агрессия по отношению к самому себе. Не простит ошибок, постоянно критиковал и обвинял себя, иногда приходя к самоповреждению. Чувствует стыд, ненависть и презрение к себе.
  3. Внушающий вину критик. В таком состоянии человек испытывает чувство вины и ответственности за благополучие остальных. Ему сложно отказываться в отношениях, ставить границы и высказывать свои потребности, поскольку считает нужды окружающих важнее своих.

Копинговые режимы Способы, которыми человек справляется с эмоциональной болью, не решают проблему, а помогают избежать неприятных переживаний.

Основные копинг-стратегии:

  • Избегание: Человек стремится избегать болезненных чувств. Избегает обсуждений о трудных вещах, уходит в работу, откладывает дела, прибегает к алкоголю или другим средствам, чтобы подавить эмоциональные переживания.
  • Гиперкомпенсация: Желание опровергнуть утверждение побуждает человека доказать своей собственной и чужой точки зрения ошибочность схемы.
  • Капитуляция: Восприятие себя как жертвы. Человек находится в пассивной позиции и не стремится воздействовать на сложившуюся обстановку.
В схеме-терапии режимы понимаются как разные эмоциональные состояния, в которые человек периодически погружается. Это различные «Я», которые могут появляться при стрессе или переживаниях. Такие «Я» не случайны, они связаны с нашими схемами. Понимание этих связей — важный шаг к саморегуляции.

Татьяна Вотинцева

Механизмы выживания могут сохранять жизнь, но иногда приводят к повторению разрушительных моделей поведения. Понимание способов реагирования человека на страдание — важный этап в терапии.

Здоровые режимы Это состояния личности, при которых человек демонстрирует эмоциональную устойчивость, осознанность и здоровые стратегии взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Такие состояния помогают справляться с трудностями, поддерживать гармоничные отношения и удовлетворять базовые потребности без активации дезадаптивных схем.

Счастливый ребенок

Заботливый родитель

Здоровый взрослый

Чувствует радость, довольство, любопытство и ощущение защищённости. В таком состоянии человек открыто проявляет чувства и радуетя жизнью.

Чувствует и разделяет чувства других, оказывает поддержку и проявляет заботу как к себе, так и к окружающим. Способен сопереживать и осознавать собственные нужды.

Принимает разумные решения, несет ответственность за собственную жизнь и заботится о себе и окружающих. Ощущает собственные эмоции и умеет управлять ими.

Схема-терапия направлена на глубокую трансформацию, а не просто избавление от проблем.
Терапевт помогает клиенту понять, как его фундаментальные убеждения и связанные с ними негативные модели поведения проявляются в повседневной жизни. Эти схемы и модели, подобно «навигатору», ведут человека по жизни, заставляя попадать снова и снова в одни и те же ловушки. Схема-терапия помогает клиенту сформировать здоровые модели, которые позволят жить более осознанно и свободно.

Татьяна Вотинцева

При каких расстройствах эффективна схема-терапия

Схема-терапия помогает преодолевать глубокие эмоциональные трудности и жизненные проблемы, часто связанные со старыми убеждениями и привычками поведения. Данный метод показывает хорошие результаты в работе с психологическими и эмоциональными расстройствами, особенно если те связаны с детскими травмами.

Расстройства личности. Схема-терапия позволяет изменять глубоко укоренившиеся модели мышления, формирующие такие состояния.

  1. Люди с пограничным расстройством личности испытывают резкие скачки настроений, боятся одиночества и сталкиваются с проблемами в общении. Благодаря терапии им удаётся снизить интенсивность эмоциональных всплесков и учиться создавать устойчивые отношения.
  2. Схема-терапия помогает справиться с завышенными ожиданиями и стремлением к признанию, которые скрывают внутреннюю неуверенность при нарциссическом расстройстве личности.
  3. Люди с избегающим расстройством личности стремятся избежать близости, защищаясь от потенциальной боли. Терapia может помочь снизить страх отвержения и развивать здоровые отношения.

Депрессивные расстройства. Схема-терапия полезна при лечении депрессии, возникшей из-за негативных представлений о себе и окружающем мире. Люди ощущают себя бесполезными и неспособными что-либо изменить. Лечение помогает выявить такие мыслительные шаблоны и заменить их более позитивными.

Тревожные расстройства. Терапия эффективна, потому что выявляет убеждения, которые усиливают тревогу, и заменяет их здоровыми. Например, люди с генерализированным тревожным расстройством часто беспокоятся из-за уверенности в небезопасности мира. Метод снижает уровень тревоги и учит справляться с неуверенностью.

Зависимости. Попытки избегать эмоциональных страданий часто приводят к использованию этой схемы терапии.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В процессе терапии можно переосмыслить травмирующий опыт и скорректировать убеждения, которые усугубляют страдания, например «Я немощный» или «Мир представляет угрозу».

Созависимые отношения. Потребности каждого человека важны и не стоит их упускать из виду ради других в попытках установить крепкие отношения.

Сравнение схема-терапии и КПТ

Схема-терапия и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогают людям преодолевать эмоциональные трудности и изменить деструктивные модели поведения. Методы работают с мыслями, эмоциями и поведением, но отличаются фокусом, глубиной и методами работы. Несмотря на общее начало, схема-терапия включает особенности других практик.

В схеме-терапии внимание уделяется изучению прошлого клиента. Специалист помогает разобраться, как детские события повлияли на формирование дисфункциональных схем, и учит преодолевать их. Например, если человек ощущает отсутствие любви со стороны окружающих, терапевт помогает ему обнаружить связь с детскими переживаниями и корректировать это убеждение.

В когнитивно-поведенческой терапии внимание уделяется настоящему моменту. Клиент обучается распознавать и изменять автоматические мысли, формирующие его поведение. Так, человек с социальной тревогой может научиться заменять мысль «Я выгляжу глупо» на утверждение «Мне не нужно быть идеальным, чтобы общаться».

Схема-терапия и КПТ предназначены для решения разных задач, поэтому выбор метода зависит от потребностей клиента. КПТ способствует быстрому преодолению актуальных затруднений, а схема-терапия более глубоко воздействует на убеждения и эмоции. Совместное применение этих подходов может комплексно решать психологические проблемы.

Схема-терапия позволяет выявить глубинный источник повторяющихся трудностей клиента. Метод помогает разобраться с внутренними конфликтами и переосмыслить привычные сценарии. Это ведет к лучшему пониманию собственных эмоций, укреплению уверенности в себе и формированию более здоровых отношений.