
Фото: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Посетить уроки, провести совещание, составить аналитическую справку, проверить журналы, просмотреть новости и письма ведомств, встретиться с родителями — далеко не полный перечень ежедневных обязанностей учителя. При таком объеме работы всегда есть риск потратить время на мелкие дела и не успеть со всем основным. Мария Емельянова, заместитель директора по УВР школы №27 г. Люберцы, делится «методом 1-3-5», который поможет правильно расставить приоритеты.
Суть «метода 1-3-5»
Метод «1-3-5» или «Правило девяти задач» предполагает планирование на каждый день девяти дел. Такое количество задач считается психологически приемлемым для человека.
С планами определились, теперь разделим задачи.
-
ОДНА важная задача.
Важнейшим делом сегодняшнего дня является то, которое необходимо выполнить обязательно и на выполнение которого будет затрачено наибольшее количество времени.
Основную задачу нельзя отложить, поэтому в день запланируйте не более одной. Будьте уверены, она станет вашим главным приоритетом. Начинайте важнейшую задачу дня тогда, когда чувствуете себя энергичным и со свежим разумом. Подход здесь индивидуальный. Если вы продуктивны с утра, то планируйте главную задачу на утро. Если же в второй половине дня – переместите её во второй половине дня.
-
ТРИ менее важные задачи.
Эти задачи менее значимы, чем главная цель дня.
К второстепенным делам относятся, к примеру, посещение совещаний и проверка журналов.
-
ПЯТЬ мелких задач.
В этот список войдут небольшие рабочие поручения, например, сообщение в чат учителей, просмотр почты. Это повседневные мелочи, которые мы часто выполняем спонтанно. Но на самом деле тоже задачи. Без планирования их легко пропустить.
Много мелких задач порождает психологический барьер: человек подсознательно препятствует их выполнению.
Возникают отговорки: «это просто, завтра сделаю», «сейчас прочту новости и сделаю», «я еще недостаточно отдохнул после обеда» и так далее. Если мелкие задачи постоянно откладывать, то их количество увеличится, и они начнут мешать справляться с важными вопросами.
Преимущества «метода 1-3-5»
-
Вы видите результаты своей работы.
К концу дня станет ясно, чего удалось добиться, а чего не получилось. Успешное завершение всех задач принесёт чувство удовлетворения.
-
Изменить график работы на ближайшие дни проще всего.
В случае появления внезапных заданий в течение дня добавляйте их в соответствующую группу. Это позволит вам увидеть полную картину выполнения работ. Возможно, вы справитесь с более чем девятью задачами. Возможно же и так, что вы завершите дополнительные задачи, но не выполните запланированные.
-
Правило девяти дел содействует установлению приоритетов.
Вы ясно осознаете главную задачу из списка. Возникновение новых задач допускает их группировку. Вы быстро определите, что можно отложить, а чего избежать невозможно.
-
Метод можно просто настроить под свои задачи.
Девять дел останутся неизменными, но порядок их группировки может меняться: например, 2-2-5, 2-4-3 и так далее. В школе часто возникает несколько срочных задач за день. При регулярном использовании правила вы быстро определите наиболее удобную комбинацию для себя.
Два главных принципа планирования
-
Ставьте выполнимые задачи.
Метод 1-3-5 пригоден для составления ежедневного плана работы. Не включайте в список задачи мирового масштаба — изучение иностранного языка, разработка новой программы воспитания, обновление РП. Вносимые в список задачи должны быть осуществимы за один день. Для глобальных дел разделите их на этапы и последовательно добавляйте эти этапы в планы.
-
Не бойтесь менять планы.
При изменении ситуации уточняйте и список дел на день. Прежде всего, определяйте приоритеты: добавляйте новые задачи в соответствующую группу, избегая перегрузки рабочего плана.