Фото: img.freepik.com

Фото: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.

Посетить уроки, провести совещание, составить аналитическую справку, проверить журналы, просмотреть новости и письма ведомств, встретиться с родителями — далеко не полный перечень ежедневных обязанностей учителя. При таком объеме работы всегда есть риск потратить время на мелкие дела и не успеть со всем основным. Мария Емельянова, заместитель директора по УВР школы №27 г. Люберцы, делится «методом 1-3-5», который поможет правильно расставить приоритеты.

Суть «метода 1-3-5»

Метод «1-3-5» или «Правило девяти задач» предполагает планирование на каждый день девяти дел. Такое количество задач считается психологически приемлемым для человека.

С планами определились, теперь разделим задачи.

  • ОДНА важная задача.

Важнейшим делом сегодняшнего дня является то, которое необходимо выполнить обязательно и на выполнение которого будет затрачено наибольшее количество времени.

Основную задачу нельзя отложить, поэтому в день запланируйте не более одной. Будьте уверены, она станет вашим главным приоритетом. Начинайте важнейшую задачу дня тогда, когда чувствуете себя энергичным и со свежим разумом. Подход здесь индивидуальный. Если вы продуктивны с утра, то планируйте главную задачу на утро. Если же в второй половине дня – переместите её во второй половине дня.

  • ТРИ менее важные задачи.

Эти задачи менее значимы, чем главная цель дня.

К второстепенным делам относятся, к примеру, посещение совещаний и проверка журналов.

  • ПЯТЬ мелких задач.

В этот список войдут небольшие рабочие поручения, например, сообщение в чат учителей, просмотр почты. Это повседневные мелочи, которые мы часто выполняем спонтанно. Но на самом деле тоже задачи. Без планирования их легко пропустить.

Много мелких задач порождает психологический барьер: человек подсознательно препятствует их выполнению.
Возникают отговорки: «это просто, завтра сделаю», «сейчас прочту новости и сделаю», «я еще недостаточно отдохнул после обеда» и так далее. Если мелкие задачи постоянно откладывать, то их количество увеличится, и они начнут мешать справляться с важными вопросами.

Преимущества «метода 1-3-5»

  1. Вы видите результаты своей работы.

К концу дня станет ясно, чего удалось добиться, а чего не получилось. Успешное завершение всех задач принесёт чувство удовлетворения.

  1. Изменить график работы на ближайшие дни проще всего.

В случае появления внезапных заданий в течение дня добавляйте их в соответствующую группу. Это позволит вам увидеть полную картину выполнения работ. Возможно, вы справитесь с более чем девятью задачами. Возможно же и так, что вы завершите дополнительные задачи, но не выполните запланированные.

  1. Правило девяти дел содействует установлению приоритетов.

Вы ясно осознаете главную задачу из списка. Возникновение новых задач допускает их группировку. Вы быстро определите, что можно отложить, а чего избежать невозможно.

  1. Метод можно просто настроить под свои задачи.

Девять дел останутся неизменными, но порядок их группировки может меняться: например, 2-2-5, 2-4-3 и так далее. В школе часто возникает несколько срочных задач за день. При регулярном использовании правила вы быстро определите наиболее удобную комбинацию для себя.

Два главных принципа планирования

  1. Ставьте выполнимые задачи.

Метод 1-3-5 пригоден для составления ежедневного плана работы. Не включайте в список задачи мирового масштаба — изучение иностранного языка, разработка новой программы воспитания, обновление РП. Вносимые в список задачи должны быть осуществимы за один день. Для глобальных дел разделите их на этапы и последовательно добавляйте эти этапы в планы.

  1. Не бойтесь менять планы.

При изменении ситуации уточняйте и список дел на день. Прежде всего, определяйте приоритеты: добавляйте новые задачи в соответствующую группу, избегая перегрузки рабочего плана.