
Изображение: Викимедиа Commons / Depositphotos. Рисунок: Юлия Замжицкая.
4 июня 470 года до нашей эры, по косвенным данным ученых, родился древнегреческий философ Сократ. Он предложил миру один из самых эффективных способов передачи и усвоения информации: диалог, где знания добываются в процессе поиска. Этот метод остается действенным и востребованным на протяжении тысячелетий. Педагог и общественный деятель Александр Городинский объясняет, как учителю на практике применять сократовский диалог.
Метод Сократа – один из тех, которые использовались в учебных заведениях, где я трудился. Его простота заключается в том, что учитель задаёт вопросы так, чтобы ученик самостоятельно искал и открывал путь к результату. Вмешательство учителя минимально, но для того, чтобы этот метод был эффективен, требуется огромный профессионализм.
Метод Сократа эффективно функционирует при соблюдении определённых условий.
- Преподаватель удостоверился, что учащийся освоил термины, аксиомы и фундаментальные положения дисциплины, её тем и содержания.
- Преподаватель задал первые вопросы, чтобы начать беседу.
- Учитель ставит уточняющие вопросы, основываясь на предыдущем ответе ученика.
- Педагог ставит вопросы постепенно, начиная с простых и усложняя их по мере продвижения.
- Преподаватель ставит перед студентами вопрос, предлагая найти его решение посредством поиска и исследования.
- Вопросы по завершению беседы должны быть направлены на то, чтобы ученик самостоятельно подвел ее итоги.
В педагогике можно использовать сократовский метод по-разному.
Чтобы повышать сложность заданий
Ученик освоил базовые правила выполнения механических действий или способы решения задач по математике, физике и химии. Преподаватель по мере выполнения заданий ставит перед ним все более сложные задачи для самостоятельной работы. Скорость обучения зависит от успехов ребенка. Пока ученик выполняет самостоятельную работу, преподаватель задаёт ему такие вопросы: «Почему выбран именно такой способ? Можно ли действовать иначе? Почему этот вариант эффективен? Какие мысли возникают при выполнении?».
Чтобы развивать эмпатию
Началом является усвоение понятия «эмпатия». В данном случае под этим словом мы, как и коллеги, подразумевали «со-мыслие», «со-чувствие», «со-переживание», «со-страдание». В зависимости от контекста одно из этих определений оказывалось более актуальным.
Задания могут касаться вытекания любви, дружбы, помощи, сотрудничества, ответственности и т. п. из эмпатии.
Можно попросить рассмотреть проявление эмпатии в сложной ситуации или её влияние на творчество. Диалог должен завершиться демонстрацией личной эмпатии в конкретном действии.
Чтобы формировать мировоззрение
Существует связь между мировоззрением и личностью. Личность формируется под влиянием мировоззрения, а мировоззрение отражает индивидуальность. Учитель помогает ученику постичь эту взаимосвязь, давая возможность самостоятельно развиваться. Для этого задаются вопросы: «Как ты видишь (определенное) историческое событие? На основании чего ты делаешь такой вывод о событии (процессе)? Как ты ощущаешь мир?».
Чтобы формировать ценности
Важно понять, что ценности формируют мировоззрение. Тогда возникают вопросы: какие ценности считаешь лично важными? Что каждая из них для тебя значит? Как твои ценности влияют на твою мотивацию?
Чтобы обучить интроспективному анализу
Суть такова: «внутренний анализ — путь к познанию себя». Цель — развить навык задавать самому себе вопросы для самопознания и совершенствования. Учитель может задать такие вопросы: «Какие вопросы ты хочешь задать себе? Какие важные проблемы тебя беспокоят? Какие шаги ты намерен предпринять, решаю эти проблемы? Расскажи, что думает твое мышление при постановке вопросов?».
В гуманной педагогике неприемлемо задавать вопросы, которые:
- унижают, уничтожают отвечающего, кофнузят;
- демонстрируют насколько вопрошающий умнее.
Каждый учитель в коллективах, где я работал, перерабатывал метод Сократа под конкретного ученика и педагогическую ситуацию. Поэтому созданный, например, учителем Галицким метод называли «методом Сократа-Галицкого», поскольку он приспособил его к собственному характеру, стилю работы и мировоззрению.
Если бы Платон посетил наши занятия, его поразило бы разнообразие, которое рождает изложенный им метод.